Что общего между действиями турецкого центробанка, который под нажимом президента Эрдогана снижал процентную ставку, китайских властей, которые велят госбанкам раздавать льготные кредиты приоритетным отраслям, и существующими во многих странах ограничениями на вывод капитала?
Все это примеры финансовых репрессий — механизма, при котором государство регулирует финансовый сектор, направляя ресурсы в нужные ему сферы и снижая затраты на обслуживание госдолга.
Как это работает?
– В Китае госбанки обязаны кредитовать по субсидируемым ставкам приоритетные секторы.
– В Турции Центральный банк удерживал низкую ключевую ставку, вынуждал банки покупать гособлигации, несмотря на галопирующую инфляцию.
– В странах Южной Америки, Южной Азии и Африки действовали ограничения на процентные ставки и на движение капитала.
Как развитые страны избавились от репрессий?
После Великой депрессии и Второй мировой войны финансовые репрессии помогли развитым странам сократить госдолг. Но уже к 1980-м годам большинство развитых стран отказались от жесткого вмешательства в финансовый сектор.
Почему репрессии возвращаются?
После кризиса 2007–2008 гг. и пандемии COVID-19 госдолг во многих странах вырос до рекордных уровней. Чтобы его обслуживать, даже развитые страны вернулись к мерам с признаками финансовых репрессий.
«Легкие деньги» или скрытые риски?
Финансовые репрессии позволяют быстро снизить расходы на обслуживание долга, избежать дефолта и направить средства в приоритетные отрасли. Но в итоге такие «легкие деньги» дорого обходятся экономике, приводя к неэффективному распределению ресурсов и замедлению экономического роста.
#GURUсловарь