«Что мы сделали друг с другом?»
2015 год. Теплая осень. На экраны выходит «Исчезнувшая» Дэвида Финчера и с первого просмотра становится одним из моих самых любимых триллеров на долгие годы. Холодная история о сложных взаимоотношениях двух супругов не только получает одобрение от профильной прессы, но и находит отклик в сердцах обычных зрителей. В этом году картине исполняется 10 лет, а она не потеряла ни актуальности, ни кинематографической силы. Так что давайте ненадолго вернемся на декаду назад и вспомним этот чудесный фильм.
Ник и Эми Данн настолько подходят друг другу, кажется, будто они только что вышли из рекламы хлопьев для завтрака, но как мы знаем, каждая семья несчастна по-своему. За идеальным фасадом кроется черная дыра такого размера, что в нее засосет любого, кто приблизится хоть на шаг к главным героям. История берет начало с годовщины, которая Нику явно не приносит никакого удовольствия. Он обсуждает свой брак с сестрой в их общем баре и играет с ней в настольную игру, что еще окажет свое влияние на нарратив. По возвращении домой, он понимает, что его жены нигде нет. Она просто исчезла. И с этой минуты жизнь Ника превращается в настоящий ад.
Дэвид Финчер лучший актуальный автор в жанре триллера. Его фильмы уже 30 лет заставляют людей вжиматься в кресла от напряжения и искренне переживать за героев, попадающих в самые зловещие ситуации. Миры режиссера полны неиллюзорного зла, бороться с которым приходится обычным людям из плоти и крови. Будь то культовый «Семь» или повлиявший на целое поколение мужчин «Бойцовский Клуб». Картины Финчера можно легко узнать по одному кадру, Его холодные, эстетичные и безумно симметричные кадры формируют запоминающийся и уверенный киноязык.
«Исчезнувшая» для меня чуть ли не лучшее, что режиссер делал в 21-м веке. Это триллер в его исконном и чистейшем виде. Вот уже 10 лет ничего даже близко похожего на большие экраны не выходило. Помимо блестящего саспенса и нарастающего чувства тревоги, фильм любит бросать в зрителя абсолютно безжалостные эпизоды, эффект от которых схож с нырянием в прорубь в морозный день. Почти у каждого персонажа припрятана в запасе пара скелетов, что определенно помогает насытить нарратив и иногда смещать акцент с главного тандема фильма. Ник и Эми одна из самых отталкивающих и вызывающих физический дискомфорт экранных пар, что мне доводилось видеть.
Нас медленно затягивает в водоворот их отношений, которые начинаются с романтического поцелуя в сахарной пурге, а позднее переходят к взаимным обвинениям, насилию и в какие-то моменты почти осязаемой ненависти. После выхода фильма интернете был популярен мем о том, что если вы хотите расстаться со своим партнером, то «Исчезнувшая» – идеальный выбор для последнего совместного просмотра. Это, безусловно, очень утрированное и экзальтированное высказывание, но если отбросить контекст прикола, то можно рассмотреть причину появления такого мнения.
«Исчезнувшая» не просто об отношениях, браке и гендерных ролях, это картина о том, что люди могут сотворить друг с другом, находясь в отношениях, которые для всех выглядят как самая красивая история любви.
Огромную часть впечатления от истории на себе несет тандем главных актеров. Для обоих «Исчезнувшая» стала очень важным проектом в карьере. Бен Аффлек к тому моменту из вундеркинда и оскароносного режиссера превратился в творческого неудачника, у которого давно не было интересных ролей. Розамунд Пайк наконец-то получила шанс раскрыть весь свой актерский потенциал и остаться в умах многих благодаря этой удивительной роли. Их химия настолько сильна и наэлектризована, что каждая их совместная сцена заставляет сердце пропускать стук.
Финчер всегда мастерски подходил к работе над изображением, скурпулезно просчитывая заранее каждый кадр и тратя огромные средства и силы на постпродакшн, чтобы изображение было идеальным. В интернете достаточно роликов, которые наглядно демонстрируют, как на первый взгляд лишенные графики кадры на самом деле наполнены массой эффектов. «Исчезнувшая» упоительно красивый фильм, его хочется растащить на скриншоты и любоваться удивительной работой с композицией, светом и цветом. Лишенная даже намека на теплые оттенки цветокоррекция задает тон повествованию и усиливает впечатление, диктуемое выверенным нарративом.
Еще одним аспектом, который разгоняет кровь во время просмотра, является музыка. Пульсирующий саундтрек от Трента Резнора и Аттикуса Росса, которые к тому моменту уже зарекомендовали себя как идеальный композиторский тандем, врезается в память и не выходит из нее после просмотра. Этот саундтрек до сих пор иногда манит меня из моей медиатеки, и сопротивляться нет никакого желания.
А еще, это по-настоящему жуткий фильм. Хотя действительно кровожадный и графичный эпизод физического насилия в фильме только один, самое сильное впечатление производят сцены, наполненные насилием психологическим. Вот от них действительно может пробежать мороз по коже. И это очень хорошо. Кино не всегда должно быть комфортным и прилизанным, иногда нужно погружаться вр тьму, дабы испытать что-то новое и получить впечатление, которое останется с вами надолго.
Прошло 10 лет. Дэвид Финчер с тех пор снял еще два фильма, спродюсировал сериал о поимке серийных убийц и активно продолжает творческую деятельность. Но до сих пор я помню почти каждый кадр именно из «Исчезнувшей», ставшим моим ультимативным новогодним комфорт фильмом. Я с замиранием сердца включал его в новогоднюю ночь и с наслаждением погружался в знакомое ледяное озеро.