Оноре де Бальзак был одним из величайших писателей Франции и основоположником реализма. Сегодня поговорим о его непростом творческом пути к литературной славе и отметим особенности романа «Шагреневая кожа».
ДОРОГА К СЛАВЕ
Будущий классик родился в городе Туре 20 мая 1799 года. Его отец Франсуа Бальзак, по происхождению крестьянин, нажил состояние во время первой французской революции путем всевозможных спекуляций и афер, главным образом на конфискованных дворянских землях.
В 1806 году Бальзак поступил в Вандомский коллеж. Учился он плохо, так как церковно-католическая премудрость коллежа его совсем не интересовала, гораздо больше его занимало чтение произведений просветителей — Дидро, Руссо, которые считались «запрещенными» писателями в то время.
Родители потребовали, чтобы по окончании школы он стал готовиться к учебе на юриста. И хотя юный Оноре чувствовал неодолимое влечение к литературе, он вынужден был уступить родным и поступил в Школу права, одновременно начав работать писцом в нотариальной конторе. Но юридическая деятельность его совсем не привлекала. С большим трудом он выпросил у отца двухгодичный срок, в течение которого должен был доказать, что его мечта стать писателем не простой каприз. Помощь, которую оказывал Бальзаку отец, была настолько скудной, что юноше приходилось жить впроголодь, в нетопленой мансарде. Но он не пал духом и начал упорно трудиться над первым своим литературным произведением, стихотворной трагедией «Кромвель».
Выбор темы не был случайным: многих творцов привлекала личность Кромвеля — крупнейшей фигуры английской революции XVII века (вспомним драму «Кромвель» Виктора Гюго). Бальзак уже здесь проявил писательское чутье, смутно понимая, что для создания большого произведения искусства нужно обращаться к передовым силам истории. Сам писатель был доволен написанной драмой; ему казалось, что он создал значительное произведение. Но на семейном совете единогласно признали, что драма никуда не годится, а испытательный срок подошел к концу.
Но Оноре не только не оставляет мысль стать писателем, а, наоборот, еще больше укрепляется в своем решении. Он надеялся, что литература принесет ему богатство, славу и независимость. С этого момента и до конца его жизни идет упорная борьба писателя не только с семьей, но и со всем буржуазным обществом, которое не хотело его признавать.
Уже в начале 20-х годов Бальзак поставляет издателям огромное количество романов, еще вовсе слабых в художественном отношении. У него возникает идея разбогатеть более быстрым путем за счет издания французских классиков (Мольера, Лафонтена и др.); для этой цели приобретается типография. Но так как предпринимательской хватки у Бальзака никогда не было, он терпит крах: издания и типографию приходится продать с большим убытком. Тоже самое происходит и с другой гениальной задумкой по выделке дешевой бумаги.
В последние годы жизни Бальзак как будто бы достиг желанной славы; однако ни современная ему критика, ни буржуазный читатель не сумели понять настоящим образом творчества писателя. Из него старались сделать «модного» автора, который умеет дать пикантные сцены из жизни светского общества. Бальзак-реалист не был понят современной ему критикой. Но популярность его романов стала настолько широкой, что издатели охотно печатали его произведения, наживая на этом огромные деньги, сам же Оноре почти до конца жизни не мог избавиться от долгов.
ПОПУЛЯРНОСТЬ ПОСЛЕ «ШУАНОВ»
Подлинная история творчества Бальзака начинается с 1829 года, когда вышел в свет его роман «Шуаны, или Бретань в 1799 году». Это было первое произведение, принесшее ему успех.
В романе рассказывается о борьбе вандейской контрреволюции с республиканцами в конце 90-х годов. В «Шуанах» еще чувствуется некоторое злоупотребление мелодраматическими ситуациями, запутанность интриги (любовь вождя шуанов к красавице Мари де Вернейль, которая получает от республиканцев тайные полномочия действовать против шуанов). Бальзак пытается доказать, что благородство и моральная чистота человека не зависят от его политических взглядов и поэтому благородные могут быть и на стороне вандейцев (Монторан), и на стороне республиканцев (Гюло).
Атмосфера надвигающейся революции, все нарастающего протеста масс и способствовала творческому созреванию писателя. Идея «Шуанов» — победа революции над контрреволюцией - была ответом Бальзака на современные ему события.
С этого времени художественный рост Бальзака идет очень быстро. В 1830 году выходит сборник «Сцены частной жизни», куда включены такие замечательные реалистические новеллы, как «Гобсек» и «Дом кошки, играющей в мяч»; затем выходит роман «Шагреневая кожа»; в 1833 году — «Евгения Гранде»; в 1834-1835 — «Отец Горио» и т. д.
ЗАМЫСЕЛ ВСЕЙ ЖИЗНИ
В 1834 году Бальзак пришел к мысли о том, чтобы все написанное им до сих пор объединить в одно большое произведение. Замысел этот реализуется на протяжении 30-х и 40-х годов.
«Первоначальная идея «Человеческой комедии» предстала передо мной как некая греза, как один из тех невыполнимых замыслов, которые лелеешь, но не можешь уловить: так насмешливая химера являет свой женский лик, но тотчас же, распахнув крылья, уносится в мир фантастики. Однако и эта химера, как многие другие, воплощается: она повелевает, она наделена неограниченной властью, и приходится ей подчиниться» — писал он в предисловии к «Человеческой комедии».
Название приходит к Бальзаку не сразу, но в итоге он решает озаглавить труд своей жизни «Человеческой комедией» (небольшой реверанс в сторону Данте), тем самым подчеркнув ироническое отношение к буржуазному обществу, которое он изображал в своих романах.
В том же, 1841 году он уточняет и развивает план «Человеческой комедии» и пишет предисловие к ней.
Замысел Бальзака грандиозен. Он хотел написать «историю нравов» современной ему Франции, причем упорно подчеркивал исторический характер своей работы, заявлял, что «французское общество должно быть историком, он же — только его секретарем».
«Я старался дать представление о различных областях нашей страны. Моя работа имеет свою географию, как она имеет свою генеалогию, свои семьи, свои местности, обстановку, действующих лиц и факты, так же как она имеет свой гербовник, своих дворян и своих буржуа, своих художников и своих крестьян, своих политиков и своих денди, свою армию, словом, весь мир!»
Бальзак поделил свое произведение на три части:
1) «Этюды о нравах»,
2) «Философские этюды»,
3) «Аналитические этюды».
ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА
Перейдем к роману «Шагреневая кожа», который, по нашему скромному мнению, является одним из лучших произведений французской классической литературы.
Главная особенность произведения — сочетание реалистических описаний и фантастических элементов, которые Бальзак использует для иллюстрации социальных и философских проблем своего времени, делая роман ярким примером раннего реализма с элементами романтизма.
По сюжету главный герой, Рафаэль де Валантен, пристрастился к азартным играм и проиграл все свои деньги. Отчаявшись, он решает завершить свои мучения в водах Сены. Остаток того дня Рафаэль любуется на женщин, архитектуру Парижа и замечает лавку древностей, куда заходит, чтобы напоследок насладиться красотой искусства. Хозяин лавки, поняв, что перед ним расстроенный юноша, предлагает ему взглянуть на кусок шагреневой кожи, обратной ее стороне которой был оттиск Соломонового перстня, а также предупреждение: хозяин кожи мог обладать всеми сокровищами мира, но заплатить за это должен был своей жизнью. Лавочник признался, что ни разу не осмелился воспользоваться удивительной шагреневой кожей. С возрастом он пришел к мысли, что лишь знания способны даровать молодость души и счастье, а потому сосредоточил свою жизнь «в мозгу, который не ветшает и переживает все». Желая изменить свою судьбу, Рафаэль согласился стать владельцем шагреневой кожи, несмотря на предупреждение.
И наш герой действительно получает желаемое, однако позже расплатой за все мгновенно исполняемые мечты оказывается жизнь Рафаэля, убывающая вместе с неостановимо сокращающимся куском шагреневой кожи.
Идея произведения раскрывается на примере судьбы Рафаэля де Валантена, поставленного перед дилеммой века: «желать» и «мочь». Автор показывает две системы, два типа бытия: жизнь, полная стремлений и страстей, убивающих своей чрезмерностью человека, и жизнь аскетическая, единственное удовлетворение которой в пассивном всезнании и потенциальном всемогуществе. Показав обе стороны, Бальзак в ходе романа раскрывает как силу, так и слабость этих систем, воплощенных в реальной жизни главного героя, сначала едва не сгубившего себя в потоке страстей, а затем медленно умирающего в лишенном всяких желаний и эмоций растительном существовании.
Из этого и следует философский смысл романа: стремление к богатству и власти может привести к утрате личности и счастья. Бальзак показывает, что в поисках легких путей обогащения человек разрушает себя, теряя связь с самим собой.
Знакомы ли вы с творчеством Оноре де Бальзака? Поделитесь в комментариях 🤍
🖇️ Материал подготовлен автором Vita Nuova, Ольгой Романовной