Найти в Дзене
Вiblioacademia

Как произошел раскол христианской церкви на православную и католическую и почему его не удалось устранить?

Здравствуйте, уважаемые читатели! Мы продолжаем серию статей, посвящённых истории христианской церкви и сегодня поговорим о событии, которое оказало существенное влияние не только на христианскую церковь, но и на все последующее развитие мирового порядка. Разумеется, речь пойдет о церковном расколе 1054 г., когда ранее единая христианская церковь навсегда разделилась на два крыла - восточное (православное, ортодоксальное) и западное (католическое). Попробуем понять, что не поделили между собой церковные владыки. Прежде всего, следует заметить, что к 1054 г. разногласия между восточными и западными христианами назревали уже не первое столетие. Противоречия существовали как по вопросам принципов церковной организации, так и по догматических проблемам. В частности, на западе получил распространение догмат о filioque, согласно которому Святой дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. На востоке его считали ошибочным. Кроме того, в Константинополе вызывала опасение политика рим
Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Мы продолжаем серию статей, посвящённых истории христианской церкви и сегодня поговорим о событии, которое оказало существенное влияние не только на христианскую церковь, но и на все последующее развитие мирового порядка. Разумеется, речь пойдет о церковном расколе 1054 г., когда ранее единая христианская церковь навсегда разделилась на два крыла - восточное (православное, ортодоксальное) и западное (католическое). Попробуем понять, что не поделили между собой церковные владыки.

Предыстория

Прежде всего, следует заметить, что к 1054 г. разногласия между восточными и западными христианами назревали уже не первое столетие. Противоречия существовали как по вопросам принципов церковной организации, так и по догматических проблемам. В частности, на западе получил распространение догмат о filioque, согласно которому Святой дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. На востоке его считали ошибочным. Кроме того, в Константинополе вызывала опасение политика римского папы, проводимая с целью распространить своё влияние на восток. Устремления западного первосвятителя привели к расколу 863-867 гг., который вошёл в историю как Фотиев. В IX в. дробления церкви удалось избежать. Однако глубинные разногласия никуда не исчезли. Существовали также расхождения по вопросу о примате римского папы. На востоке были готовы признать за ним первенство по чести, но не вселенское превосходство. Первенство «по чести» на современном языке может означать «самый уважаемый», однако оно не отменяет соборного устройства церкви (то есть принятие всех решений коллегиально посредством созвания соборов всех церквей). Ситуация усугублялась культурными различиями востока и запада. В частности, на востоке основным языком богослужения, равно как и повседневного общения, стал греческий, а на западе - латынь. Само по себе данное обстоятельство не имело решающего значения, но затрудняло взаимопонимание внутри христианского мира. В X в. эти противоречия не оказывали существенного влияния на взаимоотношения Рима и Константинополя - по церковной линии между церквями развивалось сотрудничество. Однако в XI в. ситуация изменилась. В этот период между папой и патриархом начинается борьба за церковные приходы на юге Италии, в ходе которой противники начинают все чаще вспоминать о догматических разногласиях.

Фотий (820-896 гг.), патриарх Константинопольский
Фотий (820-896 гг.), патриарх Константинопольский

В 1043 г. Константинопольским патриархом стал Михаил Кирулларий. Это был человек знатного происхождения, занимавший высокое положение в византийском обществе, оказывавший влияние на политику государства и до возведения в сан. Во время одного из дворцовых переворотов группа заговорщиков попыталась возвести его на престол. Заговор был раскрыт, а Михаил лишился имущества и был насильно пострижен в монахи. Однако на этом его политическая карьера не закончилась. В 1042 г. императором Империи Ромеев стал Константин Мономах, которому нужны были влиятельные сторонники. Он приблизил к себе Кируллария, сделал его ближайшим советником и патриархом.

Несколькими годами позже римским первосвященником стал Лев IX. Это была фигура, обладавшая в западной церкви колоссальным влиянием. Еще являясь епископом в г. Туле (Лотарингия) он оказывал политическую поддержку императорам Конраду II и Генриху III. Лев был видным церковным реформатором, поддержавшим преобразования церкви в духе Клюнийской реформы. Ему неоднократно предлагалось принять сан папы, однако долгое время он отказывался от этой чести. Лишь в 1048 г. Лев согласился занять римский престол. В грубой власянице, которые одевали кающиеся, с босыми ногами и посыпанной пеплом головой, он вступил в Рим. Столь необычным поведением он снискал популярность среди горожан. В годы своего владычества Лев сделал все, что было возможно, для укрепления института папства и папской власти.

Так в отношениях западной и восточной христианской церквей сложилась весьма опасная ситуация, которая потенциально могла привести к церковному расколу. Между Римом и Константинополем накопилась масса разногласий в культурной, политической и догматической сферах. К тому же, во главе обеих церквей оказались сильные властные личности, готовые на многое, чтобы укрепить свое влияние в церковных кругах. Разумеется, и Михаила Кирулларий, и Лев IX были фигурами не только духовными, сколько политическими. Разногласия по церковной линии усугублялись властными устремлениями обоих первосвятителей. Прежде всего, политические амбиции проявлял папа. Лев IX настаивал на первенстве Римской кафедры. В своих письмах Михаилу Кирулларию он утверждал, что не только Константинополь, но и весь христианский восток должны почитать Римскую церковь как мать. Константинопольский патриарх был готов примириться с догматическими расхождениями, но он категорически не желал признавать первенство Рима.

Посольство кардинала Гумберта

В 1053 г. Михаилу Кирулларию стало известно, что в землях, подконтрольных нормандцам на юге Италии, вместо греческого начинает вводиться латинский обряд. В ответ на это патриарх закрыл храмы, связанные с Римом, в Константинополе. Закрытие осуществлял сакелларий Никифор, который выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного, а не из квасного хлеба, и топтал их ногами. Патриарх Михаил поручил болгарскому архиепископу Льву Охридскому составить послание против латинян, в котором порицались служение литургии на хлебе из пресного теста, пост в субботу во время Великого поста, отсутствие пения "Аллилуйя" во время великого поста и другие элементы, характерные для западного богослужения. Ответом на это стал текст, написанный кардиналом Гумбертом Сильва-Кандидским и известный под названием "Диалог". В нем приводятся доводы в защиту западного обряда и критикуется обряд восточный. Спустя короткое время появились антилатинские сочинения "Антидиалог" и "Слово об опресноках, субботнем посте и браке иереев", написанные Никитой Стифатом.

Великая схизма и разделение церквей
Великая схизма и разделение церквей

Весной 1054 г. в Константинополь прибыло римское посольство во главе с уже упомянутым нам кардиналом Гумбертом. Вместе с ним в Византию приехали диакон-кардинал Фридрих (впоследствии папа Стефаном IX) и архиепископ Амальфийский Петр. Поводом для переговоров явилось как раз закрытие латинских церквей в Константинополе. Также перед папскими легатами стояла задача наладить несколько подпорченные отношения с патриархом Михаилом Кирулларием. Деликатность вопроса заключалась в том, что налаживая подпорченные отношения, нужно было продолжать придерживаться линии, направленной на укрепление превосходства и первенства Римской кафедры. С самого начала ситуация стала развиваться не самым лучшим образом. Константинопольскому патриарху показалось, что послы ведут себя непочтительно. В ответ на неподобающее поведение на созванном церковном соборе Михаил выделил легатам последнее место среди присутствующих. Это уже не понравилось кардиналу Гумберту, который отказался вести какие-либо переговоры с Кирулларием. Впрочем, на достигнутом дипломат решил не останавливаться. 15 июля 1054 г., когда Софийский собор в Константинополе был переполнен молящимися, он вместе со своими спутниками вышел к алтарю и выступил с пламенной обличительной речью в адрес Михаила. Затем он положил на престол папскую буллу, в которой говорилось об отлучении патриарха от общения, а также выдвигалось десять обвинений в ереси. После этого легаты покинули Софийский собор, а выйдя на городскую площадь, отряхнули прах со своих ног и воскликнули: "Пусть видит и судит Бог". В первый момент ни сам патриарх, ни горожане не могли понять, что именно произошло. Однако впоследствии буллу перевели и ситуация прояснилась. 20 июля 1054 г. Михаил созвал Собор из 20 епископов, на котором предал папских легатов церковному отлучению. Деяния Собора были разосланы восточным патриархам. Так произошло событие, известное как "Великая схизма". Христиане разделились на православных и католиков.

Был ли раскол окончательным и бесповоротным?

Следует заметить, что первое время разделение церквей воспринималось как явление временное и не очень значительное. Хотя дискуссия и полемика велась исключительно по богословским вопросам, причины конфликта лежали в сфере укрепления политического влияния со стороны Рима и Константинополя. В своих сочинениях церковные иерархи обвиняли друг друга в ереси, а также рассуждали о спасении человеческих душ. Однако истинная их дискуссия лежала в сфере контроля над епархиями. На протяжении столетий Константинополь не обращал никакого внимания на догматические и литургические отступления, существовавшие на западе. Им бы и дальше не придавали особого значения, если бы не спор о насущном. Поскольку причина конфликта лежала прежде всего в материальной плоскости, можно было надеяться, что как только она устранится, противостояние сойдет на нет. В конце концов, подобные расколы уже случались, однако не приводили к непоправимым последствиям. Кроме того, следует иметь в виду, что кардинал Гумберт вел переговоры в Константинополе от лица римского папы Льва IX. Однако первосвятитель скончался как раз тогда, когда его легаты прибыли к патриарху. В сложившихся обстоятельствах вставал вопрос о юридической силе тех решений, которые принимали римские послы в Византии. Строго говоря, действия Гумберта не могли рассматриваться как воля всей Римской епархии. Что же касается простых прихожан, то политические разногласия церковных владык, даже прикрытые тонкой материей богословских споров, их не касались. Они по-прежнему продолжали считать друг друга братьями-христианами. Поэтому на первом этапе спор "об опресноках" было довольно легко разрешить. Однако шли десятилетия и усилий, направленных на устранение раскола, по большому счету не предпринималось. Противоречия продолжали накапливаться. Ситуация усугубилась крестовыми походами. Особенно пагубно на взаимоотношениях православных и католиков сказался Четвертый Крестовый поход, в результате которого рыцари взяли и разграбили Константинополь и основали на территории Византии т.н. Латинскую империю. Последняя попытка разрешить споры была предпринята в 1438-1445 гг. на Ферраро-Флорентийском соборе. Однако и здесь в силу целого ряда обстоятельств, которые мы разберем в отдельной статье, достичь прочных договоренностей не удалось.

Почему же события 1054 г., хотя и не должны были вести к непоправимым последствиям, стали началом кризиса, который так и не удалось разрешить? Полагаю, что дело не в конкретных разногласиях по частным вопросам. Скорее всего, к этому моменту степень отчуждения между христианским западом и востоком уже достигла точки невозврата. Культурные, догматические и мировоззренческие различия были настолько велики, что преодолеть их было невозможно. Формально христианская церковь еще сохраняла единство. Однако в действительности разделение произошло намного раньше. Оставалось лишь закрепить его юридически и административно. Именно это и сделали кардинал Гумберт и патриарх Михаил в 1054 г. В этой ситуации можно было договориться о снятии отлучения и даже попытаться наладить взаимодействие. Но нельзя было склеить то, что уже давно раскололось.

А как думаете вы, в чем причины церковного раскола 1054 г.? И почему церковное единство так и не удалось вернуть? Пишите ваши мнения в комментариях.