Найти в Дзене
Fon Kraft

Почему корабли серые, ватерлиния красная, а трубы жёлтые

И, кстати, какого цвета была палуба у военных корбалей? А у пассажирских? В самом деле: накрасили бы всё одним цветом – и проще, и экономия на красках. Но это же флот! Тут ничего не бывает просто так. Каждый чих, как и в авиации, имеет под собой весьма рациональное обоснование. За прошедших несколько недель мы с вами достаточно обсудили всевозможную военную технику. Но, большей часть, сухопутную. Наверное, пришла пора обратить свой взор с берега в океан? А в океане всё просто: корабли – военные, суда – гражданские. Но и те и другие – ходят. Даже если на них восседают капитаны дальнего плавания. Однажды я рассказывал о том, что мне подарили «Бисмарк» в масштабе 1/350. Масштаб, конечно, корабельный. Не сравнить даже с авиационным 1/144. Но и прототип – не маленький. И каждая мелочь имеет своё собственное значение. Не хотелось бы лопухнуться в окраске. У нас же в интернетах каждый пятый – спец по покраске «Бисмарков». Так что к вопросу подошёл со всей ответственностью. Ответственность нач
Оглавление

И, кстати, какого цвета была палуба у военных корбалей? А у пассажирских? В самом деле: накрасили бы всё одним цветом – и проще, и экономия на красках. Но это же флот! Тут ничего не бывает просто так. Каждый чих, как и в авиации, имеет под собой весьма рациональное обоснование. За прошедших несколько недель мы с вами достаточно обсудили всевозможную военную технику. Но, большей часть, сухопутную. Наверное, пришла пора обратить свой взор с берега в океан?

А в океане всё просто: корабли – военные, суда – гражданские. Но и те и другие – ходят. Даже если на них восседают капитаны дальнего плавания. Однажды я рассказывал о том, что мне подарили «Бисмарк» в масштабе 1/350. Масштаб, конечно, корабельный. Не сравнить даже с авиационным 1/144. Но и прототип – не маленький. И каждая мелочь имеет своё собственное значение. Не хотелось бы лопухнуться в окраске. У нас же в интернетах каждый пятый – спец по покраске «Бисмарков». Так что к вопросу подошёл со всей ответственностью.

Ответственность начиналась задолго до сумрачных времён Средних веков. В общем, как только человечество догадалось строить деревянные плавсредства, так сразу же встал вопрос: «А чем защитить их от гниения и продлить срок службы»? Всё-таки построить судно – это вам не ложку облизать, пусть даже и деревянную.

Почему корабли серые, ватерлиния красная, а трубы жёлтые
Почему корабли серые, ватерлиния красная, а трубы жёлтые

Какого цвета были паруса

Так вот, первое, что принялись окрашивать на древних судах – это паруса. А то потому, что надо было как-то распознавать, кто там приближается к городу? То есть, этакая система «свой-чужой». Не обошлось и без мажоров той эпохи: богатые люди и знать окрашивали паруса в фиолетовый цвет. Почему в фиолетовый? Этот пигмент был редким и сложным в получении. Поэтому, вот, фиолетовый.

Кстати, сами паруса тоже не были белыми. Их изготавливали из наутральных волокон: джут, конопля, лён, хлопок или их вариации. Поскольку всё это – продукт переработки растительности, то и паруса имели серо-зелёный оттенок. Под воздействием воды, солнечных лучей и атомарного хлора, который всегда присутствует в воздухе, происходило постепенное отбеливание и выцветание полотнищ. Паруса приобретали светлый, желтоватый оттенок. А паруса поведавшие мир становились сероватыми. Специально отбеливали паруса по торжественным случаям. Ну, или в наши дни для пущей зрелищности в кинематографе. Потому что отбелённая ткань всегда слабее на разрыв, чем её сотоварка натурального цвета. Собственно, паруса были всегда на ветру и на солнце, поэтому намокнув, просыхали естественным образом, и в гниении активно не участвовали.

Какого цвета были паруса
Какого цвета были паруса

Другое дело корпус судна. Долгое время корпуса судов изготавливали из дерева, которое очень даже умело гнить во влажной среде. А ещё между планками бортов образовывались щели, сквозь которые просачивалась забортная вода. Поэтому щели приходилось конопатить. И смолить. Для этого использовалась древесная смола из деревьев хвойных пород. До XVIII века ключевым поставщиком древесной смолы для судоферфей была Россия, наверное поэтому древесную смолу (дёготь) весь мир знал как «русское масло».

Так вот, дёготь имел тёмно-коричневый, почти чёрный, цвет. И суда, просмолённые этой субстанцией приобретали такой же цвет: тёмный, а в результате состаривания в морской воде, на солнце и ветру, смола каменела и становилась чёрной. Впоследствии, когда человечество открыло для себя процесс коксования каменного угля, дёготь заменила каменноугольная смола и получаемый из него креозот. Видели тёмно-коричневые деревянные шпалы с острым запахом? Вот это и есть пропитка креозотом: он вонючий – не нравится не только людям, но и насекомым; да и гниение древесины останавливает на долгое время. Шпалы тоже деревянные, и вначале становились тёмно-коричневыми, а потом уже и чёрными.

Почему корабли серые, ватерлиния красная, а трубы жёлтые
Почему корабли серые, ватерлиния красная, а трубы жёлтые

Почему ватерлиния на кораблях красная

Собственно, поэтому утилитарные суда были чёрными. Потом их принялись окрашивать различными красками. Во-первых, красивее и приятнее плыть на ярком корабле, а не на мрачно-чёрным. А во-вторых, например, тот же дёготь вымывается водой. Медленно, но смывается. Да и морская мелюзга так и норовит зацепиться за подводную часть судна. Ей же всё равно: днище корабля это или просто упавшее в воду дерево – для жилья подходит? Будем жить тут. Поэтому человеки принялись окрашивать подводную часть судна свинцовым суриком. Та ещё отрава, как оказалось: морские моллюски по-большому обижались и не хотели «дружить» с таким токсичным компаньоном. Так и прижилось: ватерлиния всех судов стала красного цвета. Из-за свинцового сурика.

Почему ватерлиния на кораблях красная
Почему ватерлиния на кораблях красная

Но есть у него одна особенность: этот состав ярко-оранжевого цвета, что иногда не комильфо для военных кораблей. Вместо свинцового сурика стали применять составы на основе соединений меди – тоже, как оказалось, токсичная дрянь, от которой тошнило морскую живность. Иногда подводную часть не окрашивали, а оббивали листовой медью. Впрочем, во влажной среде медь из ярко-оранжевой превращалась в зелёную, но продолжала травить молюсков. Зато не так сильно бросалась в глаза.

Несколько десятилетий, если не сказать «столетий» все суда выглядели плюс-минус одинаково: ярко-красное днище подводной части, тёмно-коричневые, почти чёрные, борта и серовато-зелёные паруса. Если, конечно, речь шла об утилитарном торговом судне или военном корабле. Как я и говорил: на чёрных судах находиться не очень комфортно, да и нагреваются они от солнечных лучей, поэтому борта и палубу брались окрашивать в другие цвета.

Почему краска шаровая и при чём тут шары?

Какие пигменты были чаще всего доступны? Сажа, мел и охра (глина), а разводить их можно было в льняном масле. Вот и получается, что мешая в разных пропорциях сажу и мел получали пятьдесят оттенков серого, которыми и окрашивали борта кораблей. Потом уже сообразили, что серый цвет (шаровая краска) ещё и хорошо маскирует корпуса судов на водной глади. Почему «Шаровая»? Потому что «шаръ» - на церковно-славянском – и означало «краска», а корнями отходило к польскому «Шары» (Szary), что переводится, как «Серый». Так какой же быть серой краске, как не шарой шарой? Тавтология, конечно, но история знает немало таких случаев.

Разумеется, аэрографов тогда не было, поэтому красили обычными кистями. Во время переходов краска смывалась, обнажая смоляную пропитку. Чтобы чем-то занять команду в дальних переходах, боцманы давали волшебного пенделя, и команда бралась подкрашивать проплешины, разводя новую порцию шаровой краски «на шару», то есть, на глаз по правилу «Вроде, похоже». В итоге суда той эпохи получались пятнистыми, как леопарды, только в оттенках серого с проглядывающими полосами и пятнами креозотовой пропитки.

Почему краска шаровая и при чём тут шары
Почему краска шаровая и при чём тут шары

Какого цвета была палуба

С палубой всё было и проще и сложнее одновременно. Она, во-первых, всегда под ногами – вот она: бери и крась. Как вздумается. Но по ней ходят люди, значит, свинцовым суриком не покрасишь – экипаж потравится. Креозотом пропитывать – тоже такое себе удовольствие, хотя щели конопатить им приходилось. Чаще всего палубу покрывали растёртой охрой в льняном масле, получая почти древесный желтоватый оттенок. Воск, кстати, защищал палубу от гниения, а охра придавала светлый цвет, что добавляло удобства в работе экипажа. Трюмные помещения, кстати, могли окрашиваться либо растёртым на льняном масле мелом (масляные белила), либо всё той же охрой в смеси с мелом.

Впрочем, англичане окрашивали палубу в красный цвет, чтобы кровушка на ней была не столь заметной. Ну, как бы, чтобы не шокировать матросов, из тех кто ещё не офигел от морского боя, если таковые ещё находились к тому моменту.

Ко времени прихода в историю стальных кораблей, палубу стали окрашивать железным суриком, из-за чего она приобретала тёмно-коричневый, как бы ржавый, цвет. Те участки палубы, которая не вытаптывалась ботинками команды окрашивали в чёрный (кузбас-лак?) или в зелёный цвета (на основе всё той же меди).

Палуба барка "Седов", наши дни. Фото из личного архива автора, © 2024 год
Палуба барка "Седов", наши дни. Фото из личного архива автора, © 2024 год

Почему трубы пароходов жёлтые с чёрным ободком

Потому чёрные трубы смотрятся страшно. Представьте себе: над вами нависает такая чёрная балда, которую видно отовсюду. Со временем, конечно, привыкнете, но коситься на неё всё равно будете. Хотя, по логике вещей дымогарные трубы проще всего делать именно чёрными: закрутил гильзу из воронёной стали, она ещё подкоптилась через щели и неплотности – и стоит себе закопчёная балда. Но... ни красоты, ни эстетики. Хотя встречались мне пароходные трубы, окрашенные чёрной масляной краской.

Так вот, чтобы сделать силуэт судна полегче, а внешний вид наряднее, верхнюю часть окрашивали в светлдые цвета всё тем же растёртым мелом, или охрой, или смесью того и другого.

На заре века пароходов наличие таких машин в государственном флоте было и престижным, и величественным: государство показывало всем, что экономика настолько успешна, что страна может позволить себе заменять парусный флот прогрессивными судами на паровой тяге. Соответственно, русский торговый флот старался использовать окраску в соответствии с императорским флагом. Поэтому верхние части дымогарных труб имели чёрный цвет, средняя часть труб – жёлтая, а палубные надстройки – белые. Корпус же корабля оставался окрашенным шаровой краской, а подводная часть до ватерлинии – окрашивалась свинцовым суриком.

Эскадренный броненосец "Ослябя".
Эскадренный броненосец "Ослябя".

Эта традиция с торгового флота перекочевала на флот военный. Особенно, когда корабли готовились к высокопоставленным визитам царственных и адмиральских особ. Ну, а когда подошла череда морских сражений, то надстройки стали окрашивать в серый цвет, вместе с бортами: так было проще, да и мел можно было не таскать с собой, а угля и сажи было в избытке. Жёлтые трубы ещё сохраняли свою актуальность, потому что глину можно было раздобыть в любой гавани. А вот высота чёрной секции дымогарной трубы начинала уменьшаться: некогда было наводить красоту, поэтому трубы постепенно становились полностью охристо-жёлтыми. Но верхний поясок чёрного цвета сохранялд свою актуальность. Почему? Да потому что на срезе труб высаждалась копоть и пепел от паровых машин. Бороться с ним было бессмысленно и бесполезно, поэтому особенность с копотью возвели в ранг «Само собой разумеющееся».

Поход 2-й Тихоокеанской эскадры (1904 - 1905 гг)
Поход 2-й Тихоокеанской эскадры (1904 - 1905 гг)

Существуют, правда, версии, что жёлтые трубы помогали ориентироваться в тумане и избегать столкновений на рейдах, а чёрные полоски сбивали с толку дальномерные посты противников. Возможно, такие факты и имели право на существование, хотя куда результативнее было использование «ослепляющего камуфляжа».

Но об этом – в следующий раз.

А вот почему корабли по морю ходят, об этом можно узнать в этой публикации:

Ваш Fon Kraft, © 2025 год

Публикация оказалась полезной, интересной или познавательной? Поделись ею со своими друзьями и знакомыми и нажми "Нравится". Дзен поймёт и станет продвигать рассказ, а лучшая благодарность для блогера - это рост количества читателей.

Но можно сделать добровольный взнос на карту.

2202 2036 8642 2249. Получатель Алексей Витальевич Г.

Все собранные средства пойдут на закупку парафина и изготовление блиндажных свечей: нашим парням холодно, и их надо беречь!

Напомню, что помимо Дзена с его непредсказуемостью, у Fon Kraft'а есть ТГ-канал, из которого можно узнать анонсы новых публикаций, и, снедавних пор, даже промокоды и выгодные предложения для моих читателей. Присоединяйтесь: в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.