Найти в Дзене
КиноМария

Фильмы французской новой волны о любви: мелодрама «Колено Клер» Эрика Ромера (1970)

Привет, киноманы! В рамках курса кинокритика Алисы Таежной «Мечтатели» посмотрели 2 картины о подростках в мире взрослых. Сначала расскажу о фильме Эрика Ромера, который входит в его цикл 6 нравственных рассказов. Режиссер говорил: «Кино - последний приют свободы», где можно экспериментировать, пробовать и творить. Нужно отметить, что многие режиссеры французской новой волны не акцентировали внимание на буржуазной морали: что хорошо, а что плохо. Не было цели морализаторства над героями или их случайными прототипами в жизни. И пытались передать амбивалентность природы человека: как друг на друга влияют чувства, мысли и поступки. На что обратить внимание при просмотре картины? Жером в исполнении Жан-Клода Бриали - французский дипломат, интеллектуал средних лет, его поступки подчинены разуму, а не сердцу. Он помолвлен с женщиной, которую любит, но не испытывает страсти. Герой приезжает на отдых в места своего детства, Французские Альпы, и встречает давнюю подругу Аврору (Аврора Корну) -

Привет, киноманы!

В рамках курса кинокритика Алисы Таежной «Мечтатели» посмотрели 2 картины о подростках в мире взрослых. Сначала расскажу о фильме Эрика Ромера, который входит в его цикл 6 нравственных рассказов. Режиссер говорил: «Кино - последний приют свободы», где можно экспериментировать, пробовать и творить. Нужно отметить, что многие режиссеры французской новой волны не акцентировали внимание на буржуазной морали: что хорошо, а что плохо. Не было цели морализаторства над героями или их случайными прототипами в жизни. И пытались передать амбивалентность природы человека: как друг на друга влияют чувства, мысли и поступки.

На что обратить внимание при просмотре картины?

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Жером в исполнении Жан-Клода Бриали - французский дипломат, интеллектуал средних лет, его поступки подчинены разуму, а не сердцу. Он помолвлен с женщиной, которую любит, но не испытывает страсти. Герой приезжает на отдых в места своего детства, Французские Альпы, и встречает давнюю подругу Аврору (Аврора Корну) - писательницу. Ее 14-летняя дочь Лора (Беатрис Роман) также проводит здесь каникулы. Девочка проявляет интерес и симпатию к мужчине, а он начинает испытывать чувства к ее сестре Клер (Лоуренс Де Монахэн). Его страсть сосредотачивается на колене девушки, до которого он мечтает дотронуться.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

В самом начале фильма режиссёр оставляет зрителям подсказку, много говорящую про главного героя. В доме на стене изображена фреска, персонаж которой Дон Кихот Сервантеса, намекает нам на романтичность, наивную мечтательность и уязвимость Жерома. Он искатель, ему сложно сопоставить реальность и фантазии, соотнести свои поступки и происходящее в окружающем мире. На фреске люди вокруг Дон Кихота создают эффект полета к солнцу, держа над его головой факел в виде опахала. У него завязаны глаза, ведь так удобнее воображать вымысел. С открытыми глазами феерия сразу прекратится. Возможно, Ромер, поставив двух героев перед изображением, намекает нам, что мужчина будет находиться в рамках своих мечтаний, не разделяя правду и вымысел. Аврора же, наоборот, произносит фразу: «Когда я пишу, я должна открывать глаза». Она здесь правит балом и его участниками. Женщина ради сюжета для нового романа играет с давним другом, подговаривая дочь завлечь его в свои сети. Или наоборот, объясняет ему замысел эксперимента, чтобы получить как можно больше реакций и интересных поворотов для будущего любовного романа. Тем не менее, Аврора - яркий пример ненадежного рассказчика. Играет в темную, манипулирует людьми, разрушает 4 стену и смотрит в камеру, тем самым разрушая иллюзию кино. Она предстает проводником для разговора о вымысле героев и их поступков. Но с точки зрения божественного провидения - все предрешено и является божественным умыслом. Она же здесь пытается вести свою игру.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Но вернемся к Жерому. Его женщина - это некий обезличенный персонаж без эмоций с фотографии, которую он демонстрирует. Мужчина не скрывает, что эти отношения ему удобны. Они сталкивались случайно с ней в разных странах на мероприятиях и спустя 6 лет решили, что могут жить вместе, продолжая работать и путешествовать по одиночке. И тут он встречает двух девушек, абсолютно не похожих друг на друга внешне, по поведению и общению.

Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

Лаура поражает взрослыми рассуждениями об отношениях и любви.

«Я бы хотела полюбить кого-нибудь с первого взгляда, а не через 6 лет. Я бы не назвала это любовью, скорее дружбой»;

«Я не дружу с теми, кого люблю.

Любовь сводит меня с ума»;

«Я рождена, чтобы стать несчастной»;

«Когда я влюблена, меня это мобилизует»;

«Мне нужно расширять свой опыт»;

«Я никогда не влюблюсь в сверстника»;

«Чем более красив мальчик, тем мне страшнее».
Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

В ее фразах угадывается образованность, начитанность, острота ума, рассудительность, осторожность, разумность, но прослеживается мамина рука и наставничество - соблазнить Жерома, поиграть с ним. В какой-то момент действительно кажется, что между ними вспыхнет страсть и что-то произойдет. Они все больше времени проводят вместе, гуляют в горах, обнимаются. Персонаж Лоры развивается по ходу действия, она занимает много экранного времени.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Но тут в поле зрения мужчины появляется Клер. По ее фигуре, походке, одежде и общению с противоположным полом можно сказать, что она созрела физически, она соблазнительна и знает об этом. Но в отличие от Лоры она не задумывается, с кем ей встречаться, как целомудренно и воспитанно себя вести в обществе (случай с лодкой), правильный ли она сделала выбор (парень не тот, за кого себя выдает). И она полностью захватывает внимание Джерома, пленит его, манит. Он обворожен ею, но она абсолютно не тянется к нему, не заговаривает, не находит в нем ничего интересного.

Как ум притягивает в одной, так в другой магнитом становится тело - колено Клер.

При этом, мужчина понимает, что не может завладеть девушкой:

«Ласка должна быть принятой, легче только соблазнить».

У Клер практически нет прямой речи, ее персонаж не меняется и не развивается. Она автономна от семьи и отстранена от происходящего внутри нее и дома.

Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

Остается загадкой, пытался ли он стать для Клер тем самым мужчиной, к которому она бы бросилась в объятия, узнав о двойственности своего парня? Или это был благородный порыв - защитить девушку от соблазнов и обмана мира мужчин, понимая природу мужского желания и страсти. До колена он все-таки дотронется, но станет ли это прикосновение тем, каким он его желал? Если женщина ему не достается, то она ему больше не интересна. Он словно ищет подтверждение собственной картины мира: рассуждает о своих чувствах и действиях, какова будет реакция девушки.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Для понимания происходящего: здесь нет откровенной пошлости, неприкрытой эротики, похабщины или явных домогательств. Действие происходит в разгар летнего зноя («Лето - период полной стагнации и бездельности»), все герои на каникулах и отдыхе. Как будто жара сморила их и даже успела утомить. Ромер любил повторять: «Погода - мой соавтор». И она играет здесь на руку всем. Герои не спеша прогуливаются в тени деревьях, лежат на шезлонгах, играют в волейбол или теннис, катаются на лодках, собирают персики, много разговаривают, по сути, ни о чем конкретном. Блажь, пустые толки, которые забудутся, когда все разъедутся по своим делам.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Атмосфера подчеркивается насыщенными голубыми (озеро, небо, вода) и зелеными красками (лес, поляны, кустарники, горы, лужайки). На этом фоне яркими акцентами выступают красные предметы: мебель в комнатах, одежда Лауры, стол и стулья на улице, лодка, корт. Клер же, наоборот, одета в голубые одежды или нейтральные цвета (черный и белый). А Аврора предстает перед нами в нарядах с цветочным принтом.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Здесь очень мало крупных планов, оператор не дает нам близко рассмотреть лица героев, уловить их мимику. Мы наблюдаем за героями в основном издалека: со средних или дальних планов. Камера в основном статична. Подчеркивается снобизм и элитарность героев - они выше всех, в уединенном доме на своей территории.

Коллаж сделан автором канала
Коллаж сделан автором канала

Обратила внимание, что фильм и использованные в нем приемы, отдельные сцены и акценты вдохновляют современного режиссера Луку Гуаданьино. Сделала коллажи с похожими кадрами из фильмов «Претенденты» и «Назови меня своим именем» (движение ЛГБТ признано Минюстом РФ экстремистской организацией и запрещено на территории России) в своем телеграм-канале.

Коллаж сделан автором канала
Коллаж сделан автором канала

Фильм рекомендую как романтикам, так и зрителям, предпочитающим рассуждать, рефлексировать, задаваться вопросами о постигаемости жизни и приобретать новый опыт как в кино, так и в реальности.

***

Подписывайтесь на мой канал или телеграм, чтобы не пропустить новые публикации.