В российской армии процветает жестокое обращение с военными на фронте, избиениях в тылу, угрозы «обнулением», то есть убийством за нарушениеармейских порядков. О таких нарушениях военные и их родственникинеоднократно говорили в публичных обращениях. Жалобы свидетельствуют, что добиться справедливости они пытаются и через официальные каналы. Однако, судя по всему, безуспешно: ход таким жалобам не дают, свидетельствуют публикации в СМИ и слова правозащитников.
В распоряжении «Агентства» оказались три жалобы в военную прокуратуру, написанные родственницами солдат. В жалобах они рассказывают о жестокомобращении с военными на фронте, избиениях в тылу и во всех случаях — об угрозах «обнулением», то есть убийством за нарушение армейских порядков. О таких нарушениях военные и их родственники неоднократно говорили в публичных обращениях. Жалобы свидетельствуют, что добитьсясправедливости они пытаются и через официальные каналы. Однако, судяпо всему, безуспешно: ход таким жалобам не дают, свидетельствуютпубликации в СМИ и слова правозащитников.
«Агентство» дозвонилось до двух из трех авторов обращений, а в одном случае по утечкам подтвердило, что предполагаемый автор — существующий человек.
• Первую жалобу написала Анастасия К. — жена 38-летнего Алексея К. (мы не приводим полные фамилии по этическим соображениям) из 132-й мотострелковой бригады (в/ч 52892). Она сообщила, что ее мужа бросилираненым в заброшенном здании в Торецке без еды и лекарств. 7 январяего объявили пропавшим. Один из бойцов его группы попал в плени рассказал, что командиры «обнуляли» или бросали раненых бойцов, говорится в жалобе.
• Анастасия К. на прошлой неделе сообщила «Агентству», что написала жалобу в январе, после этого ее мужа эвакуировали, но без госпитализации направили на новое боевое задание. Последний раз онаразговаривала с ним 6 февраля. На жалобу прокуратура ответила за двенедели до разговора с «Агентством», пообещав, что «во всем разберутся».
• Во второй жалобе мать погибшего 29-летнего Николая Ф. Оксана Д. пожаловалась на вымогательства и избиения в в/ч 01591 (воюет подПокровском). Мужчина попал в подразделение в апреле 2024 года, подписав контракт в Екатеринбурге. В июле он получил ранение и послелечения приехал на месяц в отпуск. Спустя 10 дней военная полициязабрала его из дома, заподозрив в самовольном оставлении части. Через неделю обвинения сняли, но домой он не вернулся: после лечения его отправили под Макеевку, пишет мать. На фронте он снова попал в госпиталь, где его избили, угрожали «обнулением», заставили извиняться на камеру и дать денег «на дрон и на цветы и шампанскоеврачу». В конце ноября его увезли на штурм, а 30 декабря стало известноо его гибели.
• На прошлой неделе Оксана Д. подтвердила «Агентству», что написала жалобу в прокуратуру за десять дней до этого, но отказалась от общения.
• Третью жалобу в прокуратуру направила Екатерина Д. — жена рядового-контрактника Максима Д., с марта 2024 года прикомандированого к 35-й бригаде. По ее словам, в части творится «полный беспредел» — военныхпытают и грозят «обнулением». Ее мужа отправили на штурм, не дав долечиться. В жалобе говорится, что командиры вместо эвакуацииотправляют в бой раненых с переломами, осколками и перебитыминогами. Из документа следует, что родственницы военнослужащихпытались жаловаться прокурору Валерию Черенкову, но он пригрозилженщинам, что их мужей «могут просто „обнулить“».
• «Агентству» не удалось связаться к Екатериной Д., но по утечкам удалось подтвердить личные данные ее мужа, указанные в жалобе, а такжеее телефон. «Агентство» нашло супругов в ВК, дата рождения Максима Д. совпадает с указанной в жалобе.
• Игнорирование жалоб военных на жестокое обращение со стороныкомандования — системная проблема, сказал «Агентству» Свердлин. Эксперт одного из комитетов солдатских матерей сказал «Агентству», чтоу военной прокуратуры есть полномочия разбираться только с побоями и злоупотреблениями с выплатами.
Осенью 2024 года в сети прошла волна обращений военных, которыежаловались на угрозы расстрелом и отправкой на верную смерть. Однакогромких дел с такими эпизодами в судах не появилось, свидетельствуютпубликации в СМИ. Руководитель юридического отдела «Движениясознательных отказчиков» Артем Клыга и руководитель проекта «Идите лесом» Григорий Свердлин сказали «Агентству», что в своей практике они с такими делами не сталкивались.
• Игнорирование жалоб военных на жестокое обращение со стороныкомандования — системная проблема, сказал «Агентству» Свердлин. Эксперт одного из комитетов солдатских матерей сказал «Агентству», чтоу военной прокуратуры есть полномочия разбираться только с побоями и злоупотреблениями с выплатами.