Найти в Дзене
Venefica

Слово о Губайдулиной

Вчера ушла из жизни возрасте 93 лет российский композитор София Губайдулина. Та самая всемирно известная женщина-композитор (а российских композиторов с мировой известностью не так, чтобы много, а женщина - вообще одна). Те мои сограждане, которые симфонической музыкой интересуются постольку-поскольку, её произведения все равно слышали, и не раз - в фильме "Вертикаль" (да, там не только песни Высоцкого), в фильме "Чучело", в "Крейцеровой сонате" и, наконец, в мультфильме "Маугли". То есть вы все её слышали. Она родилась в 1931 году, и уже в годы студенчества считалась "несколько неправильной", "нетрадиционно звучащей". Но её благословил Шостакович на следование своим "неправильным" путем. И она продолжала писать "как дышит", а это сложно, когда ты не "в трендах". Кино давало выход. Хотя и е только кино - симфонии, концерты, пьесы, кантаты. Даже балет - вполне характерный для неё "Бегущая по волнам", переложив произведение А. Грина на язык музыки. Но даже в музыке от неё потребовали

Вчера ушла из жизни возрасте 93 лет российский композитор София Губайдулина. Та самая всемирно известная женщина-композитор (а российских композиторов с мировой известностью не так, чтобы много, а женщина - вообще одна). Те мои сограждане, которые симфонической музыкой интересуются постольку-поскольку, её произведения все равно слышали, и не раз - в фильме "Вертикаль" (да, там не только песни Высоцкого), в фильме "Чучело", в "Крейцеровой сонате" и, наконец, в мультфильме "Маугли".

То есть вы все её слышали.

Она родилась в 1931 году, и уже в годы студенчества считалась "несколько неправильной", "нетрадиционно звучащей". Но её благословил Шостакович на следование своим "неправильным" путем. И она продолжала писать "как дышит", а это сложно, когда ты не "в трендах". Кино давало выход. Хотя и е только кино - симфонии, концерты, пьесы, кантаты. Даже балет - вполне характерный для неё "Бегущая по волнам", переложив произведение А. Грина на язык музыки.

Но даже в музыке от неё потребовали двигаться строем - и в 1979 году на съезде Союза композиторов СССР Тихон Хренников в лучших, так сказать, традициях времен давно уже ушедших разнес сочинения советских новаторов, по его мнению злоупотреблявших "эксцентричными эффектами".

В число этих "семи подвергшихся остракизму" попала и Губайдулина. Её "вычеркнули" отовсюду, правда, с приходом перестройки снова начали потихонечку исполнять.

С. А. Губайдулина
С. А. Губайдулина

Но в стране начинались совсем другие времена, и в ней было не до "серьезной" музыки. В 1991-м её пригласили в Германию - дали грант и предоставили жилье на полгода. И обратно она уже не вернулась, так как жила в Казани, имевшей в те годы весьма специфическую известность, и сама как-то признавалась, что было время, когда она даже опасалась за свою жизнь.

Опасения понятны - ездит тетенька "за бугор", как тут не поживиться. Мне, взрослевшей неподалеку от Щелковского автовокзала, её опасения понятны более чем - и до наших краев добирались "лихие казанские".

В итоге она продала свои произведения швейцарскому меценату - и купила домик в городке, а, скорее, даже деревеньке Аппен, что под Гамбургом. И нашла тот самый "островок спокойствия" - тот самый, про который писал Булгаков в своем романе, но только при жизни:

Слушай беззвучие, — говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под её босыми ногами, — слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом.
Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро.

И, да, она рассуждала мудро, она писала сложные вещи, в том числе и о Боге - и 2022 году она удостоилась номинации на премию «Грэмми" в категории "Лучшая современная классическая композиция" за произведение "Гнев Божий". Она верила в Бога и старалась творить так, чтоб перед Ним стыдно не было.. потом.

И про Россию и Казань не забывала - приезжала, выступала, общалась, и награды из России тоже её находили: в 2007 году ей вручили премию "Триумф", а в 2011-м она стала почётным гражданином своей родной Казани, посвятив тысячелетию города своё мировое турне.

А потом она уезжала в маленький городишечко - творить.

И тут я хочу вспомнить недавний вскрик Сарика Андреасяна, назвавшего Тарковского "предателем" за отъезд. Так кто такая композитор Губайдулина - тоже "предатель", потому что уехала туда, где ей можно было с комфортом творить, или настоящий патриот, который всей своей жизнью, где бы она ни проходила и всем своим творчеством вне зависимости от места прославляла Россию, могущую так легко дарить миру поразительные таланты?

Мир её праху. Прах, кстати, вернется в Россию, в землю, которая дала эту Женщину Миру.

-2

НепоДзензурное традиционно тут:

https://vk.com/public199851025

или тут

https://old-venefica.livejournal.com/

Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях