Найти в Дзене
Летописец Спасск

Климентовский погост, исчезнувшее село

Архив Александра Павловича Кленина, Спасск-Рязанский. Если посмотреть на старую карту Рязанской губернии1850 года, то по правому берегу реки Оки, между деревнями Никитино и Фатьяновка, что в Спасском районе, можно увидеть множество названий, которые для многих из нас могут стать открытием, даже если наши предки родом из этих мест. Например, моя подруга, которая всегда считала, что ее бабушка из деревни Шатрище, вдруг с удивлением узнала, что род ее идет из деревни Пешья слобода. Я тоже впервые услышала это название, как и некоторые другие на этом отрезке: следом за Никитино идет Климентовский погост, потом Цывкино (Чевкино), Дурненки, Казаково, слобода Задол, Насарай, Елисеево, Загрядская, Аксеново, и только потом Фатьяновка. Многие названия исчезли, когда селения разрастались и объединялись в одно, а некоторые исчезли совсем, например, село Климентовский погост. Оно располагалось между Никитино и Чевкино. Еще несколько лет назад вблизи северной окраины деревни Никитино в живописном м
Архив Александра Павловича Кленина, Спасск-Рязанский.

Если посмотреть на старую карту Рязанской губернии1850 года, то по правому берегу реки Оки, между деревнями Никитино и Фатьяновка, что в Спасском районе, можно увидеть множество названий, которые для многих из нас могут стать открытием, даже если наши предки родом из этих мест. Например, моя подруга, которая всегда считала, что ее бабушка из деревни Шатрище, вдруг с удивлением узнала, что род ее идет из деревни Пешья слобода. Я тоже впервые услышала это название, как и некоторые другие на этом отрезке: следом за Никитино идет Климентовский погост, потом Цывкино (Чевкино), Дурненки, Казаково, слобода Задол, Насарай, Елисеево, Загрядская, Аксеново, и только потом Фатьяновка.

Многие названия исчезли, когда селения разрастались и объединялись в одно, а некоторые исчезли совсем, например, село Климентовский погост.

Правый берег реки Оки в 1850 году
Правый берег реки Оки в 1850 году

Оно располагалось между Никитино и Чевкино. Еще несколько лет назад вблизи северной окраины деревни Никитино в живописном месте, где река Проня впадает в реку Оку, можно было увидеть 2 – 3 старинных кирпичных дома, а также остатки домов, поросших сиренью.  Это всё, что осталось от старинного села Клименты или Климентовский погост. 

Климентовский погост
Климентовский погост

Первые упоминания о Климентах встречаются в писцовых и межевых книгах Воронцова – Вельяминова и относятся к 1636 году. Также описывается там существовавшая деревянная церковь во имя святого мученика Климента Римского, да другая, тоже деревянная церковь Николая Чудотворца. В 1795 году по просьбе прихожан обе ветхие церкви были разобраны и употреблены для обжига строящейся каменной церкви, освященной в 1805 году в честь Святой Троицы. Своим названием село видимо обязано Климентовской церкви, а слово «погост», согласно словарю В. Даля, означает: «несколько деревень, под общим управлением и одного прихода». И в самом деле, к приходу Троицкой церкви относились деревни: Чевкино, Разбердеево, Шатилово, Никитино, Милованово, Асечья (Соболевая) сельцо, Одоевцево сельцо, к 1890 году к этому списку добавились Марьины хутора (Разбердеевские выселки). А в самих Климентах на рубеже 19-20 веков было 11 дворов, где проживало 38 человек (внимание!) семей священнослужителей и несколько семей прислуживающих в церкви людей.

Если мы посмотрим исторические документы, то увидим, что почти все населенные пункты в уезде были либо владельческими, то есть помещичьими, либо казенными, т.е. государственными. Крестьяне казенных деревень жили на государственных землях и платили подати в казну. А во владельческих вотчинах помещики и бояре сами устанавливали различные сборы для своих крепостных. И только 2 села в уезде, Шатрище и Климентовский погост, находилось на церковной земле и относилось к духовному ведомству, и жителями Климентов были только служители церкви. При храме издавна работала церковно – приходская школа. Земли у церкви было очень много, её сдавали в аренду крестьянам близлежащих деревень.

Но в отношениях священников и простых людей не все было гладко. Например, в книге Н.А. Голдабенкова «Спасск. Часть2» село Клименты упоминается в связи с волнениями 1905 года. «Попы Климентовской церкви Лосев, Ансеров, Лебедев, Горетовский имели 362 десятины заливных лугов. Крестьяне косили им траву за плату. Осенью из-за расхождения в цене за укос отавы попы решили сдать луга не крестьянам, а шатрищенскому гуртовщику Кунашову». Из-за этого спора в конфликт были втянуты все селения прихода: Милованово, Чевкино, Соболевая, Разбердеево, Никитино. Разбирательства продолжались более полугода, не обошлось без арестов и телесных наказаний. Крестьяне даже требовали, чтобы попов отдали под суд за вымогательство, а в церковь прислали новых.

Упомянутый в списке поп Ансеров – это брат известного и любимого в Спасске новомученика протоиерея Иоанна Ансерова. Андрею Дмитриевичу Ансерову на тот момент было не более 25 лет, он тоже перебрался из Касимовского уезда в Спасский, сначала был псаломщиком села Красильниково, а потом был определен в диаконы в село Климентовский погост. В 1904 году он женился на Анне Яковлевной Бирюковой, дочери спасского мещанина Якова Ивановича Бирюкова, а в феврале 1905 года у него родился сын Леонид и был крещен в соборной церкви города Спасска.

С приходом Советской власти жизнь священников становилась все тяжелее. Сначала велась ярая агитация против церкви, в первую очередь, в средствах массовой информации. Вот, например, в одном из номеров газеты «Спасский пахарь» за 1923 год рассказывается о том, как поп Андрей Лебедев позвал деревенских ребятишек обрывать вишни у него в саду. Дети работали 7-8 часов, а за свой труд получили по две чайных кружки вишен, а на прощанье сказал: «Вы и так много поели, довольно с вас». А в другом номере описывается день свадьбы 29 октября 1923 года. Из Никитино в Клименты едет подвода, украшенная колокольчиками и лентами. Попы ждут молодых с нетерпением, но подвода проезжает мимо и останавливается у здания ВИКа (Волостного Исполнительного Комитета).

-3

Так и не дождались священники новобрачных, потому что «советская молодежь освободилась от предрассудков и празднует свадьбу по-новому».

А в конце 20-х годов 20 века начались настоящие гонения на церковь, храм Святой Троицы в Климентах закрыли, священнослужителей разогнали или арестовали. В начале 30-х годов разобрали и саму церковь. И теперь только ямы и кусты сирени напоминают о ней, да осиротевшее без церкви расположенное недалеко сельское кладбище. Так исчез с лица земли очень интересный и своеобразный населенный пункт нашего района.

Название села оказалось более живучим. Память об исчезнувшем селе продолжает хранить фамилия рода Климентовских, которые во многих поколениях служили сначала в церкви Климента Римского, а потом и в Троицкой церкви. В Государственном архиве Рязанской области есть сведения о священнике Афанасии Иоанновиче Климентовском, исполнявшем должность благочинного в начале XIX века. В годы безумных гонений на Церковь погибли три священника рода Климентовских: Евгений Алексеевич Климентовский, его отец батюшка Алексей (Александрович) и двоюродный брат отец Александр (Васильевич).

(Из архивных материалов спасского краеведа Александра Павловича Кленина)

  • Краткая справка

В 1928 году напротив села Климентовский погост, на левом берегу Оки, был обнаружен многослойный археологический памятник, который получил название «Климентовская стоянка». В 70-х годах прошлого века раскопки были продолжены. Оказывается, люди здесь жили еще в конце 2-го тысячелетия до н.э. «на пойменном берегу старичного озера». Видимо, река Ока много раз меняла свое русло. «С середины I тысячелетия до н. э. стоянка начинает регулярно заливаться в половодья и прекращает своё существование как стационарное поселение». Однако её территория продолжает активно использоваться и регулярно посещаться человеком, археологи обнаружили три культурных слоя, разделённых стерильными прослойками.

Так что исчезновение географических объектов – дело обычное.

Проня впадает в Оку
Проня впадает в Оку