Алексея Балабанова можно смело назвать не просто режиссером, а настоящим новатором, который осмелился показать зрителям героев, лишенных привычной рефлексии. Его фильмы — «Брат», «Жмурки», «Морфий» и «Груз 200» — не просто стали культовыми, они перевернули представление о российском кинематографе. Но мало кто знает, что мир мог бы и не увидеть эти шедевры: в юности Балабанов мечтал о музыке, а не о кино. И вот, как жизнь иногда подкидывает сюрпризы!
Музыкальные мечты и первые шаги
Родился Алексей в обычной свердловской семье, где его отец, Октябрин Сергеевич, трудился на местной киностудии, а мама, Инга Александрова, управляла научно-исследовательским институтом. С детства мальчик был увлечен чтением, просмотром фильмов и музыкой, и никто не сомневался, что он выберет творческую профессию. Родители поддержали его выбор, но настаивали на получении хорошего образования. Так, в школе с углубленным изучением английского языка, Алексей быстро завел друзей и создал музыкальную группу, которая завоевала популярность на школьных вечеринках.
Но, как это часто бывает в юности, за успехом пришли и неприятности: однажды он даже получил по зубам от завистливого соперника, который не мог смириться с тем, что его возлюбленная обращает внимание на Балабанова. К счастью, последствия потасовки оказались не столь драматичными — лишь выбитый зуб и немного синяков.
Кинематограф: от мечты к реальности
Алексей уже тогда твердо знал, что свяжет свою жизнь с кинематографом, но родители настояли на том, чтобы он сначала окончил переводческий факультет. Понимая, что для создания качественных фильмов нужен широкий кругозор, Балабанов согласился. Его усердие вознаградилось возможностью пожить в Англии во время практики, где он исполнил свою мечту — купил несколько пластинок, которые слушал в юности.
Фильмы, которые трогают за живое
После университета Балабанов отправился служить в армию, и именно воспоминания о двухлетней службе легли в основу его фильма «Груз 200». Это кино стало настоящим откровением, открывшим зрителям глаза на реалии Афганской войны. Сюжет «Груза 200» обогатили истории, услышанные им во время поездок по Сибири и Дальнему Востоку, когда он работал ассистентом у режиссера Льва Ефимова. Изначально Алексей планировал снимать документальное кино, но, общаясь с людьми, понял, что художественный жанр -это то, что ему нужно.
Свой первый фильм он снял спонтанно, вызвавшись помочь знакомому с дипломной работой. Сценарий был написан за считанные часы, а съемки организованы в местном ресторане. Эта работа подтолкнула Балабанова к переезду в Москву, где он продолжил свое образование.
Творческий путь и личные испытания
Уже в Москве Алексей поступил во ВГИК, но вскоре ушел из-за низкого качества преподавания. Он стал слушателем Высших курсов сценаристов и режиссеров, где в первый раз женился. Однако брак продлился всего пару лет, несмотря на рождение сына Федора. В это же время Балабанов снял несколько фильмов, в которых активно сотрудничал с участниками «Наутилуса Помпилиуса». Музыка Вячеслава Бутусова стала неотъемлемой частью его творчества.
После получения диплома Балабанов познакомился с продюсером Сергеем Сельяновым, с которым основал студию «СТВ». Именно здесь были созданы «Брат» и «Брат 2», ставшие знаковыми для российского кино. Бодров-младший не только воплотил образ Данилы Багрова, но и стал близким другом Балабанова.
Потеря и возрождение
Смерть Сергея Бодрова-младшего стала для Балабанова настоящим ударом. Он считал его своим талисманом, а Бодров, в свою очередь, воспринимал Алексея как учителя. Когда Сергей погиб под лавиной , Алексей погрузился в депрессию и алкоголь, практически перестав снимать. Лишь спустя три года его вернул к жизни Сергей Сельянов, предложив реализовать чужие сценарии. Так на свет появились «Жмурки» и «Мне не больно», а в 2008 году — «Морфий», над которым работал еще при жизни Бодров.
В 2012 году Балабанов представил зрителям свою последнюю работу — «Я тоже хочу», в которой сыграл самого себя, отправившегося на поиски «колокольни счастья». После выхода этого фильма режиссер откровенно заявил, что это — его прощание с кино.
Трагический финал
Алексей никогда не боялся смерти, но после утраты Бодрова признался супруге, что хотел бы уйти вместе с ним. Алкогольная зависимость ухудшила его здоровье, и в последние годы он продолжал работать, несмотря на физические страдания.
18 мая 2013 года у Балабанова остановилось сердце, а через 40 дней рухнула та самая колокольня, на ступеньках которой он оставил своего последнего персонажа.
А как вы думаете, каким бы было российского кино без Балабанова? Пишите свое мнение в комментариях.