Среди врагов Пушкина ее имя называется в непременном порядке в начале списка. Хотя недобрая слава прицепилась к дочери графа Григория Александровича Строганова задолго до трагических событий 1837-го. Молва приписывала женщине злобный характер и прыть отменной интриганки.
Но даже после тщательных двухвековых изысканий так и не найден определенный ответ, за что же Идалия Полетика так люто возненавидела поэта, перед талантом которого преклонялась вся Россия. Во всей спорности выдвинутых версий предельно ясным остается только сам факт - троюродная сестра женки Пушкина одна из ключевых фигур в позорной травле гения русского слова.
Именно она заманила наивную подружку в свою квартиру в Кавалергардском полку для встречи с Дантесом. Свидание и стало последней каплей терпения поэта, привело к горькой развязке. Гнев Пушкина, оскорбительное письмо к Геккерну, ответный вызов на дуэль, смертельный выстрел на Черной речке.
Трагедия, что до сей поры волнует умы и трогает сердца почитателей поэта. Глубокая тема, которую так мелко размыли нынче в незамысловатую мелодраму. Размышляя над сериалом "Натали и Александр", уважаемые читатели, и признавая важность современного художественного осмысления, отмахнуться от чувства легкой досады все ж таки не получается.
Что ни персонаж, то туча вопросов. Не во всем соглашаясь с авторами киноверсии любви поэта к Гончаровой, рискнем однако в сегодняшнем разговоре обсудить другое - образ одного из врагов Пушкина. Идалия Полетика как раз и вошла в историю, что в свое время оказалась в орбите совсем не романтических страстей великого литератора.
Но для начала вспомним реальные факты. Кто же она такая, Идалия-Мария Григорьевна Полетика? И откуда взялась в окружении Пушкиных.
Известно, что матушка жены гениального сочинителя была внебрачной дочерью Ивана Александровича Загряжского. Ребенка он прижил в романе с Ульрикой фон Поссе, дочерью остзейского помещика Липхарта. Обманом увез ее от мужа. Вырастила же девочку законная супруга генерал-поручика, кому он и передал с рук на руки свою молоденькую любовницу.
Родная сестра Ивана Загряжского Елизавета в свое время вышла замуж за барона Александра Николаевича Строганова. Так древняя дворянская фамилия породнилась с богатой династией российских промышленников. В этом браке и появился на свет двоюродный брат Натальи Ивановны Гончаровой.
Внебрачные дети, в общем-то, обычное дело для той поры. Граф Григорий Александрович Строганов, тот самый двоюродный брат тещи Пушкина, не остался в стороне от всеобщего поветрия. Девочка Идалия родилась у него якобы от горячей любви к дочери португальской доны де Алмейды и немецкого графа Карла де Ойенгаузена. Сие счастье выпало носителю известной фамилии во время его дипломатической миссии в Мадриде.
Хотя причастие красавицы к появлению на свет прекрасного дитя ставится под сомнение. Осведомленные люди утверждали, что у Жулианы Марии Луизы Каролины Софии, в православии Юлии Петровны, детей отродясь не было.
Сама же Полетика в письмах к подруге, иронизируя по поводу своего рождения, больше сомневалась как раз в отцовстве. Недаром матушка дважды правила детскую метрику . Соответственно менялся и возраст девочки. Позже, говоря о разнице лет с Дантесом, Идалия определяла ее в четыре года. Доподлинно известно, что Жорж Шарль родился в 1812-м.
Впоследствии батюшка женился таки на предполагаемой матери , но ребенка, которая к тому моменту стала цветущей девицей, так и не удочерил. Хотя технология признания существовала и в те времена, достаточно было подать прошение на имя императора. Так Идалия и жила до замужества в родительском доме на правах воспитанницы.
С московской родственницей непризнанная дочь графа до поры до времени и знакома-то не была. Все изменилось с переездом троюродной сестры в Петербург. В столице и сблизились юная жена поэта Александра Пушкина и супруга кавалергарда Александра Полетики. И на первых порах все шло прекрасно. Идалия Григорьевна стала часто бывать у молодых, поддерживала Наталью Николаевну, давала кое-какие советы, наставляла на правах старшей.
Ее имя то и дело мелькало в семейной переписке Пушкиных. Так, в осеннем 1833 года письме из Болдинского поместья Александр Сергеевич не забыл упомянуть и родственницу: - "Кланяюсь Мещерской, Софье Николаевне, княгине и княжнам Вяземским. Полетике скажи, что за ее поцелуем явлюсь лично, а что -де на почте не принимают."
Были ли они знакомы прежде? Говорят, что сталкивались в Петербурге. Сложно предположить как часто, непокорного поэта то и дело отлучали от столицы. Могла ли и без того пребывающая в сложной семейной ситуации девушка увлечься человеком неблагонадежной репутации? Вряд ли. Романтической натурой дама, похоже, никогда не была.
Сомнительно, что и Пушкин при всей его славе ловеласа мог проникнуться любовным интересом к особе такого склада. Все-таки у поэта был абсолютный жизненный слух. Фальшь, душевную неточность он чувствовал наверняка.
Можно предположить с большой долей вероятности, что отношения между Пушкиными и троюродной сестрой испортились с появлением в петербургских кругах красавчика Жоржа Дантеса. Француз как раз и был определен в 1834 году в Кавалергардский полк под начало Александра Михайловича Полетики.
Ни одному из исследователей пока так и не удалось предъявить неоспоримые доказательства тайного романа жены полковника Полетики с поручиком Дантесом. В своих письмах к барону Геккерну, признаваясь в безумной страсти к замужней даме, Жорж Шарль имени красотки не раскрывает. Ясно только, что увлечение было не единственным в жизни женского любимчика.
Горю же госпожи Полетики, когда Дантес был заключен под стражу, а после суда выслан из России, трудно найти иное оправдание. Она отсылала во Францию полные любви и отчаяния письма и до конца дней оставалась на стороне семейства Дантесов-Геккернов.
Долгое время Полетика состояла в переписке с Екатериной Геккерн и через нее слала приветы убийце поэта: - "Передайте тысячи добрых слов барону и поцелуйте за меня вашего мужа. На этом расстоянии вы не можете ревновать, не правда ли, мой друг?"
Она и тут выстроила свою хитрую игру. Прикрываясь теплым участием к непростой судьбе свояченицы поэта, поддерживала эпистолярный роман с возлюбленным. Но повторяю, что неопровержимых доказательств ее связи с молодым кавалергардом так и не было предъявлено.
В позиции предположений остаются и домыслы, что именем троюродной сестры она хотела прикрыть свою тайную страсть. Хотя допустить огласку действительно было подобно смерти, репутация жены командира эскадрона и без того была сильно подмочена.
Даже Пушкин, правда, со смехом описывал женке, как по-домашнему любовно обращался поэт к супруге, что в очередной раз за честь их родственницы перед высоким чином неосмотрительно вступился молоденький офицер. За что и был разжалован в солдаты и отправлен под пули горцев. Полетика тоже комментировала эту скандальную историю в письме к приятельнице.
Все же думается, причина кроется в другом. Хотя многие из окружения Пушкина и сомневались во влюбленности Дантеса в Гончарову. Подруга поэта Александра Осиповна Смирнова-Россет утверждала, что француз не мог всерьез увлечься Натали, поскольку считал ее глупенькой и малоинтересной.
Но ближе к правде, хотя и это только догадки, Полетику одолела ревность. Идалия действительно в письмах того времени жаловалась, что мужчина ее сердца стал редко захаживать. В желании вернуть его расположение, ей и вздумалось устранить соперницу.
Приемный сын голландского посланника явно добивался внимания Пушкиной. Хотя поначалу это вовсе не смущало поэта, он обычно с благоразумной иронией относился к многочисленным поклонникам красивой своей супруги. Да и Дантес держался в рамках приличий. Достоинство Натальи Николаевны, с каким она принимала ухаживания, сомнению не подлежит. Обычное светское участие.
Да и разобрались бы в конце концов Пушкины в своих делах, не вмешайся "добрые" люди. И одной из первых в этой грязной истории посягательства на счастье семьи поэта оказалась, как ни крути, Идалия Григорьевна Полетика.
Развлекаться со своими кавалерами из полка мужа, рассылая рогоносцам шуточные дипломы, было для нее веселой забавой. Кто только в Петербурге ни получал такие "титулы". И Пушкин не удостоил послание своим вниманием. Но клубок страстей закручивался с какой-то фатальной предопределенностью. Идалия, плетя свои интриги, возможно и сама не ожидала такой трагичной развязки.
На Черной речке случилось непоправимое. И Полетика возненавидела поэта , что довел до дуэли, разрушил карьеру Дантеса и навсегда разлучил ее с возлюбленным. Изверг. Что она могла еще сказать!
К тому же добрая половина петербургского общества отвернулась от нее, справедливо указывая на ее подлую роль в убийстве поэта. Княгиня Екатерина Николаевна Мещерская, дочь историка Карамзина, публично в лицо обвиняла Полетику в сталкивании лбами поэта и поручика. А та все ездила по салонам, из всех сил оправдывала себя, Дантеса и поливала грязью Пушкиных.
Создатели экранной любви Пушкина в сериале "Натали и Александр" сосредоточились больше на такой же неподтвержденной версии романа его женки с императором Николаем Первым. Заодно и Полетику влюбили в поэта.
Ну, вольному воля в трактовке событий. В конце концов, каждая версия не точь в точь созвучна реальности. Скорее, все было и многослойнее, и сложнее. А что-то складывалось вообще помимо воли участников. Пружина сжималась, в свои права вступал рок. Такая судьба выпала нашему любимому поэту. Все обстоятельства складывались для него самым трагичным образом.
Сериальная Полетика безусловно расцвела, питаясь живостью обаяния актрисы Варвары Комаровой. Это художественная неизбежность при создании любого жизненного персонажа. Мастеров настоящего перевоплощения на самом деле не так много. И реальность такова, что исторического героя зритель целиком видит сквозь призму харизмы современного артиста.
В размышлениях о точности сериального образа Полетики, почему-то всплыли наблюдения артиста Художественного театра Л.М. Леонидова. Его воспоминания часто приводятся в работах пушкинистов.
В памяти Леонида Мироновича запечатлелись картинки из одесского детства. Как ежедневно с четырех до шести на Николаевском бульваре появлялась тройка очень колоритных персонажей - двое джентльменов и дама. Они прогуливались, ведя какие-то громкие и горячие споры. Шаг у старухи при этом был твердым, а руки она держала по-мужски за спиной.
Вот так мгновенно актерски считан образ. А вышагивала с мужским размахом рядом с бывшим генерал-губернатором Александром Строгановым его единокровная сестра Идалия Григорьевна.
Сериальная Полетика женственна, привлекательна со всех сторон, хороша собой и неглупа. Впервые она появляется на экране на именинах Таши Гончаровой на исходе лета 1828-го. Дарит сестрице книжечку Пушкина с поэмой "Руслан и Людмила". Что сразу дает понять, что имя поэта для нее не пустой звук.
И тут же уводит из-под носа старшей из сестриц потенциального жениха. Кавалергарда Александра Полетику матушка Наталья Ивановна, так старательно зазывавшая в дом кавалеров, пригласила для Александры Николаевны.
В действительности к замужеству дочери Строганова именины Гончаровой никакого отношения не имели. Биографические очерки и художественные опусы пишутся разным пером. Но нужную мысль зритель ухватил. Практичная мать, признавая потерянную выгоду, наставляет дочерей, мол, учитесь жить у троюродной сестры.
В чуткости сердца сериальную Наталью Ивановну упрекнуть трудно, нравоучения и здесь не в точку. Чему можно научиться у хваткой девицы?! Но Идалия и сама с самого начала взяла тон рассудительной наставницы. И на тех же именинах мягко-мягко сгладила возникшую неловкость.
И превосходство старшей сестры как-то сразу бросается в глаза. Эта значительная разница в росте, когда Идалия буквально при каждом слове склоняет голову к младшей, метафорически словно подчеркивает и все другие совершенства.
Глядя правде в глаза, это не столько торжество Полетики, сколько кажущийся провал образа Натали. Бедная экранная Гончарова проигрывает практически во всем. Наверное, вины Ксении Трейстер здесь мало, молоденькая актриса прехорошенькая и вполне себе очаровательно поддерживает дух барышни позапрошлого века.
Не совсем верна, на мой взгляд, сама нынешняя стратегия толкования пушкинской роковой любви к жене. В своем устремлении создать живых героев со всеми человеческими слабостями кинематографисты слегка переусердствовали. Слабостей оказалось больше, чем силы.
По версии сериала Идалия Григорьевна как раз в доме Гончаровых и нашла жениха. Она никогда на самом деле не носила фамилии отца, хотя как Строганова заявлена в первых кадрах . В историю вошла под фамилией мужа. Скромный штабс-ротмистр Полетика, обвенчавшись с незаконнорожденной девицей, обеспечил ей новый социальный статус.
Об Александре Михайловиче, кстати, слова дурного никто никогда не сказал. Та же Смирнова-Россет, не любившая Идалию, о нем отзывалась очень тепло. Осталась только очередная тайна, какое приданое дал за ней граф. Но жила Идалия за владельцем тамбовских поместий без всяких материальных стеснений. И гораздо богаче, чем кажется в сериале.
Как легко она увела потенциального жениха у одной сестрицы, так же ловко приступила к обольщению мужа другой. Может, вот тут и стоило прислушаться к совету матушки, поучиться и вправду есть чему. Пока неопытная Натали то и дело отталкивает мужа, Полетика ищет сближения с ним, нажимает на нужные клавиши мужского самолюбия.
И плетет свои сети как-то просто и мило, без всякого налета классической злодейки. И даже признание: - "Быть замужем и желать другого мужчину, нормально. Все так живут". - Звучит из ее уст как смиренное непротивление правде жизни. Даже Пушкин под ее влиянием чуть было воли не лишился. Да ладно сценаристы-фантазеры одумались.
И вряд ли она завидовала Наталье: - "Я бастард, мне в свет никак не пробиться. Даже батюшкино состояние и положение в обществе не помогает, а тебе самой все в руки плывет". Бастард бастардом, но выросла Полетика все-таки в одной из самых богатых семей России. А где деньги, там спокойствие и уверенность. Вряд ли можно счесть завидным положение жены вечно нуждающегося в средствах поэта.
К финалу сериальная версия и вовсе скатилась в какие-то криминальные бессмыслицы. Месть отвергнутой женщины: - "Пушкин должен заплатить за все."- Вылилась в кражу личной печати, подлог, арест поэта. И как награда за гражданский подвиг - вхождение Полетики в высший свет.
Но к этому моменту и без того сомнительная экранная история уже перешла все границы достоверности и вовсе утратила зрительское признание. Рассказывать ее дальше создатели пока не решились. И слава богу. Хотя несомненный эффект таких произведений часто очевиден.
В случае с сериалом "Натали и Александр" это взлет читательского интереса к поэзии Пушкина и истории его роковой любви к своей мадонне. Заодно и предание презрению в очередной раз тех, кто собственноручно клонил к закату живое солнце нашей поэзии.
Враги же его жили долго. В реальности Идалия обошла здесь всех. Скончалась в 1890-м. Последние годы провела в доме единокровного брата. Александр Григорьевич Строганов одно время был генерал-губернатором Новороссии. Он тоже скончался в Одессе, только позже.
Когда благодарные соотечественники решили воздвигнуть на Николаевском бульваре памятник Александру Сергеевичу , это глубоко оскорбило старушку. По словам первого биографа Пушкина Павла Бартенева, она грозилась плюнуть в каменное лицо поэта.
А тот поцелуй, что с открытой душой послал интриганке великий литератор , вернулся ему с иудиной порочностью еще при жизни...
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал. Возможно, найдете что-то полезное для себя. Это были мои впечатления от сериала "Натали и Александр", которыми делюсь, как всегда, на равных.
К прочтению с почтением, автор канала Яна Никитина
Ссылка на другие публикации канала здесь: