Все глубже… Яма разрасталась буквально на глазах, и с каждой очередной выброшенной на поверхность горстью земли таяли, словно сахар-рафинад в стакане кипятка, наши надежды. В мае 2016 года «Комсомольская правда» совместно с региональным поисковым движением и администрацией Рязани организовала повторную экспедицию на место гибели красноармейцев в районе нефтезавода (Хамбушевский овраг). Людская молва гласит, что здесь в конце сорок первого года был сбит советский самолет, вступивший в неравный бой с вражеской крылатой машиной.
Странно, что за все последующие после войны годы эта могила с пирамидкой, увенчанной красной звездой, так и не была включена в официальный перечень воинских захоронений. Имена похороненных людей (предположительно, двух человек) со временем забылись, и сегодня осталась лишь красивая легенда о летчиках, спасающих от расстрела село Никуличи.
В 2006 году по инициативе поселкового Совета при поддержке депутата Игоря Яшина была проведена эксгумация. Поднятые со дна могильной ямы останки торжественно перезахоронили на сельской площади в Никуличах. Увы… экспертиза костей не проводилась, а найденные личные вещи, переданные в школьный музей, после закрытия последнего куда-то пропали. Сохранились лишь несколько сделанных на скорую руку фотографий… Медики говорят, что, судя по снимкам, в годы войны на краю Хамбушевского оврага нашли свой последний приют два человека. При этом совершено очевидно, что костей слишком мало и они ну никак не формируют скелеты взрослых людей.
Предположив, что в 2006 году на поверхность были подняты далеко не все останки, мы и решились на проведение повторных изысканий.
Территория захоронения была изучена нами самым тщательным образом. И вот вечером 23 июня, когда уже казалось, что дни поисков под солнцепеком и ливнями были напрасны, лопата ударила о кость…
– Я работала тогда в психбольнице секретарем, – вспоминает военные годы Екатерина Михайловна Яшина, в девичестве Евдокимова (1921–2019). – Произошло это осенью, по-моему, сорок первого… Был жуткий шум самолетов, и я побежала с работы домой, ведь там мама одна… К счастью, дома все обошлось. Никто не пострадал. Сказали, что в Хамбушевском лоске (овраг, диалектное – Ред.) упал самолет. Через день, может через два, решили сходить туда – посмотреть. Видела фрагменты самолета. Помню, что занимались похоронами летчиков председатель колхоза Иван Павлушин и секретарь сельсовета Василий Бузин.
– Самолет летал немецкий, разведчик, – дополняет рассказ односельчанки Александра Степановна Зубкова, в девичестве Макарова (1935–2017), – вынюхивал, есть ли в селе войска. А войска действительно тогда у нас стояли. С одним из солдат мы поехали за мякиной для лошадей. И тут этот самолет… Он шел так низко, что я на всю жизнь запомнила нахальное матерое лицо летчика. Испугалась – побежала, как ненормальная. Вслед за мной по снегу прошла пулеметная очередь. Откуда-то появился второй самолет, с красными звездами на крыльях. Начался бой… Наших сбили… Экипаж пытался спастись на парашютах, но немец расстрелял летчиков в воздухе.
В общей сложности в рамках экспедиции «Комсомольской правды» были обнаружены и подняты 12 костей и костных фрагментов, а также неплохо сохранившийся кожаный ремень – такие носил младший офицерский состав. Были и менее значимые находки – ошметки разложившейся ткани, странная деревянная палка, выкрашенная в хаки, и деревянные застежки.
В ходе работ на месте захоронения выяснилась одна интересная деталь. Сотрудники нефтезавода, которые негласно шефствуют над памятным местом, рассказали, что в первый раз захоронение вскрывали еще до 2006 года… Причем останки не только подняли на поверхность, но и перезахоронили в другом месте – как раз там, где работали в 2006 году подопечные депутата Игоря Яшина и где проводила теперь свои изыскания наша экспедиция. В советское время могила летчиков (предполагаемых летчиков) находилась на противоположной стороне Хамбушевского оврага. Затем, когда через эту территорию прошла линия электропередачи высокого напряжения и встал вопрос о необходимости установки одной из опор ЛЭП в районе захоронения, могилку перенесли.
Эта информация объяснила многое. Стало понятно замешательство жителей села, которые приезжали на место раскопок и недоуменно чесали затылки со словами «разве здесь оно было (имеется в виду захоронение), вроде бы у самого поворота, трамваи еще, когда ходили, всегда сбавляли ход, отдавая дань памяти». Объяснило это и отсутствие в районе памятной пирамидки деталей и частей обшивки самолета, а также тот факт, что кости головы и нижней части тела попадались нам во время поисков вперемешку.
Остался лишь один вопрос: почему за все эти годы никто не оформил захоронение, не придал ему воинский статус, не попытался разгадать тайну Хамбушевского оврага?
Не оставляя надежды дойти до истины, мы продолжаем изучение архивных материалов. К сожалению, пока не удается отыскать ни единой документальной зацепки версии гибели советского самолета.
Евгений БАРАНЦЕВ.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Баранцев Е. А. Рязань: эпизоды войны. – Рязань, 2021.
Воспоминания Екатерины Михайловны Яшиной, в девичестве Евдокимовой (1921-2019), записаны 4 июня 2016 года.
Воспоминания Александры Степановны Зубковой, в девичестве Макаровой (1935-2017), записаны 22 июня 2016 года.
Результаты экспедиции лета 2016 года на месте предполагаемого первичного захоронения летчиков.