Найти в Дзене
За гранью истории

«Скоро на самолете прилетит мама, чтобы тебя забрать»: когда предателями были дети

Ребенка обмануть легко, даже того, который знает, что нельзя верить чужому дяде. Особенно если увлечь его интересной игрой или авантюрой. Можно даже без награды – достаточно надавить на самое больное… или на мечту. Это продолжение статьи, вышедшей вчера – на тему детей-предателей в Великую Отечественную. Она очень обширная, эта тема… И страшная. Нас всех волнует то, как уберечь детей от опасностей этого мира, и не всегда мы это можем сделать. Ведь детская психика – вещь очень неустойчивая, особенно подростковая, когда их ломает во все тяжкие. А в те далекие годы немцы совершенно не гнушались использовать советских ребятишек в своих целях, причем даже брали «в предатели» совсем маленьких, с 6-летнего возраста, а то и младше. Детишки в нищенских обмотках должны были побираться около железнодорожных станций, и как только появлялась возможность, подкидывать в кучи угля тол. Его маскировали под куски угля. И запросто отправляли под откос целые эшелоны. Разумеется, удавалось это не всем, но

Ребенка обмануть легко, даже того, который знает, что нельзя верить чужому дяде. Особенно если увлечь его интересной игрой или авантюрой. Можно даже без награды – достаточно надавить на самое больное… или на мечту.

Это продолжение статьи, вышедшей вчера – на тему детей-предателей в Великую Отечественную. Она очень обширная, эта тема… И страшная. Нас всех волнует то, как уберечь детей от опасностей этого мира, и не всегда мы это можем сделать.

Ведь детская психика – вещь очень неустойчивая, особенно подростковая, когда их ломает во все тяжкие. А в те далекие годы немцы совершенно не гнушались использовать советских ребятишек в своих целях, причем даже брали «в предатели» совсем маленьких, с 6-летнего возраста, а то и младше.

Детишки в нищенских обмотках должны были побираться около железнодорожных станций, и как только появлялась возможность, подкидывать в кучи угля тол. Его маскировали под куски угля. И запросто отправляли под откос целые эшелоны.

Разумеется, удавалось это не всем, но случалось, что кто-то из малышей за конфетку, шоколадку, а то и за доброе слово осуществлял задуманное гитлеровцами. При этом погибал и сам. Но нацистов такой расклад не смущал, ведь «рабочий материал» для таких целей в советской стране был «неограниченным». Пока…

-2

Причем тут две точки зрения: по закону – это измена родине. А мораль говорит, что это манипуляция незрелым детским сознанием, то есть не предательство.

Приведу задокументированный случай (напомню, материалы взяты мною из монографии историка Б. Н. Ковалева – я упоминал о нем в предыдущей статье).

В самом начале Великой Отечественной под оккупацию попал специализированный детский дом под Псковом. Там в числе прочих жили дети с умственной отсталостью, замедленным развитием психики и тому подобное. Немцы решили воспользоваться этим… К умственно отсталым ребятишкам приставили «воспитателей», внушавших им, что все это скоро закончится, что «скоро на самолете прилетит мама, чтобы тебя забрать с собой».

Так их обрабатывали какое-то время, а потом вместе с «воспитателями» (завербованными агентами) отправили в Ленинград – тогда он еще не был заблокирован.

-3

Прибыв туда, агенты вручили больным детям сигнальные ракеты и приводили к важным объектам города. Когда прилетала немецкая авиация, ребятишки пускали сигнальные ракеты в небо, так как думали, что это мама летит, чтобы забрать их домой… А это летели бомбы.

А еще немцы создавали разведывательные школы, состоявшие из советских детей – это вообще отдельная страница в детском коллаборационизме. И вот тут, можно сказать, в ход шла идеология – фашисты набирали подростков, не задействуя материальные стимулы.

В общих лагерях, куда сгоняли взрослых и детей, последним начинали промывать мозги, вливая в них нацистские убеждения. Потом наблюдали: тех ребят, кто давал слабину, отправляли в особый лагерь. И там уже воздействие на психику продолжалось с удвоенной силой.

В итоге этих детей ждала разведшкола, где готовили настоящих диверсантов-смертников (последнее, конечно – как кому повезет). Ребятам создавали легенду и забрасывали за линию фронта для сбора разведданных. Одна из школ была в Мценске. Причем, советская контрразведка прекрасно знала про их деятельность.

-4

Вот один из архивных примеров. 5 июня 1942 года СМЕРШ поймал Тимофея Рославца. Несовершеннолетний паренек говорил, что он сын рабочего-коммуниста с Конотопского завода, расстрелянного летом 1941 года. Легенда...

А на самом деле мальчика звали Николаем Кузнецовым, 1929 года рождения. Он был детдомовец. И выпускник Мценской разведшколы. Мальчик говорил, что его родителей расстреляли нацисты, а он хочет мстить за них, так он устроился воспитанником в 18-й армейский запасной стрелковый полк. Какое-то время «Рославец» собирал данные, но был разоблачен агентурой.

Еще одна история. 12 января 1942 года при переходе линии фронта особый отдел Западного фронта задержал Николая Крутикова. 12-летний мальчик сказал, что он сын ветврача. Но оказалось, что за Николаем аж 4 привода за хулиганство. Ребенок рассказал, что его завербовали немцы и он прошел краткосрочные курсы в Мценской разведшколе, обучался владеть винтовкой, кидать гранаты, обращаться с военными картами и различать воинские звания командирского состава Красной Армии. И это в 12 лет! И таких пацанов в школе было много!

-5

Конечно, все, что я описал выше, не так однозначно. Да, можно подумать, что предателей было очень много и не только среди взрослых. Но тем не менее, гораздо больше случаев, когда завербованные подростки шли сдаваться, как только попадали на территорию, контролируемую Советской армией. Понимали, что иначе они становятся предателями и будут отвечать по законам военного времени.

Вот один подобный пример. 1 сентября 1943 года в управление контрразведки СМЕРШ Брянского фронта пришли 15-летний Михаил Крутиков и 13-летний Петр Маренков. Мальчики рассказали, что накануне ночью на разведывательном немецком самолете их забросили к городу Плавску. Целью пареньков стал ряд диверсий на железной дороге. Кроме них в советский тыл были засланы еще 27 диверсантов-подростков с такой же задачей.

Немцы хорошо умели промывать мозги детям. Но тогда из 27 ребят самостоятельно сдались 22 человека. Еще трое выявлены работой агентуры и были наказаны. Судьба оставшихся четверых неизвестна – они или скрылись, решив не идти обратно к немцам и не сдаваться своим, или погибли при высадке, а может, в ходе диверсий.

-6

В общем, я пишу про все эти сведения и становится реально страшно. Потому хочется лишь подытожить, что эта тема очень и очень сложная. Хотя бы потому, что однозначную оценку детскому предательству давать нельзя. Да, с точки зрения закона это, конечно же, коллаборационизм.

Ну а с моральной точки зрения? Думаю, нет. Не зря же в советское время подростку выдавали паспорт только с 16 лет - считалось, что до этого времени не сформирована полноценная личность.

А в 14, тем более в 11 лет – это совсем еще ребенок, которому невероятно трудно отделять нужное от необходимого. Затронь эти струны в душе ребенка, заинтересуй, увлеки возвышенным, даже романтичным и опасным (капельку), и ты получишь готового шпиона. И он даже не задумается о том, что совершает настоящее предательство. Все это очень страшно… Особенно в наше время, когда не знаешь, откуда и чего ждать.