Найти в Дзене
жизнь как приключение

Перу-Боливия 2025. Священная долина инков. Археологическая зона Писак.

Кто писак? Зачем писак?
Может спросить пытливый читатель, услышав знакомый русскому уху набор букв в названии данной археологической зоны.
Писак ли он, потому что здесь были найдены древние рукописи? Нет, у инков вообще не было письменности.
Так значит, имеется в виду...
Нет-нет, не пытайтесь угадать. Значение этого слова никак не связано с русскими словами похожего звучания.
Что не удивительно. Где русский язык и где древние инки.
И хотя бы если бы русские мореплаватели, Афанасий Никитин какой или Миклухо-Маклай открыли эти земли, была бы какая-то надежда сопоставить данное название с русским языком.
Но ведь нет. Испанцы подсуетились, не оставив никакой надежды.
Что же значит слово Писак? И значит ли оно хоть что-то?
Да, у слова этого есть значение. И обозначает оно вполне конкретное живое существо.
Говорят, очертания археологической зоны напоминают это создание.
Так что смотрим внимательно на картинку. Придумываем, кого же это может напоминать. Мне тут в очередной раз посетовали

Кто писак? Зачем писак?
Может спросить пытливый читатель, услышав знакомый русскому уху набор букв в названии данной археологической зоны.

Писак ли он, потому что здесь были найдены древние рукописи? Нет, у инков вообще не было письменности.

Так значит, имеется в виду...
Нет-нет, не пытайтесь угадать. Значение этого слова никак не связано с русскими словами похожего звучания.
Что не удивительно. Где русский язык и где древние инки.
И хотя бы если бы русские мореплаватели, Афанасий Никитин какой или Миклухо-Маклай открыли эти земли, была бы какая-то надежда сопоставить данное название с русским языком.
Но ведь нет. Испанцы подсуетились, не оставив никакой надежды.

Что же значит слово Писак? И значит ли оно хоть что-то?

Да, у слова этого есть значение. И обозначает оно вполне конкретное живое существо.
Говорят, очертания археологической зоны напоминают это создание.
Так что смотрим внимательно на картинку. Придумываем, кого же это может напоминать.

1.
1.

Мне тут в очередной раз посетовали в рассказе про ковры, что уже читали про эти ковры. И не так давно, чтобы забыть сей факт.
И возразить-то на это нечего.
Действительно, рассказы про летнюю поездку в Перу были не так давно, чтобы их можно было забыть.

И понимаю, что хочется почитать про какие-то новые места (будет-будет про новые места!).
Ну, а теперь представьте, каково мне по одним и тем же местам ездить.

Я к чему это всё веду?
Про археологическую зону Писак я тоже уже рассказывала. Но как слово из песни не выкинешь, так не хочется из общей картины поездки выкидывать полдня. К тому же место-то одно, но каждый раз видишь что-то новенькое.
В общем, вас не очень огорчит, что я опять про Писак. А кого огорчит, тем предлагаю пожалеть бедного гида, которому приходится по одним и тем же местам ездить. Тут можно напомнить, как я за 2023 год 11 раз ходила на Килиманджаро, но тут уж я читателей пожалела и писать про каждую поездку не стала.

Но вернёмся в Перу к нашему Писаку.
Так как рассказ про него был, и был не так давно, то чтобы не повторяться, я прям оттуда скопирую пару строчек исторических сведений (заимствованных мной из википедии), чтобы те, кто читал, но забыл, обновили, а те, кто не читал, узнали, что это за археологическая зона такая, а дальше будут снова картинки и впечатления.

Итак. Священная долина, раскинувшаяся от Писака до Ольянтайтамбо, осталась внизу, а мы пошли знакомиться с первым древним поселением.

2.
2.

Полезная информация, утащенная из википедии. Очень советую заглянуть туда, или в какие ещё, внушающие вам доверия, источники информации и прочитать побольше и про Священную долину, и про Писак.

Священная долина инков - это плодородная долина, простирающаяся от Писака до Ольянтайтамбо, орошается рекой Урубамба. Цивилизация Чанапата впервые использовала эту территорию примерно в 800 году до н. э. из-за плодородной почвы, пригодной для сельского хозяйства. Цивилизация Котакалья жила в Священной долине с 500 по 900 год н. э. Цивилизация кильке процветала в Священной долине с 900 года до тех пор, пока в 1420 году не была поглощена империей инков. Империя инков правила этой территорией чуть более 100 лет до прихода испанцев.

Комплекс в Писаке — это большой комплекс с сельскохозяйственными террасами, жилыми домами, сторожевыми постами, сторожевыми башнями и церемониально-религиозным центром, расположенный вдоль горного хребта над современным городом Писак в Священной долине Перу.
Сегодня многие учёные сходятся во мнении, что Пачакути построил его как многофункциональную резиденцию, цитадель, обсерваторию и религиозное место. В этой роли он служил бы для поддержки его панако (семьи и потомков), был бы уединённым королевским убежищем, расположенным далеко от Куско, где он и знать могли бы отдыхать между военными кампаниями, проводить ритуальные и религиозные церемонии, служить убежищем в случае опасности, а также в память о его победах над куйо. Помимо Писака, другими королевскими владениями, которые, как считается, основал Пачакути, были Ольянтайтамбо и Мачу-Пикчу.

3.
3.

Самое время рассказать, что же это за зверь такой - писак.
А это и не зверь вовсе. Это птица. Вот такая. Типа уточки.
Возвращаемся к первой фотографии, и представляем, где же они эту уточку углядели.

4.
4.

Как бы там ни было, Писак прекрасен своими зелёными террасами. Которые, между прочим, являются как бы крыльями этой как бы уточки.

5.
5.

Наверху террас расположены строения, и мы туда ещё дойдём.

6.
6.

Пока же делаем ненадолго первую остановку.
Там информационные стенды, туалеты, люди бесхозно гуляющую альпаку кормят.

7.
7.

И чуть дальше на скале видны ниши, где были захоронения.

8.
8.

Захоронения эти давно уже, конечно, разграблены.
Рассказывают, что инки хоронили своих умерших в сидячем положении. Поэтому ниши не очень большие.

9.
9.

Все дела сделали, информацию прослушали, прочитали. Можно и в город идти.

10.
10.

Высоко забрались. Виды на долину отсюда замечательные.

11.
11.

Но нам ещё выше надо.

12.
12.

Туда, где постройки посолиднее. Мы уже как опытные туристы знаем, что дома с кое-как положенными камнями - это хозяйственные постройки. Если кладка красивая, но это наверняка какой-то храм. Или дом кого-то важного.

13.
13.

А вот и хозяйственные постройки, откуда овцы кричат нечеловеческими голосами.

14.
14.

Кричат они о том, что не овцы они, а ламы, между прочим. Ну, и ещё что-то вроде "мне сверху видно всё, ты так и знай".

15.
15.

Только мы ещё выше лезем.
Вот уже и загон с ламами внизу.

16.
16.

Я уж не говорю про террасы.

17.
17.

Так что, если вдруг соберётесь посетить Писак, надевайте удобную обувь, запасайтесь водой и свободным временем. Ходить придётся много. Так же не будут лишними солнцезащитные очки и крем.
Высота здесь, между прочим, 3500 метров.

А мы все знаем, что на высоте солнце особенно яркое, и обгораешь особенно быстро. Даже в облачную погоду.

18.
18.

Высоту зафиксировали. И так как у нас было не очень много времени, хотелось ещё успеть попасть в городок Писак (надеюсь, вы уже смотрели картинки оттуда, кто не смотрел - ссылка будет в конце рассказа) и в Ольянтайтамбо, то мы не стали продолжать свой путь, чтобы пройти всю археологическую зону насквозь, посмотрев на прочие руины, включающие Храм солнца. Ограничились только этой частью.

Поэтому, достигнув высшей точки маршрута, отправились в обратный путь.

19.
19.

По дороге уже более внимательно рассматривая всякие строения и архитектурные решения. В виде ниш.

20.
20.

И дверных петель.

21.
21.

Вот такая изысканная ручная работа петелечку в камне проковырять.
Хотя, когда смотришь на некоторые стены с совершенно ровными гранями, начинаешь сомневаться, что здесь дело без инопланетной техники обошлось.

22.
22.

Говорят, что в хозяйственных постройках ниши служили в качестве полок.
В культовых сооружениях тоже, в принципе, их использовали как полки, только ставили туда всяких идолов, а не мешки с ценными вещами.

23.
23.

Вот девушки-красавицы задумались над тем, как бы лучше здесь мебель расставить.

24.
24.

Вот добры молодцы спешат им на помощь. Один добрый, другой молодец.

25.
25.

Один фотографирует, другой руки качает техникой.

26.
26.

А мы дальше идём.

27.
27.

И по ходу дела у нас то и дело возникают прекрасные цветущие (а летом такого не было) кактусы.

28.
28.

Я кактусы очень люблю. Поэтому просто не могу пройти мимо.

29.
29.

Вот такая замечательно-созерцательно-познавательная прогулка получилась.

30.
30.

Тем же путём, как пришли, спускаемся к выходу.
Поэтому вот вам опять площадка с отдыхающими после подъёма по террасам людьми и ламами (ламы не отдыхают, они просто гуляют).

31.
31.

И снова те самые террасы в форме крыльев уточки.

32.
32.

На этом прощаемся с археологической зоной Писак и переносимся на противоположный конец Священной долины в Ольянтайтамбо.

В предыдущей серии:

Перу
12,5 тыс интересуются