Среди книжных обзоров так редко встречается имя Николая Задорного, что, признаться, думала - «Амур-батюшка» - лучшее его произведение. Братцы, я ошибалась!)
Книга, в центре которой Амурская экспедиция 1851-1855 гг. под командованием Невельского — это настоящий подарок любителям исторического жанра. Потому что детально, правдиво, широкоохватно так, как любил это делать Николай Павлович наверное во всех своих книгах. Тем более тут было где развернуться: время открытий и освоения Приамурья совпало и тесно переплелось с событиями Крымской войны, налаживанием отношений с Японией (миссия адмирала Путятина, которую все называли открытием Японии для России) и последующих за смертью императора сменой правящих кругов.
А кроме того, здесь целое созвездие ярких исторических личностей. И большинство из них — люди дела, жизнью своею доказавшие свою любовь и желание служить Отечеству.
И женщины. Великолепные, самоотверженные, умные, сильные, верящие и предано любящие. Что бы без них делали?
Задорнов Николай Павлович «Война за океан»
О сюжете
Название романа точно отражает происходящие события. Только война эта будет в двух плоскостях.
Во-первых,
это то, что Невельской раздражал бюрократический аппарат власти Петербурга своей настойчивостью в стремлении найти и занять новые стратегически важные и благоприятные для жизни земли на Дальнем Востоке. Ко времени описываемых событий, он уже доказал, что устье Амура доступно для входа судов из океана, что Сахалин — остров, к тому же богатый углём, так необходимым для строящихся пароходов.
Но всё, что далеко и неизвестно, и грозит конфликтами с соседями, для бюрократа ценности не представляет. Им затевать ссору с Китаем не хотелось. Поэтому неуёмного капитана притесняли и исследования тормозили.
Страшные, холодные первые зимовки Амурской экспедиции, где патриотически настроенные люди совершали ежедневный подвиг собирая важную информацию о крае, исследуя, составляя карты и ведя переговоры с местным населением, безропотно умирали от голода — всё это следствие чиновничьей бюрократии, чьей-то пассивности и соперничества.
Во-вторых.
Случилась давно назревающая война с сильными западными державами. Российская империя против коалиции Англии, Франции, Турции. Вот тогда и созрела необходимость укрепить Камчатку, о чём неоднократно говорил генерал-губернатор Восточной Сибири Муравьёв.
Теперь пожалована милость от государя: Николай I разрешил осуществить первый сплав войск по Амуру.
И вот целая флотилия похожая на армейский обоз устрашающе растянулась по реке. Во главе с неутомимым генералом, которому было позволено самостоятельно вести любые переговоры с китайским правительством о торговле и разграничении восточной окраины.
Хорошо. Только вот замысел Невельского несколько отличался от плана губернатора Восточной Сибири.
Более подробно о сюжете говорить не могу — всё очень насыщенно событиями цепляющимися друг за друга. И всё кажется важным и стоящим внимания.
Хотя нет, всё-таки расскажу ещё об одном эпизоде.
Героическая оборона Петропавловска
В марте 1854 года первый военный губернатор Камчатки Василий Степанович Завойко, получил дружественное письмо от короля Гавайских островов. В письме было предупреждение о нападении на Петропавловск (Потропавловск-Камчатский) англичан и французов. И только в конце мая эта информация официально подтвердилась. Но Завойко не ждал и начал подготовку к обороне немедленно — сразу после первого письма.
Так как город защищал небольшой гарнизон с оружием старого образца и мелкокалиберными пушками, Завойко обратился ко всем жителям с воззванием о помощи. Его услышали, прониклись и из волонтёров и охотников собрались дружины. Простые граждане помогали чем могли — строили и укрепляли орудийные батареи, делились пропитанием, оружием. Работа шла непрерывно, днём и ночью.
На счастье защитников города, совершив длительное тяжёлое плавание, к ним зашёл фрегат «Аврора», который должен был присоединиться к эскадре адмирала Путятина направляющегося в Японию. Почти весь экипаж был болен цингой, поэтому Василию Степановичу было довольно легко уговорить капитана «Авроры» задержаться, чтобы быстро подлечить команду на целебном источнике и помочь в обороне.
А чуть позже к ним присоединился ещё один корабль с солдатами и пушками.
Таким образом общее количество защитников возросло до 988 против 6 кораблей англо-французской эскадры имеющей примерно 200 орудий и 2700 человек, 500 из которых — специально подготовленные десантники.
Описывать ход боя я не буду, скажу лишь, что именно эта наша победа стала одной из немногих в Крымской войне и если бы не этот подвиг, то, возможно, не было бы у России Дальнего Востока.
Впечатляющая получилась книга. Мне понравилась. О России, с любовью…