Его имя и фамилия в свое время долгие годы были под большим секретом. Как и имена многих других создателей отечественной ракетной техники, атомного оружия и т.п.
Он много работал по теме ракетных и авиационных двигателей, стал академиком, дважды Героем Социалистического труда, был генеральным директором НПО "Труд".
Сегодня, после соответствующих реорганизаций, производственное объединение носит его имя. Как и сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160.
Это имя генерального конструктора, дважды Героя Социалистического труда, академика, генерал-лейтенанта инженерно-авиационной службы Николая Дмитриевича Кузнецова
Он родом из города Актюбинск, который в свое время был уездным городом Российской империи. Так сложилось в Истории, что город оказался на территории Казахстана, сегодня носит название Актобе.
Семья была самая простая - отец работал в котельной, мать вела домашнее хозяйство. Они смогли дать образование детям, в Актюбинске Коля окончил начальную школу, затем школу рабочей молодежи.
В 1933 году Николай поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. Учился он с большой охотой и очень хорошо - закончил с отличием. Пошел в науку - в апреле 1941 года Николай Кузнецов стал кандидатом наук, успешно защитив диссертацию по конструкционной прочности авиамоторов.
С началом войны Николай активно просился на фронт, но ему в этом было отказано. Посчитали, что кандидат наук и перспективный ученый мог больше пользы принести своей работой в тылу. Правда, на фронте он побывал - на стажировке на Северо-Западном Фронте, как старший инженер 239-й истребительной дивизии 6-й воздушной армии.
В 1942 году его направили заместителем главного конструктора на Уфимский авиационный завод, в 1949 году он получил новое назначение - в тогдашний Куйбышев (ныне Самара), где стал главным конструктором Государственного союзного опытного завода № 2, который занимался разработкой и производством опытных реактивных двигателей.
Ныне этот производственное объединение носит его имя - ОАО "Кузнецов". Это российская машиностроительная компания и предприятие авиационного и космического двигателестроения.
С конца 1940-х годов предприятие стало одним из крупнейших по разработке и созданию авиа- и ракетных двигателей.
После войны, принесшей огромный ущерб нашей стране - разрушены были города, заводы, счет которым шел на сотни и тысячи, вполне объяснимо, что какой-то ущерб покрывался за счет репараций из побежденной Германии. В том числе и специалистами. Так в Куйбышев, без лишнего шума, прибыли более 400 немецких инженеров с семьями и необходимой техникой. Ранее они работали на заводах "Юнкерс", БМВ и других. Теперь свои грехи работы на фашизм надо было отрабатывать в победившем фашистскую Германию Советском Союзе.
Под руководством Николая Кузнецова на предприятии были созданы 57 газотурбинных двигателей для самолетов и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей (ЖРД), а также другие конструкции.
Результатом стало присвоение Николаю Дмитриевичу звания Героя Социалистического труда 12 июля 1957 года.
В 1960-х годах Кузнецов и возглавляемый им коллектив приняли участие в реализации пилотируемого лунного проекта Советского Союза. При этом заказ на проектирование и изготовление двигателя давали всего год.
Но Николай Дмитриевич прекрасно понимал, что за отведенный срок практически с "0" создать новый мощный двигатель, способный поднять в космос ракету массой 4 500 тонн с полезным грузом в 100 тонн - невозможно. А такие параметры были обязательными для полета космического корабля до Луны и обратно.
Стоит сказать, что в КБ к тому времени уже был готов двигатель НК-33. Правда, мощность его была гораздо ниже. К слову - НК означало "Николай Кузнецов".
Что делать? Было принято очень интересное инженерное решение - в основание первой ступени лунной ракеты было предложено установить ... 24 двигателя НК-33! Затем их число было доведено до 30! Первоначальных 24 разместили по периферии, а еще 6 - в центре.
Главным тут было добиться точной и полной синхронизации работы всех двигателей. Но эту проблему можно было решить даже в тех условиях.
В конце концов все было решено, даже бюрократические проволочки. Окончательный вариант всей серии пилотируемых полетов на Луну был утвержден Советом Министров СССР 15 декабря 1965 года. Это была Лунная программа Советского Союза.
История сослагательного наклонения не имеет, но вполне возможно, что программа завершилась бы успешно. А так... Остается только предполагать.
Увы, внезапная смерть С.П.Королева 14 января 1966 года от остановки сердца во время операции по удалению полипа в прямой кишке, спутала и сломала все.
На место Сергея Павловича был назначен Василий Павлович Мишин, бывший первым заместителем Королева.
Его деятельность оценивается неоднозначно, это все-таки была не личность масштаба Сергея Павловича. 8 лет руководства Мишина привели к организационному кризису структуры, которую так долго создавал Королев.
Так, принимались решения о запуске космических аппаратов с недоработками, что приводило к трагедиям, неудачам на орбите (связанным со стыковкой).
Неудачные запуски лунной ракеты Н-1 тоже не прибавили Мишину авторитета. А провал лунной программы послужил причиной его смещения.
Хотя специалисты считали, что ракету Н-1 даже в тех условиях можно было довести до нужного уровня к концу 1968 года. Поэтому шансы Советского Союза на участие в лунной программе были очень реальными, вплоть до высадки на поверхность этого спутника Земли.
Как знаем, этого не произошло. После двух неудачных запусков ракеты Н-1 лунный проект был закрыт, готовые ракеты Н-1 были порезаны на металлолом.
Поступило и не совсем понятное распоряжение ликвидировать все оставшиеся двигатели НК-33. Совершенно непонятно - А, это зачем?
Ощущение, что какие-то реальные вредители были на высоких постах и отдавали подобные распоряжения.
С большим риском для собственного положения, Николай Дмитриевич Кузнецов это крайне бестолковое распоряжение не выполнил, а распорядился законсервировать двигатели и спрятать на одном из складов на заводе. Как думал - До лучших времен.
Правда, он не знал и даже предположить не мог, какие это будут времена ...
Николай Дмитриевич продолжил работу. За выдающиеся успехи в деле создания новой авиационной и ракетной техники 23 июня 1981 года ему было второй раз присвоено звание Героя Социалистического труда.
Он был так воспитан, что никогда не ставил какие-то меркантильные вопросы во главу угла, не обращался с соответствующими вопросами на самый верх. Личные запросы были довольно скромные, квартира совсем не отличалась от квартир других сотрудников. На торжестве по случаю своего избрания действительным членом Академии наук СССР он сказал, обращаясь к залу -
"Звание знаний не прибавляет, а кичливости и заносчивости сколько угодно. Обещаю, что со мной этого не случится"
И сказанное перед большой аудиторией сдержал.
После пресловутой горбачевской "перестройки" и трагического распада страны, которой посвятил всю свою жизнь, Николай Дмитриевич Кузнецов очень сильно переживал, что Россия теряет положение и статус мировой авиационной державы.
Пришедшие к власти прозападные либералы - все эти гайдары, лившицы и прочие, стали крушить, созданную огромную трудом и многими годами советскую авиапромышленность. Мол, денег от нефти и газа у нас хватит, купим, если надо "Боинги" и "Эрбасы", а советский авиахлам нам не нужен. Закрывались авиазаводы, увольнялись кадры ...
В ноябре 1994 года с коллективом очень тяжело прощался и Николай Дмитриевич. Он уходил, прекрасно понимая, что рвет, в том числе, и нить своей жизни.
Так и произошло. Через полгода, 31 июля 1995 года, блестящий конструктор и организатор Николай Дмитриевич Кузнецов скончался в Москве. Похоронен он на Кунцевском кладбище.
Возвращаясь к тем самым, спрятанным когда-то двигателям НК-33. Уже после ухода Николая Дмитриевича из жизни, эти двигатели случайно обнаружили в одном из складов. В то время не нашли ничего лучшего, как ... продать их в США. Американцы были очень поражены и качеством, и то, что пролежав годы на хранении, двигатели показали очень высокую надежность и потрясающую работоспособность.
Всегда для Николая Дмитриевича главным был коллектив. Он не выпячивал себя - Я решил...я сделал...я предложил...и т.д., а всегда говорил - Наш коллектив предлагает...наш коллектив разработал...и т.д. Это было его сутью и как генерального конструктора, и как человека.
Николай Дмитриевич Кузнецов был человеком независимым, перед высоким начальством не лебезил и под него не подстраивался. Если предлагалось что-то дельное, толковое, он всегда, по воспоминаниям, прислушивался, благодарил.
Таким в памяти современников и остался.
Спасибо, что дочитали, комментируйте, подписывайтесь, ставьте лайк.
Дзен ввел новую функцию - поддержка авторов каналов, донаты.
Автор просит читателей по мере возможности поддержать канал "Путешествуем в Историю вместе". Для перехода нажмите символ "Поддержать", дальше решайте сами. Всем заранее благодарен!