В 2018 году российскую общественность потрясло дело трех сестер Хачатурян, которые убили собственного отца. Как они живут после содеянного уже на протяжении семи лет - читайте в материале 5-tv.ru.
27 июля 2018
Михаил Хачатурян был убит 27 июля 2018 года в Москве. В тот день он вернулся домой после прохождения лечения в психоневрологическом центре. В квартире его ждали три дочери: старшая Кристина, средняя Ангелина и младшая Мария.
По словам девушек, после возвращения мужчина сразу начал ругаться из-за неприбранной квартиры и якобы из-за слишком большой суммы, которую потратили сестры, пока он отсутствовал.
В качестве наказания Михаил, по их словам, распылил им в лица газ из перцового баллончика. Такая «воспитательная мера» привела к тому, что Кристина потеряла сознание, так как у девушки диагностирована астма.
Это было их последней каплей - сестры решили избавиться от отца.
Они дождались, когда отец уснет, и, вооружившись баллончиком, молотком и ножом, начали расправу. Хачатурян пытался позвать на помощь соседей, выбежал на лестничную клетку, но уже не мог говорить.
На теле мужчины было обнаружено более 35 ножевых ранений. Смертельный удар был нанесен со спины в область сердца уже в подъезде. Сестры сами вызвали скорую помощь и не стали скрывать преступление. В тот же день их задержали. На момент убийства им было 19, 18 и 17 лет.
Домашний тиран или строгий родитель
Вскоре произошедшее приобрело широкий общественный резонанс. Дело в том, что Хачатурян заявили о регулярном моральном и физическом насилии со стороны родителя, в том числе и сексуального характера.
Показания девушек подтвердили и большинство соседей, которые в момент убийства никак не отреагировали на шум в одной из квартир. Они уже привыкли к постоянным крикам и разборкам в семье Хачатурян.
А некоторые из жильцов многоэтажного дома даже заявили, что Михаил и на них повышал голос, а также угрожал оружием.
Мать девочек Аурелия Дундук тоже говорила об агрессивном поведении мужа. Со своей семьей женщина не жила уже какое-то время.
Дело в том, что и старшего ребенка — сына Сергея, когда он учился еще в школе, мужчина выгнал из дома, и Аурелию за три года до своей смерти тоже выставил за порог, чтобы она “не доводила до греха”, запретив общение с детьми.
По словам Дундук, супруг начал избивать ее сразу после того, как они стали жить вместе. Но идти в то время женщине было некуда, да и беременность осложняла ситуацию.
Аурелия признавалась, что не хотела быть женой такого человека. К алтарю шла буквально «со слезами на глазах». Но перед церемонией Михаил избил свою невесту и практически насильно заставил согласиться.
«При его родственниках, при незнакомых мог наорать матом, избить в кровь, а потом сказать, как ни в чем не бывало: «Аурика, сделай мне чаю», — вспоминала Дундук.
Женщина пыталась сопротивляться, даже искала помощи и у правоохранительных органов, но дружеские отношения мужчины с местными полицейскими позволили ему избежать какого-либо наказания.
«В середине 2000-х я написала на него заявление, оставила его сотрудникам, а на следующий день он его принес домой и порвал перед моим лицом», — рассказывала Аурелия.
В 2018 году, когда девочки практически перестали посещать школу, на Хачатуряна жаловались и учителя его детей.
Однако родственники Михаила считали, что все показания и сестер, и их матери — ложь.
«Им нужна была свобода, им нужно было вести тот образ жизни, который им запрещал отец. Отец был очень строг, он хотел, чтобы они были порядочными», — заявляла сестра убитого.
После задержания Кристины, Ангелины и Марии по решению суда их арестовали на два месяца, но за день до истечения срока девушкам изменили меру наказания.
Они находятся на свободе, но с рядом ограничений: им запрещено общаться друг с другом, свидетелями по делу и СМИ, а также пользоваться интернетом. Кроме того, какое-то время для Хачатурян действовал комендантский час.
Согласно показаниям сестер, мужчина обращался с дочерьми как с рабынями. У Михаила был специальный звоночек, которым он подзывал к себе наследниц.
Родитель мог позвонить в него в любое время дня и ночи, чтобы приказать выполнить какое-либо поручение.
«Воды принести, еды и разное другое… Он даже окно сам не открывал, мы должны были ему прислуживать, как рабыни», — вспоминала Кристина.
Кроме того, сестры Хачатурян заявляли, что мужчина их избивал и принуждал к действиям сексуального характера.
После очередного издевательства одна из девушек даже пыталась покончить с собой, но ее спасли врачи.
Следствие
Проведенная медицинская экспертиза подтвердила следы сексуального насилия у сестер. Также Марию, младшую из девушек, признали невменяемой на момент совершения убийства. А у старших Хачатурян выявили посттравматическое стрессовое расстройство и синдром жестокого обращения.
В итоге сестрам Хачатурян было предъявлено обвинение в совершении убийства группой лиц по предварительному сговору. Им может грозить наказание от восьми до 20 лет лишения свободы. Но было возбуждено еще одно уголовное дело, на этот раз в отношении убитого отца.
«Изначально по основному делу следствие вменяло насилие, в том числе сексуальное. Следователь отказал в возбуждении уголовного дела за смертью Михаила. Мы это обжаловали», — говорил один из адвокатов сестер Алексей Папенов.
Была проведена проверка, и в марте 2021 года возбуждено дело по трем статьям Уголовного кодекса России: «Насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетней», «Незаконные изготовление и оборот порнографических материалов с использованием интернета», «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в отношении двух и более лиц». Тут сестры Хачатурян проходят уже как потерпевшие.
Решение по делу отца девочек судом все еще не вынесено. Последние заседания, по прогнозам представителей девушек, пройдут в этом, 2025 году.
Если Михаила признают виновным, то данное решение суда можно использовать в качестве доказательства того, что сестры находились в состоянии необходимой обороны. Поэтому, пока не будет окончательного решения по делу отца, дело дочерей не сможет прийти к своему завершению.
Последствия
«Думаю вот так иногда, что еще день они дома, могу позвонить, могу приехать, повидать. А что там в итоге суд решит — это еще большой вопрос же. Они мне хоть и не признаются, но тоже так думают наверняка.
Поэтому никаких планов, никаких мечтаний. Даже на работе не продвинешься, хотя Ангелину вот хотели повысить. Но интернетом же нельзя им пользоваться, а он везде нужен», — несколько лет назад признавалась Аурелия изданию Woman.
За время, что идет следствие и судебные разбирательства, у девушек умерла бабушка по материнской линии. На похороны к ней они попасть не смогли из-за запрета встреч друг с другом.
У адвокатов, что защищают их бесплатно, родились дети, которые скоро пойдут в школу. Сами девочки сдали ЕГЭ, но дальнейшее образование получать не стали.
Дело сестер Хачатурян вызвало бурную реакцию в обществе. Многие вставали на защиту девушек. В нескольких городах России прошли пикеты в поддержку сестер.
Кроме того, была создана петиция, адресованная Следственному комитету, с требованием прекратить судебный процесс. Этот документ подписали 115 тысяч человек.
Ситуация с Хачатурян подтолкнула к организации флешмоба #ЯНеХотелаУмирать. Его цель была в том, чтобы обратить внимание властей на проблему домашнего насилия и сделать данное преступление уголовно наказуемым.
Адвокат Елена Соловьева заявляла, что дело сестер может стать прецедентом, которое расширит понятие «необходимая самооборона».
Но были и те, кто критиковал Хачатурян. Они считали, что дело сестер раздуто, а родственники, которые общались с журналистами, преувеличили поступки Михаила.