Найти в Дзене

Ошибка выжившего: как не попасть в ловушку однобокого анализа данных

Сегодня мы поговорим об ошибке выжившего — классической когнитивной ошибке, которая часто приводит к неправильным выводам в аналитике данных. Это понятие пришло из статистики, но его влияние можно увидеть в бизнесе, финансах, медицине и даже в повседневной жизни. Представьте, что идет Вторая мировая война. Военные сталкиваются с проблемой: возвращающиеся с боевых заданий самолеты имеют повреждения, и их нужно усиливать броней. Но дополнительная броня утяжеляет машину, поэтому нужно усилить только самые уязвимые места. Военные аналитики исследовали поврежденные самолеты и заметили, что больше всего пробоин приходится на крылья и хвост. Логично было бы укрепить эти места, верно? Но тут появляется венгерский математик Абрахам Вальд и говорит:
"Нет, броню нужно ставить туда, где нет пробоин!" Почему? Потому что они анализировали только те самолеты, которые ВЕРНУЛИСЬ. Те, что были сбиты, не попали в выборку. Возможно, смертельные повреждения приходились как раз на двигатель или кабину пило
Оглавление

Сегодня мы поговорим об ошибке выжившего — классической когнитивной ошибке, которая часто приводит к неправильным выводам в аналитике данных. Это понятие пришло из статистики, но его влияние можно увидеть в бизнесе, финансах, медицине и даже в повседневной жизни.

Начнем с истории

Представьте, что идет Вторая мировая война. Военные сталкиваются с проблемой: возвращающиеся с боевых заданий самолеты имеют повреждения, и их нужно усиливать броней. Но дополнительная броня утяжеляет машину, поэтому нужно усилить только самые уязвимые места.

Военные аналитики исследовали поврежденные самолеты и заметили, что больше всего пробоин приходится на крылья и хвост. Логично было бы укрепить эти места, верно?

Но тут появляется венгерский математик Абрахам Вальд и говорит:
"Нет, броню нужно ставить туда, где нет пробоин!"

Почему? Потому что они анализировали только те самолеты, которые ВЕРНУЛИСЬ. Те, что были сбиты, не попали в выборку. Возможно, смертельные повреждения приходились как раз на двигатель или кабину пилота — и такие самолеты просто не возвращались на базу.

Это и есть ошибка выжившего — когда мы делаем выводы только на основе тех данных, которые “выжили”, игнорируя те, которые мы не видим.

Где еще встречается ошибка выжившего?

1. Бизнес и стартапы

Вы наверняка слышали истории о гениальных предпринимателях: Илон Маск, Стив Джобс, Джефф Безос… Кажется, что успех зависит от смелости, трудолюбия и нестандартного мышления.

Но если мы смотрим только на успешные стартапы, мы не видим миллионы неудачников, которые тоже были смелыми и трудолюбивыми, но их компании провалились.

Вывод? Чтобы действительно понять, что ведет к успеху, нужно изучать не только победителей, но и проигравших.

2. Инвестиции и финансы

Вы наверняка видели рекламу фондов и трейдеров:
"Этот портфель принес +200% за последние три года!"

Но сколько фондов закрылось за этот же период? Мы видим только выживших, а провалившиеся компании исчезают из отчетов. Это приводит к тому, что люди переоценивают вероятность успеха в инвестициях.

3. Спорт и фитнес

"Посмотрите на этих бодибилдеров, они пьют этот протеин и едят куриную грудку — значит, это работает!"

Но мы не видим тысячи людей, которые тоже ели курицу и пили протеин, но так и не добились выдающихся результатов. Возможно, у победителей были и другие факторы: генетика, тренер, дисциплина.

Как избежать ошибки выжившего?

1. Анализируйте полную картину.
Старайтесь не фокусироваться только на успешных кейсах. Изучите тех, кто провалился — их опыт может быть даже полезнее.

2. Ищите скрытые данные.
Если вы видите только "выживших" — спросите себя:
"А где остальные?" Почему они не попали в выборку?

3. Скептически относитесь к историям успеха.
Не думайте, что один успешный кейс доказывает закономерность. Нужно смотреть на статистику, а не на отдельные примеры.

Вывод

Ошибка выжившего — это ловушка, в которую легко попасть, особенно при анализе данных.

Будьте внимательны к выборкам, всегда спрашивайте себя "Какие данные я не вижу?", и не принимайте решения, основываясь только на успешных примерах.