Найти в Дзене
Красный слон

«Расщепляя Субстанцию»: мировая критика о смелом боди-хорроре Корали Фаржа

Оглавление

«Субстанция» (The Substance, 2024) Корали Фаржа стала одним из наиболее обсуждаемых фильмов года, получив приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале и вызвав неоднозначную реакцию критиков по всему миру. Этот визуально бескомпромиссный боди-хоррор о стареющей голливудской звезде, прибегающей к фантастической процедуре омоложения, представляет собой многослойное высказывание о возрасте, объективации и индустрии развлечений, безжалостной к женщинам за определенным возрастным порогом.

Художественное решение и технические инновации

Критики единодушно отмечают смелость визуального языка Фаржа. Режиссер использует экстремальные крупные планы для создания дискомфорта у зрителя — от мух, тонущих в воде, до трансформирующихся человеческих тел. Эти визуальные приемы создают физическое ощущение неуюта задолго до появления более явных элементов боди-хоррора. Некоторые рецензенты отмечают, что работа с камерой явно испытала влияние творчества Гаспара Ноэ, особенно в титрах.

Технические аспекты кинопроизводства в «Субстанции» работают на усиление эмоционального воздействия. Звуковое оформление фильма намеренно акцентирует неприятные телесные звуки — "хлюпанье, чавканье, хруст", создавая контрапункт к иначе молчаливой картине. Музыка Бернарда Херрмана из хичкоковского «Головокружения» используется как интертекстуальная отсылка, подчеркивающая темы объективации и мужского взгляда.

Философские подтексты

Критики видят в фильме многоуровневое исследование нескольких взаимосвязанных тем. Наиболее часто отмечаются:

  1. Критика индустрии развлечений и ее одержимости молодостью и внешней красотой.
  2. Исследование внутреннего конфликта, порожденного отчуждением от собственного тела.
  3. Феминистский анализ объективации женского тела и его превращения в товар.
  4. Буквализация метафоры раскола личности, вызванного давлением общественных ожиданий.

Интересно, что ряд критиков предлагает отойти от прямолинейного феминистского прочтения фильма. Как отмечает один из рецензентов, в «Субстанции» "от собственного критичного взгляда, в отличие от того, что направлен извне, не скрыться даже в пустой квартире". Это перемещает фокус с внешних факторов объективации на внутренний конфликт, вызванный принятием этих стандартов.

Глубина характеров

Деми Мур удостоилась высочайших похвал за роль Элизабет Спаркл. Критики отмечают бесстрашие, с которым 61-летняя актриса "абсолютно безжалостно играет увядание и то безнадежное отчаяние, к которому оно приводит". Некоторые называют эту работу лучшей в карьере Мур, подчеркивая ее готовность отказаться от всякого тщеславия ради роли.

Маргарет Куэлли в роли Сью, молодой версии Элизабет, также получила положительные отзывы, хотя критики уделяют ей меньше внимания. Взаимодействие двух актрис создает необходимую динамику для раскрытия центрального конфликта фильма.

Отсылки к другим произведениям искусства

Критики часто отмечают влияние классиков боди-хоррора на «Субстанцию», особенно Дэвида Кроненберга, хотя некоторые подчеркивают, что Фаржа намеренно дистанцируется от его эстетики, создавая собственный узнаваемый стиль. Эстетика фильма также несет отпечаток французской культуры 90-х и начала 2000-х годов.

Среди других отсылок критики упоминают:

  • Использование музыки из «Головокружения» Альфреда Хичкока
  • Визуальное сходство с работами Гаспара Ноэ
  • Тематические параллели с фильмами «Месть» (предыдущая работа Фаржа), «Тело Дженнифер» и «Сырое»

5 важных фактов о фильме

  1. «Субстанция» получила приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале 2024 года.
  2. Фильм стал второй полнометражной работой Корали Фаржа после «Мести» (Revenge, 2017).
  3. Съемки потребовали от Деми Мур значительной физической трансформации и готовности к экстремальным сценам.
  4. В фильме снимались Деми Мур, Маргарет Куэлли и Деннис Куэйд.
  5. «Субстанция» представляет собой редкий пример боди-хоррора, созданного женщиной-режиссером и исследующего специфически женский опыт.

5 ключевых выражений из фильма

  1. "Элизабет и Сью — один человек, и они должны заботиться друг о друге"
  2. "Отличие красоты от уродства, успеха от провала — вопрос не сущности, но точки зрения, ракурса и масштаба"
  3. "Идеальному противостоит все, что живо: становится, изменяется, отказывается застывать"
  4. "В возрасте от 18 до 30 лет"
  5. "Субстанция"

5 популярных сравнений с другими фильмами

  1. «Месть» (Revenge, 2017) — предыдущий фильм Корали Фаржа
  2. Фильмы Дэвида Кроненберга, особенно его работы в жанре боди-хоррор
  3. «Тело Дженнифер» (Jennifer's Body) — как пример феминистского хоррора
  4. «Сырое» (Raw) — еще один пример современного феминистского боди-хоррора
  5. «Головокружение» Альфреда Хичкока — из-за тематических параллелей и прямого музыкального цитирования

Самое положительное и отрицательное суждение

Наиболее положительное суждение: "Один из лучших фильмов года — «Субстанция» Корали Фаржа, язвительный и умный боди-хоррор" (Денис Корсаков, «Комсомольская правда»)

Наиболее отрицательное суждение: "Корали Фаржа слишком тщательно, будто бы по учебнику, подготовилась раскрыть тему объективации... фильм рискует сразу быть обвиненным в банальности" (Дарина Поликарпова, «Сеанс»)

5 ложных мнений о фильме

  1. «Субстанция» — простой слэшер с чрезмерным количеством крови и кишок. На самом деле фильм использует элементы боди-хоррора для глубокого исследования социальных и психологических тем, а не просто для шокирования зрителя.
  2. Фильм является прямолинейным феминистским манифестом о мужской объективации. Хотя эта тема присутствует, картина предлагает более нюансированный взгляд на внутренний конфликт и самообъективацию.
  3. «Субстанция» — подражание работам Дэвида Кроненберга. Фаржа намеренно дистанцируется от стилистики Кроненберга, создавая собственный узнаваемый визуальный язык.
  4. Фильм можно рекомендовать всем любителям триллеров. «Субстанция» содержит экстремальные сцены боди-хоррора, которые могут быть неприемлемы для широкой аудитории.
  5. Картина предлагает оптимистичный взгляд на возможность принятия процесса старения. Фильм скорее исследует темные стороны отрицания старения, чем предлагает утешительные ответы.

Занавес

«Субстанция» Корали Фаржа представляет собой амбициозный, технически совершенный и тематически богатый кинотекст, который вписывается в современную тенденцию авторского хоррора с политическим подтекстом. Несмотря на визуальный радикализм, фильм предлагает глубокое исследование универсального опыта утраты молодости и социальной значимости, особенно для женщин в индустрии развлечений.

За шокирующими образами и сценами скрывается внимательный анализ разрушительных последствий отчуждения от собственного тела и интернализации внешних стандартов. «Субстанция» доказывает, что боди-хоррор может быть мощным инструментом для исследования сложных психологических и социальных вопросов, а не просто эксплуатационным поджанром.

Картина ставит неудобные вопросы о цене молодости и красоты, не предлагая легких ответов. И в этом, возможно, ее главная сила как произведения искусства — она заставляет зрителя ощутить страх и боль перед неизбежным, не предлагая утешительных иллюзий.