Посетив месяц назад Павловск, отправимся в Гатчину, благо судьбы этих пригородов Петербурга тесно сплетены в одно историческое целое благодаря внешне несуразному, неказистому на вид человечку, в возрасте сорока с лишним лет возглавившему огромную империю. Жизнь его прервет по официальной версии апоплексический удар (инсульт), на деле же — туго затянутый на шее шарф.
Предшественник Гатчины село Хотчино впервые упоминается в 1499 году. В период шведского владения этими землями здесь возникла усадьба дворян Оксеншернов. По ходу Северной войны Гатчинская мыза (усадьба) был подарена Петром своей сестре Наталье как охотничье угодье. После ее ранней смерти в 1716 году мыза сменила нескольких владельцев, до тех пор пока в 1765 году Екатерина II не передала ее в собственность Григорию Орлову, страстному охотнику. При нем Антонио Ринальди начал возведение дворца.
Тогда же были постороены теплицы и оранжереи, началась разбивка первого в России пейзажного парка на английский манер, с лабиринтами из живых изгородей. После смерти Орлова его наследники принудительно «уступили» мызу наследнику престола Павлу Петровичу. Тот моментально принялся перестраивать дворец. Обустройство парка теперь велось на французский манер, а лужайку перед дворцом переделали в плац, на котором будущий император муштровал своих служивых. Вот и установленный перед плацем памятник самому знаменитому «гатчинцу» в отличие от аналогичного, установленного в Павловске, повернут ко дворцу лицом: император будто и сейчас готов принять парад или строго отчитать солдат за недостаточную выправку.
Разделявший опасения матери по поводу революционных событий во Франции, Павел справедливо не доверял и «союзникам» англичанам. В пику им в последний год своего короткого царствования, оценив жест Наполеона, освободившего восемь тысяч находящихся в плену русских солдат и даже обмундировавшего их за счет республиканской казны (этим Бонапарт буквально «купил» верившего в рыцарство Павла), он повел курс на сближение с Францией. Англичанам, естественно, это не понравилось. Составился заговор, главными действующими лицами которого выступили английский посол Уитворт и семейство последнего фаворита Екатерины II Платона Зубова. Политический кульбит стоил Павлу сломанной шеи — он был задушен в Михайловском замке, куда переехал из любимой Гатчины. Лишившаяся своего венценосного обитателя, Гатчина не утратила, однако, высочайшего внимания. В царствование Николая I боковые пристройки, выстроенные в форме правильных квадратов-каре, и соединяющий их центральный дугообразной корпус «подросли» на этаж, была проведена реставрация и обновлен интерьер. Свой ренессанс в качестве императорской резиденции дворец пережил во времена правления правнука Павла Петровича — Александра III.
Последний, не желая разделить судьбу убитого бомбой народовольца на Екатериненском канале (ныне канал Грибоедова) отца, даже получил прозвище «гатчинский затворник». «Счастлив быть снова дома» - эту фразу из личной переписки мы можем прочесть на установленном во дворе Арсенального каре несколько лет назад памятнике ему - самому «русскому» из всех наших императоров-немцев. При жизни этот тонкий человек недюжинного ума успешно создавал себе имидж не слишком далекого тугодума, предпочитая скрывать свое лицо под этой маской; вот и скульпторы изображают его «широкими мазками», чуть ли не вырубая черты лица и фигуры. Известен исторический анекдот: когда на вопрос Александра III был ли его прадед бастардом (при жизни Павла I ходили упорные слухи, что настоящим его отцом был граф Салтыков, а не Петр III) и ему сказали, что это действительно так, Александр якобы воскликнул: «Слава Богу, я русский!». Когда же ему высказали противоположную точку зрения, что Павел все же был сыном Петра, Александр не менее восторженно воскликнул: «Слава Богу, я законорожденный!» Такое переобувание в воздухе, конечно, может быть свойственно и человеку недалекому, но самоирония без самобичевания — удел людей остроумных, ограниченным она не доступна.
Отступление на тему: «Слава Богу, я русский!» «Русским» Александр III был на 1/64 (его сыновья, Николай и Михаил, завершившие династию Романовых, были «коренными», соответственно, на 1/128). Чтобы понять почему, ознакомьтесь с «девичьими» именами и национальностями супругов российских императоров. Петр I был женат на ливонке Марте Скавронской (будущей Екатерине I), их дочь Анна вышла замуж за гольштейнского герцога-немца, Карла-Фридриха. Рожденный от этого брака Петр III женился на немке Ангальт-Цербстской (Екатерине II). Их (если их) сын Павел I взял в жены Софию Вюртембергскую, получившую в крещении имя Мария Федоровна. И далее последовательно: женой Николай I стала Фридерика Прусская (Александра Федоровна), Александра II — Максимилиана Гессенская (Мария Александровна). Сам Александр III сочетался браком с датской принцессой Марией Софией Дагмар (Мария Федоровна). Даже если отцом Павла и правда был Салтыков, процент «русскости» в его правнуке поднялся бы с 1/64 аж до 1/16. Стоит ли удивляться, что Николай II и император Вильгельм, похоронившие свои империи в ходе Первой Мировой, были троюродными дядей и племянником, оба по отцовской линии - праправнуки Павла I?
После Революции Гатчинский дворец стал музеем. Великая Отечественная война не пощадила его, Гатчина была оккупирована гитлеровцами. После их изгнания дворец пришлось реставрировать, досталось ему не меньше, чем его собрату в Павловске. После реставрации музей снова открыл свои двери и, право слово, его стоит посетить, хотя бы для того, чтобы посмотреть на ведущий по направлению к Серебряному озеру 155-метровый подземный ход.
Сооружен он был под дворцом по приказу знавшего толк в государственных переворотах Орлова. Приходящих туда туристов экскурсоводы просят крикнуть фразу «кто здесь правил?» Расслышите ли вы в звуках отдающегося от сводов подземелья эха имя «Павел», зависит исключительно от вашего воображения. Очень оригинально в архитектурном плане в здание вписана домовая церковь.
На верхнем этаже музея сейчас размещена выставка, посвященная полку императорских кирасиров.
Добраться до дворца несложно. Садимся на электричку, отходящую от Балтийского вокзала (станция метро «Балтийская»), и через час прибываем на станцию Гатчина — сюрприз — тоже Балтийская. Прямо от станции ко дворцу (на прилагаемом скриншоте с навигатора обозначен номером 1) ведет трехсотметровая аллея имени Павла I. Время нужно подгадывать с тем рассчетом, чтобы после посещения музея его хватило на осмотр парка. Пусть и не такой большой как Павловский, он для добротного обхода потребует несколько часов.
Классический маршрут вокруг Белого озера: Гатчинский дворец — Чесменский обелиск (2) — Сильвийские ворота (3) - Ферма (4) — Зверинские ворота (5) -. Березовый домик и Березовые ворота (6) — Павильон Венеры (7) — Цветочная горка (8) — Адмиралтейские ворота (9) — Нижний Голландский сад, расположенный рядом с Арсенальным каре дворца. Вход в парк до майских праздников бесплатный, через турникеты справа от здания, а вот за музей придется раскошелиться на 600 рублей со взрослого и 300 с ребенка. Музей работает с 10:00 до 17:30, понедельник - выходной.
Приятного посещения!
Моя книга в дорогу: Станислав Лем. «Солярис».