«Субстанция» (The Substance, 2024) Корали Фаржа стала одним из наиболее обсуждаемых фильмов года, получив приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале и вызвав неоднозначную реакцию критиков по всему миру. Этот визуально бескомпромиссный боди-хоррор о стареющей голливудской звезде, прибегающей к фантастической процедуре омоложения, представляет собой многослойное высказывание о возрасте, объективации и индустрии развлечений, безжалостной к женщинам за определенным возрастным порогом.
Художественное решение и технические инновации
Критики единодушно отмечают смелость визуального языка Фаржа. Режиссер использует экстремальные крупные планы для создания дискомфорта у зрителя — от мух, тонущих в воде, до трансформирующихся человеческих тел. Эти визуальные приемы создают физическое ощущение неуюта задолго до появления более явных элементов боди-хоррора. Некоторые рецензенты отмечают, что работа с камерой явно испытала влияние творчества Гаспара Ноэ, особенно в титрах.
Технические аспекты кинопроизводства в «Субстанции» работают на усиление эмоционального воздействия. Звуковое оформление фильма намеренно акцентирует неприятные телесные звуки — "хлюпанье, чавканье, хруст", создавая контрапункт к иначе молчаливой картине. Музыка Бернарда Херрмана из хичкоковского «Головокружения» используется как интертекстуальная отсылка, подчеркивающая темы объективации и мужского взгляда.
Философские подтексты
Критики видят в фильме многоуровневое исследование нескольких взаимосвязанных тем. Наиболее часто отмечаются:
- Критика индустрии развлечений и ее одержимости молодостью и внешней красотой.
- Исследование внутреннего конфликта, порожденного отчуждением от собственного тела.
- Феминистский анализ объективации женского тела и его превращения в товар.
- Буквализация метафоры раскола личности, вызванного давлением общественных ожиданий.
Интересно, что ряд критиков предлагает отойти от прямолинейного феминистского прочтения фильма. Как отмечает один из рецензентов, в «Субстанции» "от собственного критичного взгляда, в отличие от того, что направлен извне, не скрыться даже в пустой квартире". Это перемещает фокус с внешних факторов объективации на внутренний конфликт, вызванный принятием этих стандартов.
Глубина характеров
Деми Мур удостоилась высочайших похвал за роль Элизабет Спаркл. Критики отмечают бесстрашие, с которым 61-летняя актриса "абсолютно безжалостно играет увядание и то безнадежное отчаяние, к которому оно приводит". Некоторые называют эту работу лучшей в карьере Мур, подчеркивая ее готовность отказаться от всякого тщеславия ради роли.
Маргарет Куэлли в роли Сью, молодой версии Элизабет, также получила положительные отзывы, хотя критики уделяют ей меньше внимания. Взаимодействие двух актрис создает необходимую динамику для раскрытия центрального конфликта фильма.
Отсылки к другим произведениям искусства
Критики часто отмечают влияние классиков боди-хоррора на «Субстанцию», особенно Дэвида Кроненберга, хотя некоторые подчеркивают, что Фаржа намеренно дистанцируется от его эстетики, создавая собственный узнаваемый стиль. Эстетика фильма также несет отпечаток французской культуры 90-х и начала 2000-х годов.
Среди других отсылок критики упоминают:
- Использование музыки из «Головокружения» Альфреда Хичкока
- Визуальное сходство с работами Гаспара Ноэ
- Тематические параллели с фильмами «Месть» (предыдущая работа Фаржа), «Тело Дженнифер» и «Сырое»
5 важных фактов о фильме
- «Субстанция» получила приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале 2024 года.
- Фильм стал второй полнометражной работой Корали Фаржа после «Мести» (Revenge, 2017).
- Съемки потребовали от Деми Мур значительной физической трансформации и готовности к экстремальным сценам.
- В фильме снимались Деми Мур, Маргарет Куэлли и Деннис Куэйд.
- «Субстанция» представляет собой редкий пример боди-хоррора, созданного женщиной-режиссером и исследующего специфически женский опыт.
5 ключевых выражений из фильма
- "Элизабет и Сью — один человек, и они должны заботиться друг о друге"
- "Отличие красоты от уродства, успеха от провала — вопрос не сущности, но точки зрения, ракурса и масштаба"
- "Идеальному противостоит все, что живо: становится, изменяется, отказывается застывать"
- "В возрасте от 18 до 30 лет"
- "Субстанция"
5 популярных сравнений с другими фильмами
- «Месть» (Revenge, 2017) — предыдущий фильм Корали Фаржа
- Фильмы Дэвида Кроненберга, особенно его работы в жанре боди-хоррор
- «Тело Дженнифер» (Jennifer's Body) — как пример феминистского хоррора
- «Сырое» (Raw) — еще один пример современного феминистского боди-хоррора
- «Головокружение» Альфреда Хичкока — из-за тематических параллелей и прямого музыкального цитирования
Самое положительное и отрицательное суждение
Наиболее положительное суждение: "Один из лучших фильмов года — «Субстанция» Корали Фаржа, язвительный и умный боди-хоррор" (Денис Корсаков, «Комсомольская правда»)
Наиболее отрицательное суждение: "Корали Фаржа слишком тщательно, будто бы по учебнику, подготовилась раскрыть тему объективации... фильм рискует сразу быть обвиненным в банальности" (Дарина Поликарпова, «Сеанс»)
5 ложных мнений о фильме
- «Субстанция» — простой слэшер с чрезмерным количеством крови и кишок. На самом деле фильм использует элементы боди-хоррора для глубокого исследования социальных и психологических тем, а не просто для шокирования зрителя.
- Фильм является прямолинейным феминистским манифестом о мужской объективации. Хотя эта тема присутствует, картина предлагает более нюансированный взгляд на внутренний конфликт и самообъективацию.
- «Субстанция» — подражание работам Дэвида Кроненберга. Фаржа намеренно дистанцируется от стилистики Кроненберга, создавая собственный узнаваемый визуальный язык.
- Фильм можно рекомендовать всем любителям триллеров. «Субстанция» содержит экстремальные сцены боди-хоррора, которые могут быть неприемлемы для широкой аудитории.
- Картина предлагает оптимистичный взгляд на возможность принятия процесса старения. Фильм скорее исследует темные стороны отрицания старения, чем предлагает утешительные ответы.
Занавес
«Субстанция» Корали Фаржа представляет собой амбициозный, технически совершенный и тематически богатый кинотекст, который вписывается в современную тенденцию авторского хоррора с политическим подтекстом. Несмотря на визуальный радикализм, фильм предлагает глубокое исследование универсального опыта утраты молодости и социальной значимости, особенно для женщин в индустрии развлечений.
За шокирующими образами и сценами скрывается внимательный анализ разрушительных последствий отчуждения от собственного тела и интернализации внешних стандартов. «Субстанция» доказывает, что боди-хоррор может быть мощным инструментом для исследования сложных психологических и социальных вопросов, а не просто эксплуатационным поджанром.
Картина ставит неудобные вопросы о цене молодости и красоты, не предлагая легких ответов. И в этом, возможно, ее главная сила как произведения искусства — она заставляет зрителя ощутить страх и боль перед неизбежным, не предлагая утешительных иллюзий.