Найти в Дзене
Трубадурочка

Что может сделать музыкант для мира?

Посмотрела цикл передач Михаила Козырева о том, как все нае@нулось. Там поднимается очень важная тема: что упустили влиятельные музыканты, известные рокеры того времени, чего такого важного не сделали, что все вышло так, как вышло… Очень хочется сформулировать мысль, которая посетила меня после просмотра нескольких интервью. Многие музыканты сходятся во мнении, что во-первых, не стоило допускать влияния государства на музыку, что рок должен был оставаться независимым. Безусловно. Рок - протестная музыка изначально, и если она пляшет под дудку государства - это уже неправильно, потому что тогда рок-сцена становится рупором действующей власти. Что и вышло. Второе: рокерам нужно было больше поднимать остросоциальные вопросы, привлекать внимание к проблемам общества - чем, например, всегда занимался западный рок. Наш же рок - это или разудалое веселье с блекджеком и шлюхами, или личные пи@дострадания. Нет, это все тоже прекрасно. Но не в том случае, когда мир вокруг на грани уничтожения. Э

Посмотрела цикл передач Михаила Козырева о том, как все нае@нулось. Там поднимается очень важная тема: что упустили влиятельные музыканты, известные рокеры того времени, чего такого важного не сделали, что все вышло так, как вышло… Очень хочется сформулировать мысль, которая посетила меня после просмотра нескольких интервью.

Многие музыканты сходятся во мнении, что во-первых, не стоило допускать влияния государства на музыку, что рок должен был оставаться независимым. Безусловно. Рок - протестная музыка изначально, и если она пляшет под дудку государства - это уже неправильно, потому что тогда рок-сцена становится рупором действующей власти. Что и вышло.

Второе: рокерам нужно было больше поднимать остросоциальные вопросы, привлекать внимание к проблемам общества - чем, например, всегда занимался западный рок. Наш же рок - это или разудалое веселье с блекджеком и шлюхами, или личные пи@дострадания. Нет, это все тоже прекрасно. Но не в том случае, когда мир вокруг на грани уничтожения.

Это все у Козырева транслировалось, и я с этим согласна.

Но почему-то я еще ни от кого из музыкантов не слышала такой мысли, что музыка не сделала самого важного из того, что могла сделать: не транслировала морально-нравственных ориентиров. Не вела с людьми диалога о ценности жизни, духовности, любви (не путать с кексом), свободе…

Многим музыкантам кажется банальной мысль нести в своих песнях послания о том, что такое хорошо, и что такое плохо. Дескать, это же и так всем понятно. Нет. Не всем, как оказалось...

Лично мне главной причиной того, почему все нае@нулось видится именно отсутствие твердых и незыблемых моральных ориентиров у людей - en mass. Да, все слышали про 10 заповедей, но все ли их поняли и приняли за основу своих поступков и решений? Судя по тому, как охотно некоторые едут убивать людей в другую страну за деньги - нет, не все. Точнее - люди, по-моему, вообще нихрена не поняли. Убивать - нельзя. Никогда. Никому. Никого. Ни за что. Просто - нельзя. Ценность человеческой жизни - священна. Священнее Родины - во всяком случае, которая "в уплату долга с вас требует кого-то убивать" (Филатов).

Да, некоторые рокеры говорили об этом - всегда, и при советской власти, и при нынешней. БГ, Шевчук - всегда были верны себе и всегда транслировали вечные ценности, по мере их постижения ими самими. Но. Транслировали слишком сложно для понимания простого обывателя. Слишком образно и иносказательно.

Року надо было не только говорить об этих ценностях - надо было говорить об этом ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ. Так, чтобы это было доступно большинству.

Шевчук мой горячо любимый выразил прекрасную мысль: «мы же их предупреждали, но они нас слушали жопой». В том смысле, что он-то всегда говорил - «не стреляй!», он-то всегда орал со сцены о добре и любви. Но… люди, слушая его, слышали свое. Особенно - недалекие люди, которые не могли расшифровать его сложные образы и метафоры, а слышали только прямой текст и бездумно повторяли слова, не пропуская их через себя и не встраивая в свою систему мировоззрения. В итоге то, что могло бы стать фундаментом, стало просто звуками…

Это значит только одно: говорить о добре и зле через музыку - надо. Это необходимо делать - даже сейчас, когда уже все нае@нулось. И именно сейчас - это будет протестом, как и полагается року, потому что официальная позиция сейчас меняет местами "добро" и "зло" так лихо, как даже советской власти это не удавалось!. И - главное - надо говорить об этом проще, доходчивее, чтобы смысл был - прямее прямого.

Да, есть высокая поэзия, но это доступно для понимания не то что «не всем», а совсем немногим - эти немногие и так все понимают. А надо - чтобы поняли все. Дети, подростки, шахтеры, кассиры, дворники, курьеры, барыги, менты и солдаты… Все. Хорошо поняли, правильно. Не так, что «ну да, убивать плохо, но иногда - можно: например, когда ипотеку платить нечем». А правильно поняли: что убивать - нельзя. Никогда. Никого. Никому.

Когда у человека внутри есть эти четкие нравственные ориентиры, то ни слова патриарха, ни призывы пропаганды, ни указы президента, которые противоречат этим ориентирам - не имеют никакой силы.

Но именно по этой причине пропаганда и министерство культуры и образования так долго - на протяжении 20 лет - стирали в головах людей эти самые границы между добром и злом, чтобы в один прекрасный день подменить эти понятия на те, которые удобны власти, чтобы легко менять их местами и перетасовывать так, чтобы у человека, строящего перед нравственным выбором, в голове всплывала не нерушимая первая заповедь, а вот это вот «ну, а с другой стороны…»

Вот что упустил русский рок. И не только он. Не нужно сейчас уже бороться с государством - сейчас уже это поздно... Но можно и нужно бороться с безнравственностью и бездумием, малодушием и раболепием. Учить людей говорить «нет» на неприемлемое, даже если страшно: потому что убить человека - еще страшнее. Ничего нет страшнее этого, потому что это разрушает душу. Раскалывает ее на части.

Музыка - не литература. Людей, которые слушают музыку - больше, чем людей, читающих книги. Поэтому, может быть, рок-музыке стоит хотя бы на время отказаться от статуса «высокое искусство» и спуститься ненадолго до ступеньки «искусства не слишком высокого, но - понятного, доступного». И через слова - простые, но искренние и честные - доносить до людей, что приемлемо, а что - нет. Рассказывать, что такое - свобода, достоинство, право говорить и быть услышанным, выбор, честь (в том числе, воинская честь, честь мундира - раз уж такое дело), верность, да тот же патриотизм - будь он неладен. Сейчас в головах у многих, с кем я общаюсь, все эти понятия, как у Оруэлла, вывернуты наизнанку. Но заповеди все еще - нерушимы. Убивать - как было недопустимо 2000 лет назад, так и до сих пор - недопустимо - сегодня. Наш косяк, товарищи музыканты: почему не возражали, когда выворот понятий происходил - прямо на наших глазах, почему не писали песен про все это? Может, оттого, что сами не понимали, или у самих что-то с компасом не того...? Ну, вот вам и причина...

Ну что ж, можно хотя бы сейчас начать. Вдруг, удастся что-то поправить, и хотя бы у нового поколения сформировать правильные ориентиры, которые будет не так просто вывернуть наизнанку? Пока еще есть такая возможность (а она есть!) и пока еще остались те носители ценностей, которые по-прежнему черное называют «черным», а белое - «белым»… А то и это будет поздно - вымрут все "носители"...