Найти в Дзене
Ника Калашникова

новая "Норма"

про постановку «Норма» в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко казалось бы, классическая итальянская опера, да ещё с Хиблой Герзмавой в главной партии, разве может быть другой отзыв кроме "восхитительно" и "гарантированное эстетическое удовольствие"? да, конечно, музыка прекрасна, голоса бесподобны - это ничем не испортишь. но, как говориться, были нюансы… признаюсь, у меня лично постановка вызвала когнитивный диссонанс. начну с не очевидного или скорее парадоксального: первое, оперу о воинственных галлах, доблестно сражающихся с римлянами, написал итальянский композитор Винченцо Биллини; второе, «Норма» - определяется как лирическая трагедия, судите сами, перед глазами друг друга сменяют сцены: начиная с измены, предательства, попытки суицида и заканчивая инсинуациями детоубийства - и всё это в звучит в мажоре (музыкальные критики, поправьте меня, пожалуйста, если я не права), то есть, если не знать либретто и не смотреть на сцену, музыка отнюдь не вызовет ни задумчивой гр

про постановку «Норма» в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко

фото: ronster_production
фото: ronster_production

казалось бы, классическая итальянская опера, да ещё с Хиблой Герзмавой в главной партии, разве может быть другой отзыв кроме "восхитительно" и "гарантированное эстетическое удовольствие"? да, конечно, музыка прекрасна, голоса бесподобны - это ничем не испортишь. но, как говориться, были нюансы… признаюсь, у меня лично постановка вызвала когнитивный диссонанс. начну с не очевидного или скорее парадоксального:

первое, оперу о воинственных галлах, доблестно сражающихся с римлянами, написал итальянский композитор Винченцо Биллини; второе, «Норма» - определяется как лирическая трагедия, судите сами, перед глазами друг друга сменяют сцены: начиная с измены, предательства, попытки суицида и заканчивая инсинуациями детоубийства - и всё это в звучит в мажоре (музыкальные критики, поправьте меня, пожалуйста, если я не права), то есть, если не знать либретто и не смотреть на сцену, музыка отнюдь не вызовет ни задумчивой грусти, ни тревожных переживаний; третье, не смотря, на то, что в названии первоисточника «Норма, или Детоубийство» Александра Суме, а также многочисленных описаниях к опере фигурирует страшное слово “детоубийство” - можно выдохнуть - ни один ребёнок ни в одном из смыслов не пострадал; но все эти замечания скорее про курьезность оригинального произведения, и постановка в театре Станиславского никак на это не повлияла.

чего не скажешь про режиссуру. здесь необходимо остановиться подробнее: режиссер постановки, 85-летний Адольф Яковлевич Шапиро - творец, безусловно, заслуженный, но даже если взять в расчёт аллюзии на современные реалии, согласитесь, не самое приятное зрелище - наряд спецназовцев (большей частью переодетых из женщин) на сцене в образе друидов. положим, они олицетворяют “нацгвардейцев” сепаратистов, но тогда почему римляне изображены “чекистами” в кожаных плащах поверх галифе с маузером на боку?! пелевинщина… остается отнести этот режиссерский ход на авторскую попытку переосмыслить исторический момент - всякое бывает… но вот чего мне действительно не хватило, так это визуальной составляющей. про скудость сценографии не хочется даже начинать: серые «икеевские» деревья, серые пластиковые летающие лоси, серые костюмы массовки и хора, надувной шар луны и вездесущей видеомеппинг с фальшивыми рунами - все это хотелось вынести со сцены на ближайшую помойку и сжечь, дабы не мешали восприятию музыки (я обменивалась впечатлениями с общественностью в антракте, и все опрошенные мной респонденты горячо с этим соглашались). далее, верховный предводитель друидов выезжает на сцену в инвалидной коляске (к счастью, с актером всё в порядке, если не считать, что ему, вероятно, было не удобно в таком положении исполнять арии) - дань инклюзивности? кстати, он тоже был в сером наряде, как и все остальные действующие лица - это по-настоящему угнетало. и когда одна из великолепных сопрано современности выходила на сцену в нарядах, неприлично скромных по отношению к величине исполнительского таланта, казалось, что режиссер несправедлив не столько к диве, сколько, в первую очередь, к зрителю. в последней же сцене, когда Хибла Леварсовна наконец вышла в сияющем белом наряде, показалось, что мир уже наполовину спасён самим этим фактом, хотя впереди была страшная сцена кульминации…

вот такой шедевр бельканто получился. признаться, я надолго впала в задумчивость после “Нормы”, но решила всё же поделиться своим “опытом”, может пригодится

-2