Найти в Дзене
Исторический музей

Ювелирный зоопарк на выставке «Россия — любовь моя!»

На протяжении веков ювелиры черпали вдохновение в природе, создавая произведения, которые отражают красоту и гармонию окружающего мира. Природа с её бесконечным разнообразием форм, цветов и текстур всегда была неиссякаемым источником идей для мастеров. Особое место в их творчестве занимают животные, которые символизируют грацию, силу, свободу и связь человека с природой. В российской ювелирной традиции изображение животных тоже не редкость. Например, известная серия камнерезных фигур фирмы Карла Фаберже, получившая восторженные отзывы современников, называлась «Каменный зоопарк» или «Драгоценный зверинец». Природа стала ключевым источником новых форм и декоративных мотивов на рубеже XIX-XX вв., в период раннего модерна. Примером этого служит редкая брошь в виде чайки, привлекающая внимание в витрине. Голова и туловище птицы выполнены с использованием эмали по резьбе, а ажурные крылья покрыты прозрачной серо-бело-голубой оконной эмалью. Декоративные полоски на крыльях и хвосте украшены
Оглавление

На протяжении веков ювелиры черпали вдохновение в природе, создавая произведения, которые отражают красоту и гармонию окружающего мира. Природа с её бесконечным разнообразием форм, цветов и текстур всегда была неиссякаемым источником идей для мастеров. Особое место в их творчестве занимают животные, которые символизируют грацию, силу, свободу и связь человека с природой.

В российской ювелирной традиции изображение животных тоже не редкость. Например, известная серия камнерезных фигур фирмы Карла Фаберже, получившая восторженные отзывы современников, называлась «Каменный зоопарк» или «Драгоценный зверинец».

Предлагаем заглянуть в «Ювелирный зоопарк», который собрался на выставке «Россия — любовь моя! Искусство ювелиров России. XIX — XXI век» и полюбоваться работами наших современников. Выставка открыта до 24 марта 2025 года.

Чайка

Брошь. Мастер Л. Л. Татищев. Петербург, 1908–1917 гг. Золото, серебро, бриллианты, витражная эмаль, эмаль по гильошировке. Гохран России
Брошь. Мастер Л. Л. Татищев. Петербург, 1908–1917 гг. Золото, серебро, бриллианты, витражная эмаль, эмаль по гильошировке. Гохран России

Природа стала ключевым источником новых форм и декоративных мотивов на рубеже XIX-XX вв., в период раннего модерна. Примером этого служит редкая брошь в виде чайки, привлекающая внимание в витрине. Голова и туловище птицы выполнены с использованием эмали по резьбе, а ажурные крылья покрыты прозрачной серо-бело-голубой оконной эмалью. Декоративные полоски на крыльях и хвосте украшены бриллиантами высочайшего качества.

Эмаль нанесена с ювелирной точностью, создавая эффект акварели. Для этого мастеру пришлось подготовить серебряные пластинки, вырезать лунки, заполнить их эмалью и закрепить обжигом. Передние края крыльев выполнены резцом с полупрозрачной серо-белой эмалью, создающей опалесцирующий эффект, напоминающий благородный опал. Тельце птицы, покрытое полупрозрачной белой эмалью, проработано резцом с разной глубиной штрихов, что придаёт эмали сходство с естественным оперением.

Кот

Милые домашние питомцы неизменно привлекают внимание, однако не стоит забывать, что кошки — загадочные существа, окутанные мифами и легендами.

Камнерезная работа «Опаловый Нил». Мастер С. О. Андреев. Санкт-Петербург, 2022 г. Розовый опал, голубой нефрит, искусственный кварц, родонит. Гохран России

Носорог и слон

«Большая Африканская Пятерка» — традиционное название пяти видов млекопитающих, являющихся наиболее почетными трофеями Африканских охотничьих Сафари. В нее входят лев, леопард, буйвол, носорог и слон.

Двое последних — большие травоядные животные, известные своей силой и толстокожестью.

Про охотника, добывшего хотя бы по одному представителю пятерки, принято говорить, что он собрал «Большой шлем».

Хамелеон

Несмотря на свою необычность, хамелеон не так часто становится героем ювелирных изделий. Но в этом произведении он — центральный элемент композиции. Голова у хамелеона металлическая, так как служит лезвием ножа, а тело из бивня бородавочника оказывается удобной рукояткой.

Нож «Хамелеон». Москва, 2020–2024 гг. Мастер А. А. Скрыльников. Бивень бородавочника, белый металл, горячая эмаль, дерево, цветное стекло, окаменелая ветка дерева; витраж в технике «Тиффани», мягкая подсветка, встроенный аккумулятор, питание USB, ручная работа. Поковка с уникальной S-образной кузнечной сваркой З. Собко. Слесарные, ювелирные техники, горячая эмаль О. Иванова
Нож «Хамелеон». Москва, 2020–2024 гг. Мастер А. А. Скрыльников. Бивень бородавочника, белый металл, горячая эмаль, дерево, цветное стекло, окаменелая ветка дерева; витраж в технике «Тиффани», мягкая подсветка, встроенный аккумулятор, питание USB, ручная работа. Поковка с уникальной S-образной кузнечной сваркой З. Собко. Слесарные, ювелирные техники, горячая эмаль О. Иванова

Эта многофункциональная кабинетная композиция, где фоном для ножа-хамелеона выступает витражный светильник в стиле Тиффани. Словно кусочек джунглей, он дает возможность увидеть, как почти настоящий хамелеон меняет свое настроение и облик.

Крокодил

Скульптурное настольное украшение «Крокодил». Мастер В. Р. Иванов. Санкт-Петербург, 2020 г. Агат, тигровый глаз; резьба по камню. Гохран России
Скульптурное настольное украшение «Крокодил». Мастер В. Р. Иванов. Санкт-Петербург, 2020 г. Агат, тигровый глаз; резьба по камню. Гохран России

В 2023 году произведения из Фонда Maximilian Art Foundation были переданы в дар Гохрану России. Среди них — работы петербургских камнерезов: «Крокодил» и «Хряк» Вячеслава Иванова, созданные в 2020 году из агата и мрамора соответственно. Настольные композиции демонстрируют высокое мастерство авторов, их умение подчеркнуть природную красоту камня и создать уникальные художественные образы.

Свинья

Скульптурное настольное украшение «Хряк». Мастер В. Р. Иванов. Санкт-Петербург, 2020 г. Мрамор, стекло; резьба по камню. Гохран России
Скульптурное настольное украшение «Хряк». Мастер В. Р. Иванов. Санкт-Петербург, 2020 г. Мрамор, стекло; резьба по камню. Гохран России

Улитка

Настольная композиция «Улитка». К. К. Тертерян. Москва, 2023 г. Серебро, морж, дамаск, черное дерево; резьба по кости, восковое моделирование, литье, монтировка, гравировка и другие ювелирные техники
Настольная композиция «Улитка». К. К. Тертерян. Москва, 2023 г. Серебро, морж, дамаск, черное дерево; резьба по кости, восковое моделирование, литье, монтировка, гравировка и другие ювелирные техники

Настольная миниатюрная композиция в стиле реализм никого не оставит равнодушным! Эта маленькая улитка как настоящий настольный друг — в любой момент «подаст перо», чтобы распечатать бумаги или напомнит о важной встрече.

Кит

Кого не восхищает величие китов? Ведь они — само воплощение свободы, грации и мощи природы. Алексей Зефиров не просто мастерски воссоздал образ горбатого кита, но и вдохнул в него глубокий символизм. Работа под названием «Прорыв» заняла второе место в номинации «Камнерезное искусство» на конкурсе Гохран России. А больше об этой работе можно узнать в видео.

Крысы и мыши

Эти умнейшие грызуны — воплощение упорства, ловкости, хитрости и плодовитости. А еще ассоциируют с даром предвидения из-за приметы моряков.

Композиция изображает счастливую крысу в предвкушении сытного обеда. Но не все так просто... О том, что скрыто внутри золотистого початка кукурузы, собранного из 600 кусочков янтаря, можно узнать из видео.

Кабинетная композиция «Сатисфакция». Мастер М. Х Альмов. Москва, 2019–2024 гг. Клинок, ламинат от Такеши Садзи, белый металл, янтарь, обсидиан; сложные ювелирные техники, резьба, литье. Гохран России

Нож на подставке «Сырный портал в мышиный рай». Мастер В. Г. Галбоян. Москва, 2016–2024 гг. Серебро, мореный дуб, медь, позолота, самшит, бивень мамонта, сталь. Гохран России

Фантастические животные

«Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Кроме настоящих зверей, художники часто обращают внимание и на фантастических созданий из русских сказок и былин. Источником вдохновения для авторов этой работы послужили былина и картина Виктора Васнецова «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» 1900-х гг. Они создали технически сложную композицию, изображающую бой воина с чудищем. Змей, балансирующий на тонком хвосте, кажется парящим в воздухе, а его полупрозрачные крылья из кварцита усиливают ощущение полета.

Холодный зеленый оттенок Змея противопоставлен теплой гамме одежды богатыря. Плащ и рубаха из красной яшмы, желтые рукавицы и кайма из тигрового глаза, а также золотистые шлем и кольчуга из пирита создают яркий визуальный эффект.