Найти в Дзене

«В современном танце мы убираем все ограничения, мы становимся собой»: интервью с танцовщиком

Современный танец - это вечеринка под минимал - техно, которая вышла из под контроля или все-таки наполненное смыслом искусство? Материал для этой статьи мы собирали в Челябинске. В городе заводов, упавшего метеорита, невероятной природы и замечательных театров. А еще я (Аня) в этом городе родилась и выросла. А я (Настя) переехала в Челябинск в 16 лет из города Катав-Ивановск (это такой город в Челябинской области). Поступила в колледж культуры и познакомилась с Аней. Поэтому вы слушаете наш подкаст, читаете эту статью на Дзене и узнаете о театре из рассказов двух закадычных подруг - театралок. Но вернемся в Челябинск. Сегодня в поле нашего зрения один из первых государственных театров современного танца в России. Челябинский театр современного танца или ЧТСТ. В этой статье мы поговорили с танцовщиком и хореографом этого театра Денисом Чернышовым. Итааааак, попытаемся выяснить, как смотреть современную хореографию и почему танцовщики так странно двигаются. *с Денисом мы встречались в 2

Современный танец - это вечеринка под минимал - техно, которая вышла из под контроля или все-таки наполненное смыслом искусство?

Материал для этой статьи мы собирали в Челябинске. В городе заводов, упавшего метеорита, невероятной природы и замечательных театров. А еще я (Аня) в этом городе родилась и выросла. А я (Настя) переехала в Челябинск в 16 лет из города Катав-Ивановск (это такой город в Челябинской области). Поступила в колледж культуры и познакомилась с Аней. Поэтому вы слушаете наш подкаст, читаете эту статью на Дзене и узнаете о театре из рассказов двух закадычных подруг - театралок.

Но вернемся в Челябинск. Сегодня в поле нашего зрения один из первых государственных театров современного танца в России. Челябинский театр современного танца или ЧТСТ.

В этой статье мы поговорили с танцовщиком и хореографом этого театра Денисом Чернышовым. Итааааак, попытаемся выяснить, как смотреть современную хореографию и почему танцовщики так странно двигаются.

*с Денисом мы встречались в 2023 году и на момент нашего разговора он состоял в труппе Челябинского театра современного танца.

На фото Денис Чернышов. Фото взято с личной страницы VK
На фото Денис Чернышов. Фото взято с личной страницы VK

Современный танец - это?

Аня. Что такое современный танец? Если широко об этом говорить.

Денис. Современный танец идет со временем, а классический танец, например, зародился давно и в нем есть свои правила. Если в современном танце нужно встать на пуанты, если требует того идея, то это можно сделать. Почему нет? В современном танце нет каких-то ограничений, нет правил. Ты можешь делать движения с натянутым носком, можешь вставать на пуантах с согнутыми коленями, смотря какую идею ты преследуешь в этом.

Я бы сказал, что современный танец отличается от балета и вообще от всех танцев тем, что в нем нет никаких ограничений. Ты делаешь абсолютно всё. В современном танце может быть и визуальное искусство и ты можешь говорить, ты можешь танцевать, ты можешь играть на инструменте. Это всё будет считаться современным танцем.

Настя. У тебя есть какое-то внутреннее понимание, что для тебя лично современный танец?

Денис. Для меня это просто творчество. Я так проявляюсь, через движение. Также у меня есть работы, где я говорю, где я читаю рэп. И это все для меня творчество. Это все одно слово — это творчество, современный танец, так я реализуюсь. И для меня это проявление человека.

*на видео класс Дениса Чернышова в Красноярске

Аня. Как ты пришел в современный танец? Можешь рассказать свой путь.

Денис. Моя мама хореограф в детской школе искусств №36 в посёлке Зеленогорске. Это Кемеровская область. Там я родился. Мое начало было в народном танце. Танцевал я с семи лет. И в 13 лет я мечтал танцевать в ансамбле народного танца имени Моисеева. Но параллельно я интересовался трюками и брейк-дансом. Меня так тянуло туда, таким интересным был брейк-данс.

И как-то я посмотрел фильм «Танцы улиц» 2004 года и там так классно танцевали хип-хоп. Я так этим вдохновился, что выучил все танцевальные сцены из фильма. То есть я останавливал фильм на видеокассете, потом перематывал и учил движения. Я выучил весь фильм, все танцевальные сцены, которые там были, я выучил все связки. Я мог станцевать весь фильм.

Вот так я раскачал сам себя. То есть, я не ходил на хип-хоп, а просто танцевал для себя, потому что у нас не было такого кружка в Зеленогорске. Был только этот фильм, по которому я выучил движения хип-хопа и кучу связок.

А в 14 лет случилась моя первая постановка, я поставил танец на осенний бал. И вот тогда я понял, что мне нравится больше брейк-данс. Потом я пошел учиться в университет в Кемерово, где были народные танцы. На втором курсе нам начали преподавать джаз-танец, потом современный танец. До пятого курса я ходил на пары в университете и параллельно ходил на брейк-данс, это было мое самое любимое время.

*на видео танец Дениса Чернышова в классе

Денис.
И потом на пятом курсе, когда я заканчивал университет, мы поехали на фестиваль IFMC. Международный фестиваль современной хореографии, он проходил в Витебске. Это самый первый фестиваль, чтобы вы знали, в странах СНГ. Там я увидел, как танцует Олег Степанов, он показывал свою короткую миниатюру «Nobody» и я просто смотрел, не моргая, я не понимал, как он так красиво двигается.

Можно сказать, что Олег Степанов пробудил во мне окончательную любовь к современному танцу. Тогда я понял, что хочу этим заниматься. Уже потом, когда я приехал обратно, то в Томске проходил уже другой фестиваль «Арена». Туда приезжали иностранные хореографы и там я встретил Роберта Фонтана, это моя следующая вдохновительница. Я попал к ней на класс, она давала модерн, мне тоже так все это вкатило. Потом она дала мне сертификат на бесплатное обучение в Италию.

То есть нужно было заплатить только за дорогу туда и за проживание. И вот я, значит, поехал в Италию, там три недели стажировался, прокачался, вернулся, и потом Ольга Пона приехала в Кемерово на класс. Я, естественно, тоже попал к ней и обалдел, как эта женщина двигается. Я вообще не видел таких женщин, чтобы они в своем возрасте так двигались, такие интеллектуальные связочки давали. И тогда я точно для себя понял, что хочу работать у нее в театре. Так вот и начался мой путь в современном танце.

На фото основатель и художественный руководитель Челябинского театра современного танца, хореограф Ольга Пона. Ее называют одним из основоположников стиля контемпорари в России.
На фото основатель и художественный руководитель Челябинского театра современного танца, хореограф Ольга Пона. Ее называют одним из основоположников стиля контемпорари в России.

Кемерово - Челябинск - ЧТСТ

Настя. Сколько лет ты уже в Челябинском театре современного танца?

Денис. В Челябинском театре я отработал шесть лет.

Аня. И то есть ты переехал в Челябинск специально для...

Денис. Да, специально, чтобы поработать в этом театре.

Аня. Денис, а тебе никогда не хотелось переехать, уехать, за границей поработать?

Денис. Да, есть такое мнение, что здесь (в Челябинске) все плохо. У меня нет опыта работы за границей. Поэтому я не могу сказать, что там все супер. Возможно, что там и нет ничего хорошего, как нам всем кажется. Потому что когда я смотрел многие иностранные работы по современному танцу, то они мне абсолютно не нравились. Я не вдохновился ни одной европейской работой.

Аня. А чем Ольга Пона тебя так поразила? Можешь ещё что-то рассказать?

Денис. Муж Ольги Поны - Аарт Хаугей. Он один из первых основателей голландской школы современного танца и искусства. Это очень сильная школа, в ней училась Татьяна Гордеева и Ольга Цветкова. Аарт давал нам не просто теорию, а просто разговор о современном танце.

На фото Ольга Пона и ее муж Аарт Хаугей.
На фото Ольга Пона и ее муж Аарт Хаугей.

Денис. Это совсем другое понимание, другой ракурс и после этого я окончательно решил, что надо попробовать попасть в театр в Челябинске и Ольга Пона меня взяла. Вообще она очень добрая женщина на самом деле. Она никогда нас не критикует, всегда хвалит. Это нетипично для хореографа.

В основном я наблюдал хореографов, которые говорят танцовщикам: ты косолапый, ты корявый. Но от нее такое никогда не услышишь, она очень редко может на кого-то кричать. В основном она говорит: вы молодцы, вы звездочки, красавцы. Меня это тоже в ней зацепило, что она никогда нас не критикует. Даже когда я сам понимаю, что сейчас какую-то фигню перед ней сделал, что связка не очень получилась, она подойдет и скажет: давай, иди подумай ещё, ещё попробуй. Никогда не скажет, что вы отстой.

На фото Денис Чернышов (крайний слева), Ольга Пона и другие танцовщики Челябинского театра современного танца на гастролях в Омске (2019 год).
На фото Денис Чернышов (крайний слева), Ольга Пона и другие танцовщики Челябинского театра современного танца на гастролях в Омске (2019 год).

Аня. А в театр был какой-то кастинг?

Денис. Да, кастинг был. Мы поехали на него вдвоем с Кристиной, на тот момент это моя будущая жена. Мы только сошли с поезда и нас сразу повели в театр.

Ольга Пона нас встретила и говорит: начинайте работать, мне нужно связочку придумать. Мы еще не разогревшись начинаем вместе с другими придумывать связку. В итоге придумали, показали и ей понравилось. Собственно, это и был весь кастинг. Через две недели мы уже выступали.

Настя. Получается спектакли создаются сильно в соавторстве с танцовщиками, да?

Денис. Да, вся хореография у Ольги Николаевны придумана каждым танцовщиком отдельно. И если готовится новый спектакль, то все придумывают дуэтики, сольники.

Аня. А как вы придумываете? Вам дается какая-то тема, настроение, музыка? От чего вы отталкиваетесь?

Денис. В основном, Ольга Николаевна ценит движение и она просит нас искать какие-то новые движения, искать что-то необычное, то есть искать драматургию в самой комбинации. Чтобы одно выходило из другого и чтобы это было необычно, интересно, ново, свежо. Для Ольги Николаевны большая ценность — это движение, как человек двигается. И это она подстраивает под идею спектакля. Например, вот у нас дуэт с прохождением. Она дает нам задание, но мы бывает, не вписываемся в это задание, то есть мы идем в моменте по-своему. Она смотрит и говорит: о, классно. Мы это оставляем.

Аня. То есть она дает вам задание и вы все расходитесь по парам, потом собираетесь, она смотрит, что у вас получилось и что-то из этого выстраивает?

Денис. Да, в целом, да.

На фото Ольга Пона.
На фото Ольга Пона.

Настя. Ты уже сам выступал в качестве постановщика?

Денис. Да, я сделал уже 5 спектаклей в театре.

Аня. Ага, то есть у вас это заведено, а есть еще такие примеры?

Денис. У нас ставит 12 танцовщиков, а всего в театре 20 человек. То есть больше половины ставит спектакли. Ольга Николаевна одобряет эту идею, разрешает ставить и потом наши спектакли добавляет в репертуар. Сама же она, как художественный руководитель, выпускает одну работу в год.

Настя. Твои любимые спектакли в ЧТСТ? Какие бы ты выделил?

Денис. Мои любимые — это мои, которые я сам поставил. Я просто обожаю танцевать спектакль «Коннект». Там у меня три музыканта — это барабанщик, клавишник, гитарист. Я четвёртый. Это моя любимая суперперформативная работа.

Есть еще любимая работа «Бегущий». Но, мы, правда, ее уже перетанцевали. Раз сорок станцевали и уже, конечно, подташнивает. Еще моя любимая работа это спектакль Ольги Поны «Картон».

Аня. Как удается в каждом новом спектакле не повторять самого себя?

Денис. Просто каждый раз по-другому проявляешься. Или делаешь новую работу с кем-то в сотворчестве, тогда ты тоже начинаешь по-другому проявляться.

Настя. Челябинский театр современного танца стал государственным сразу или при тебе, или до, или как?

Денис. По-моему, это произошло в 1992-м году. Официально театр существует уже 30 лет.

Аня. Вообще, я считаю, это большое достижение, что в Челябинске есть государственный театр современного танца.

Денис. Да, в те годы это было вообще супер достижение. Было всего три таких театра: в Москве, в Екатеринбурге и в Челябинске.

Нужно ли искать зрителю скрытый смысл в современном танце?

Настя. Как ты думаешь, почему современный танец кажется таким сложным? Как вообще обычному зрителю к нему подступиться и как его понять?

Денис. Не нужно выискивать особый смысл, нужно просто наблюдать. Я предлагаю наблюдать за собой, за своими ощущениями, что вы чувствуете, как вы видите. А пытаться досконально понять, что имел ввиду автор, знаете, у автора все равно свой опыт жизни. И у зрителя тоже свой опыт жизни. Повторюсь, нужно смотреть, наблюдать, с чем у тебя ассоциируются то, что происходит на сцене, нужно во всем искать свою историю.

Аня. То есть смотреть в себя через показываемое?

Денис. Да, отпустить идею автора, смотреть и чувствовать, что ты видишь, и как ты это читаешь. Это как какой-то гипнотический сеанс, знаете, вот есть такие регрессии, где ты видишь картинки, и ты читаешь сам это. То есть за тебя никто это не прочитает. Здесь у тебя свой опыт – свои флэшбэки.

Настя. А что делать, если я сижу, смотрю и ничего не понимаю, и меня это в какой-то момент напрягает. Значит, что это вообще не мое, не мой театр, не мой жанр. Или ок, дальше я что-то почувствую?

Денис. Ничего страшного. Понимаете, человек на сцене высказывается и он высказывается так, как может, как хотел бы высказаться. И здесь не надо сразу уходить, вставать, убегать. Это тоже культура, культура выслушивания. Если вы хотите выслушать его до конца, то вы смотрите. Если вам противно его слушать, то вы можете уйти. Но есть такая культура, как выслушать человека. И потом, если вам прям непонятно, то попытайтесь поговорить с автором.

Аня. Окей, а музыка, почему она такая сложная, тоже какая-то бессюжетная?

Денис. Есть такая штука, что чем больше музыки, тем меньше места для танца, потому что музыка объёмная, она заполнит все пространство. Тогда как ты уже танец туда поставишь? Под такую объемную музыку очень сложно начинать двигаться, двигаться легче, потому что музыка становится главной. Если мы убираем музыку и оставляем, условно, какой-то шум, то он идет уже фоном. Мы уже начинаем больше смотреть на танцовщика, как он стоит, а что он делает, то есть музыка нас не отвлекает.

Настя. Можно сказать, что это ключевое отличие от любых других танцев?

Денис. Да. Для современного танца нужно время, тело и пространство. То есть музыка вообще не обязательна.

Аня. А в чем для тебя отличие танцовщика современного танца от народника, хип-хопера или балетного танцовщика?

Денис. В современном танце нет ограничений. Ты можешь сделать так, а можешь так, а можешь так. В современном танце нет правильного и неправильного. В народном, в классическом правила есть. Везде должна быть база, ты должен делать именно так, а не иначе. В современном танце ценится то, какой ты есть. Ты нормальный человек, если у тебя нет растяжки, не все растянуты. Если ты не делаешь сальто, окей. В современном танце главное — это человек. Главное проявление личности. Это и отличает нас, наверное, от других стилей, потому что там мы идем по не базе, не по правилам, мы никого не копируем. В современном танце мы убираем все ограничения, мы становимся собой.

Настя. Можно сказать, что современный танец самый открытый для входа танцовщика? То есть в нем нет таких жестких правил, как, например, в балете?

Денис. Конечно, да. Повторюсь, современный танец открытый, вы можете заниматься им с любыми навыками, пожалуйста, в любом возрасте, с любыми физическими особенностями, без руки, без ноги, проявляйтесь, это ведь творчество, просто проявляйтесь.

Аня. С чего бы ты посоветовал начать знакомство с современным танцем?

Денис. Я бы посоветовал просто смотреть. Вот с этого и надо начать. Не нужно заранее ничего читать. Лучше всего прийти с пустой головой, не ожидая ничего. Вот это самое главное.

Надеемся, наша статья вдохновила вас на поход в театр современного танца. А вообще, лучше приезжайте в Челябинск и приходите в Челябинский театр современного танца. Ведь бельэтаж и еще какой есть не только в столицах!

Полную версию подкаста можно послушать на любой удобной для вас платформе, переходите по ссылке

Подписывайтесь на группу подкаста ВКонтакте, ставьте сердечки на Яндекс.Музыке, делитесь выпусками с друзьями, пишите комментарии и ставьте лайки. И до встречи в Бельэтаже!