Найти в Дзене
Книжный Буфетъ

Возвращение Джонни Деппа в режиссерское кресло — «Моди: Три дня на крыльях безумия»

После почти тридцатилетнего перерыва в режиссуре Джонни Депп представил миру свою новую работу, погружающую зрителей в хаотичный и полный творческих метаний мир итальянского художника Амедео Модильяни. Фильм «Моди: Три дня на крыльях безумия» стал для Деппа лишь вторым полнометражным режиссерским проектом после картины «Храбрец» 1997 года, и это возвращение определенно заслуживает внимания ценителей искусства и биографического кино. Фильм погружает нас в бурные 72 часа из жизни богемного итальянского художника Амедео Модильяни, которого друзья ласково называли Моди. События разворачиваются на улицах охваченного войной Парижа 1916 года, где талантливый, но неприкаянный художник пытается справиться с внутренними демонами и творческими метаниями. С первых минут картина захватывает бешеным темпом: Модильяни (в исполнении Рикардо Скамарчо) разносит «Кафе Дом», вылетает через витражное окно на тележке, сжимая в руках бутылку шампанского в ледовом ведре, уворачивается от преследования официан
Оглавление

После почти тридцатилетнего перерыва в режиссуре Джонни Депп представил миру свою новую работу, погружающую зрителей в хаотичный и полный творческих метаний мир итальянского художника Амедео Модильяни. Фильм «Моди: Три дня на крыльях безумия» стал для Деппа лишь вторым полнометражным режиссерским проектом после картины «Храбрец» 1997 года, и это возвращение определенно заслуживает внимания ценителей искусства и биографического кино.

Сюжет: 72 часа из жизни гения

Фильм погружает нас в бурные 72 часа из жизни богемного итальянского художника Амедео Модильяни, которого друзья ласково называли Моди. События разворачиваются на улицах охваченного войной Парижа 1916 года, где талантливый, но неприкаянный художник пытается справиться с внутренними демонами и творческими метаниями. С первых минут картина захватывает бешеным темпом: Модильяни (в исполнении Рикардо Скамарчо) разносит «Кафе Дом», вылетает через витражное окно на тележке, сжимая в руках бутылку шампанского в ледовом ведре, уворачивается от преследования официанта с мясным тесаком и сталкивается с полицейскими.

Скрываясь от полиции, художник рассматривает возможность завершить карьеру и покинуть город, однако его богемные друзья — французский художник Морис Утрилло, белорусский художник Хаим Сутин и его муза, английская поэтесса Беатрис Хастингс — отговаривают его от этого шага. В поисках совета Моди обращается к своему арт-дилеру и другу, польскому торговцу искусством Леопольду Зборовскому. После ночи, полной галлюцинаций и внутренней борьбы, жизнь художника достигает кульминации во время встречи с американским коллекционером Морисом Ганьяном, который обладает властью изменить его судьбу.

-2

Звездный состав и особенности производства

Главную роль Амедео Модильяни исполнил известный итальянский актер Рикардо Скамарчо, сумевший передать весь спектр эмоций и внутренних противоречий гениального, но измученного художника. Интересно, что 32-летнего Модильяни играет 45-летний актер, что некоторыми критиками было отмечено как любопытный кастинговый выбор. В звездном составе также блистают Стивен Грэм в роли Леопольда Зборовского, легендарный Аль Пачино, сыгравший Мориса Ганьяна, и Антония Десплат в роли Беатрис Хастингс.

Стоит отметить, что изначально за режиссерское кресло этого проекта должен был сесть сам Аль Пачино, который в итоге предложил эту роль своему другу и бывшему коллеге по фильму «Донни Браско» Джонни Деппу. Такой выбор оказался весьма символичным, учитывая, что Депп, возможно, увидел в Модильяни родственную душу: оба были известны не только своим талантом, но и склонностью к эксцессам и скандалам.

-3

Визуальная эстетика и стиль повествования

Фильм снят в характерной для Деппа богемной эстетике — шероховатой, гротескной и глубоко личной. Режиссер создает яркие и динамичные сцены, насыщенные визуальными метафорами и сюрреалистическими элементами. Особенно впечатляют красиво собранные хаотичные эпизоды, включая знаменитый взрыв витражного окна. Музыкальное сопровождение также заслуживает внимания: в одной из сцен звучит песня Тома Уэйтса, помещенная в контекст Парижа 1916 года, что создает особую атмосферу.

Центральные отношения в фильме — роман между Модильяни и Беатрис Хастингс — показаны как нестабильные, но живые, наполненные общими шутками и игривыми перепалками. Это равноправные отношения между мужчиной и женщиной, что, по мнению критиков, все еще удивительно редко встречается в современном кинематографе.

-4

Критический прием и зрительская оценка

Премьера фильма состоялась на 72-м Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне 24 сентября 2024 года, где картина была показана вне конкурсной программы. Несмотря на ожидания многих критиков, «Моди» не оказался полным провалом, хотя и получил смешанные отзывы. На портале IMDb фильм имеет рейтинг 6.1/10, что говорит о неоднозначном восприятии зрителями.

Некоторые критики отмечают, что фильм получился "странно банальным", несмотря на броское название и показанное на экране плохое поведение. Другие же высоко оценивают определенные сцены, в частности, эпизод с участием Аль Пачино, сыгравшего состоятельного коллекционера, который пытается, но не может сломить эго Моди.

От пьесы к экрану: история создания

Фильм основан на пьесе Денниса Макинтайра и адаптирован для экрана сценаристами Ежи и Мэри Кромоловски. Это уже не первая экранизация истории жизни Модильяни — ранее выходили фильмы «Монпарнас, 19» (1958) и «Модильяни» (2004). Джонни Депп выразил свое восхищение художником в официальном заявлении: «Сага о жизни мистера Модильяни — это то, что я невероятно горд и по-настоящему смирен тем, что могу вынести на экран. Это была жизнь, полная великих трудностей, но в конечном итоге триумфальная — универсальная человеческая история, с которой могут отождествить себя все зрители».

«Моди: Три дня на крыльях безумия» — это не столько полноценная биография, сколько срез жизни талантливого художника. Как отметил сам Аль Пачино: «Это не биография, а лишь эпизод из жизни Моди. Для меня было мечтой снова поработать с Джонни — он настоящий художник с удивительным видением того, как донести эту великую историю до экрана».

Психология искусства через призму безумия

Фильм Джонни Деппа — это не только рассказ о конкретном художнике, но и исследование природы творчества, связи между гениальностью и саморазрушением. Титаническое употребление алкоголя и наркотиков Модильяни показано не столько как поиск легендарного статуса или эпатаж, сколько как самолечение от внутренней боли. «На крыльях безумия» — это романтическая идея художественной жизни, подростковая мечта о крайностях, которую Депп передает со свойственной ему чувствительностью к маргинальным персонажам.

Интересно, что при всей хаотичности характера главного героя, фильм удачно передает его внутреннюю мотивацию: отчаянный поиск дома для своего искусства. В охваченном войной Париже, в период, когда весь мир стоял на пороге глобальных перемен, художник боролся не только с внешними препятствиями, но и с собственными демонами — страхом непризнания, невозможностью соответствовать собственным стандартам, желанием быть понятым.

Заключение: возвращение режиссера и художника

«Моди: Три дня на крыльях безумия» — это фильм о творчестве, свободе и цене, которую подчас приходится платить за верность своему призванию. Джонни Депп, вернувшийся к режиссуре после долгого перерыва, создал картину, которая при всех своих недостатках обладает несомненной энергетикой и искренностью. Как и сам Модильяни, Депп создал произведение несовершенное, но глубоко личное и наполненное собственным видением мира.

-5

Фильм был удостоен премии «Capri Cult Award» или «Cult Movie of the Year Award» на 29-м фестивале Capri Hollywood в Риме (Roma Fall Gala 2024) за день до итальянской премьеры на 19-м Римском кинофестивале 26 октября 2024 года. В итальянский прокат картина вышла 21 ноября 2024 года, став одним из наиболее обсуждаемых кинематографических событий года в мире искусства и независимого кино.