Найти в Дзене
WarGonzo

Европейцы дискутируют: как ограбить Россию, не нарушая правил

В Европе снова оживились дискуссии о конфискации российских зарубежных активов и передаче их Украине. На днях эту тему обсудили в Европейском парламенте.

Большинство выступавших депутатов требовали прекратить юридическое крючкотворство – то есть, соблюдение международных правовых норм – и наконец конфисковать около 200 млрд евро, замороженных в странах Евросоюза.

Самый убойный аргумент привёл французский депутат-социалист Рафаэль Глюксманн: «России в любом случае придётся выплачивать репарации: таким образом, это будет её авансовым платежом».

Аналогичные дебаты прошли в парламенте Франции. В результате большинством голосов принята резолюция, один из пунктов которой призывает страны ЕС «использовать заблокированные российские активы для поддержки украинского сопротивления и восстановления Украины».

Подобные дискуссии ведутся уже три года. Три года с парламентских и других высоких трибун раздаются угрозы. Что же мешало их исполнить?

Главным противником конфискации выступает Европейский центральный банк (ЕЦБ), обладающий большим влиянием. Опытные финансисты ЕЦБ предупреждают, что такой радикальный шаг может привести к катастрофическим последствиям. Прежде всего, подорвёт доверие к евро.

Несколько арабских стран Персидского залива уже намекнули, что в случае изъятия российских активов «перестанут рассматривать еврозону как надежную финансовую гавань».

Кроме того, руководство ЕЦБ опасается, что Россия предъявит иски, причём с неплохими шансами выиграть в международных судах. Дело в том, что такая конфискация беспрецедентна. В мировой практике конфискация иностранных денег считалась законной лишь в случае, если государства находятся в состоянии войны друг с другом.

Радикальные экспроприаторы натолкнулись на сопротивление осторожных банкиров. В прошлом году был найден компромисс. Замороженные активы остаются в собственности России. Но они приносят доход: 3-4 млрд евро в год. И этот доход через налогообложение изымается и в форме долгосрочного кредита предоставляется Украине.

Но для удовлетворения потребностей Киева – это капля в море. Там мечтают получить не жалкие проценты, а всё целиком. Зеленский несколько раз (находясь, вероятно, в изменённом состоянии сознания) называл замороженные активы «украинскими».

И тут случилось кое-что неожиданное для Европы. Трамп приступил к реализации предвыборных обещаний и хочет лишить Евросоюз военных гарантий. Вы – богатые и храбрые, сумеете сами защитить себя, напутствует президент США европейцев.

Европейские лидеры анонсировали грандиозную программу перевооружения. В военную индустрию намечено инвестировать 800 млрд евро. И российские миллиарды здесь бы очень пригодились. Отсюда и новая волна разговоров о конфискации. Конечно, упоминают и Украину, но теперь главная задача – вооружить самих себя.

На резолюции, оглашаемые в стенах парламентов, можно было бы и не обращать внимания: обычное политическое краснобайство. Но есть и более серьёзный сигнал. В Совет управляющих ЕЦБ входят главы национальных банков европейских стран. На днях представитель Латвии Мартиньш Казакс публично одобрил конфискацию российских активов.

Это знак того, что в Европейском центральном банке больше нет единодушия. И благоразумные финансисты могут уступить политическому давлению.

Надеюсь, у российского руководства есть как симметричные (конфискация западных активов в России), так и асимметричные ответы на эти угрозы.

Макс Литвинов специально для проекта @wargonzoya