90% читателей считают, что книги экранизируют отвратительно, а раз не получается, зачем вообще браться? Зачем менять сюжет, характеры, привносить своё режиссерское «я» и прочие претензии, связанные с осторожными упоминаниями «по мотивам». Но всё это не более, чем просто сотрясание воздуха. Экранизации – самый популярный жанр в кино. Был, есть и будет есть. С эпохи немых фильмов и по сей день. И можно сколь долго говорить, чтобы оставили уже в покое Пушкина и Шекспира и придумали что-то свое, но нет. Хотя бы потому, что это Пушкин и Шекспир.
Как человек, который очень любит и книги, и кино (не зря же тематика моего канала именно такова), я ожидаемо фанат просмотра экранизаций. Мне всегда интересно, что получилось – хуже, лучше или равнозначно первоисточнику. Ну и да, те, кто говорит, что книга всегда хуже фильма, просто мало смотрят фильмов))
Недавно мы обсудили, какие произведения русской литературы можно считать лучшими из лучших. Сегодня предлагаю тему не менее интересную – их адаптации на экране. Хотя сначала была идея просто подборки удачных экранизаций мировой литературы, потом решила, что это некорректно, и решила остановиться только на русской. Если нужно, можно аналогичное сделать и с экранизациями по произведениям зарубежных авторов.
В общем, вступление получилось и так слишком длинным, поэтому переходим к обсуждению. Какие фильмы я считаю самыми достойными:
Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1979)
«Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал, не видел, никто не указал мне его».
Иван Александрович Гончаров. Обломов
В главных ролях: Олег Табаков, Юрий Богатырёв, Елена Соловей, Андрей Попов, Авангард Леонтьев, Евгений Стеблов
Мечтания о будущем счастье в исполнении трогательного, обаятельного, ранимого и флегматичного бездельника Табакова, старинная усадьба, где один день похож на другой, как близнецы, чувственная игра Соловей. Глубокая драма человека со слабой волей и извечный вопрос: в чем будущее России. Один из лучших фильмов Михалкова и великолепная экранизация романа Гончарова.
Женитьба (1977)
«Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась».
Николай Васильевич Гоголь. Женитьба
В главных ролях: Светлана Крючкова, Алексей Петренко, Олег Борисов, Владислав Стржельчик, Евгений Леонов, Майя Булгакова, Борислав Брондуков, Валентина Талызина
Это что-то потрясающее. Так тонко, иронично и остроумно показать историю сватовства советника Подколёсина и одновременно еще четырех женихов к засидевшейся в девках купеческой дочери Агафье Тихоновне Купердягиной. Просто смотреть и пересматривать, никогда не надоест.
Война и мир (1967)
«Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол».
Лев Николаевич Толстой. Война и мир
В главных ролях: Людмила Савельева, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Анастасия Вертинская, Ирина Скобцева, Василий Лановой, Олег Табаков
Эпическая военная драма в четырёх частях, как и роман-эпопея в четырех томах. При всех объективных недостатках, как например, Скобцева в роли Элен Курагиной - фильм шикарный. Такая каноническая версия, из которой абсолютно все понятно, даже если Толстого не читал, или осилил кусками. Тут, знаете, как в гоголевской «Женитьбе»: кабы Безухова играл Пол Дано, а Мари Болконскую Джесси Бакли из британской экранизации ВВС 2016 года, то было б и вовсе идеально.
Анна Каренина (2009)
«Уважение выдумали для того, чтобы скрывать пустое место, где должна быть любовь».
Лев Николаевич Толстой. Анна Каренина
В главных ролях: Татьяна Друбич, Олег Янковский, Ярослав Бойко, Александр Абдулов, Сергей Гармаш, Мария Аниканова
Да, спорно, согласна. Из множества экранизаций Карениной, коих более сорока, лучшими считаю советскую версию с Самойловой и вот этот вариант. В итоге остановилась на Соловьеве, ибо, на мой взгляд, помимо блестящего актерского состава, где одну из последних ролей сыграл Янковский и последнюю – Абдулов, его экранизация выполняет главную задачу любой адаптации – передать идею и атмосферу произведения. Суть. И как бы ни был красив, например, фильм Джо Райта с Кирой Найтли, я не чувствую силу слова и мораль Толстого. А у Соловьева это есть.
Куприн (2014)
«Разве виноват он в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, — чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования… Мне жалко того человека. И мне не только жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души».
Александр Иванович Куприн. Гранатовый браслет
В главных ролях: Михаил Пореченков, Антон Шагин, Екатерина Шпица, Светлана Ходченкова, Полина Агуреева, Наталья Егорова, Максим Аверин, Ирина Леонова, Леонид Бичевин, Елизавета Боярская, Максим Суханов, Никита Ефремов, Екатерина Вилкова, Роман Мадянов
Чудесный мини-сериал из трех композиционных частей - в основе которого несколько произведений Куприна. Да, по мотивам и смешаны разные повести и рассказы, но впечатляет. Сильный проект, на мой взгляд.
- Поединок («Поединок», «Юнкера», «Брегет», «Пиратка», «Штабс-капитан Рыбников»);
- Впотьмах («Люция», «Впотьмах», «Путаница», «Система», «Молох»);
- Яма («Яма», «Гранатовый браслет», «Без заглавия», «Святая любовь», «Телеграфист»).
Жестокий романс (1984)
«Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать».
Александр Николаевич Островский. Бесприданница
В главных ролях: Лариса Гузеева, Никита Михалков, Андрей Мягков, Виктор Проскурин, Алиса Фрейндлих, Алексей Петренко
Здесь прекрасно все - от дебютной и так и оставшейся лучшей роли Гузеевой в озвучке Ларисы Огудаловой идеальным голосом Анны Каменковой, до великолепных романсов на стихи Цветаевой и Ахмадулиной и музыку Андрея Петрова. Очень драматичная, тонкая и чувственная экранизация.
Дама с собачкой (1960)
«Гуров думал о том, как в сущности, если вдуматься, всё прекрасно на этом свете, всё, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своём человеческом достоинстве».
Антон Павлович Чехов. Дама с собачкой
В главных ролях: Ия Саввина, Алексей Баталов
Чехова едва ли можно улучшить, но Хейфицу это удалось – его экранизация кажется мне чуть более глубокой и пронзительной, чем первоисточник. Драма о запретной любви и невозможности быть вместе. Драма о двоих, попавших в порочный круг, прекрасно сыгранная Саввиной и Баталовым.
Машенька (1991)
«В этот странный, осторожно-темнеющий вечер, в липовом сумраке широкого городского парка, на каменной плите, вбитой в мох, Ганин, за один недолгий час, полюбил её острее прежнего и разлюбил её как будто навсегда».
Владимир Владимирович Набоков. Машенька
В главных ролях: Анастасия Заворотнюк, Антон Яковлев, Юрий Яковлев, Борис Плотников, Янина Лисовская
Это вторая экранизация первого романа Набокова. Очень личная, трогательная, ностальгическая история о попытке воскрешения памяти первой любви. И как удивительно, бесподобно хороша здесь Анастасия Заворотнюк, для которой роль Машеньки стала дебютом в кино. Как и в случае с Гузеевой, эта первая роль, исполненная ею в двадцать лет, так и осталась лучшей в карьере. Тонкая история с горьковатым послевкусием.
Преступление и наказание (2007)
«Истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть».
Фёдор Михайлович Достоевский. Преступление и наказание
В главных ролях: Владимир Кошевой, Полина Филоненко, Андрей Панин, Александр Балуев, Екатерина Васильева, Елена Яковлева, Вера Карпова
Были сомнения, какую же экранизацию выбрать: 1969 года Льва Кулиджанова, с Георгием Тараторкиным, Иннокентием Смоктуновским и Татьяной Бедовой, или более современную, и остановилась все же на мини-сериале Светозарова.
Это одна из самых известных экранизаций знаменитого романа Достоевского, идеально передающая и проблематику книги, и дух Петербурга. Блистательная игра актеров, извечные философские вопросы о нравственности, «достоевская» желтизна кадра и бережное отношение к первоисточнику – всё это делает адаптацию Светозарова практически идеальным вариантом. И именно этот сериал я бы рекомендовала в качестве основного для изучающих «Преступление и наказание» школьников.
Тихий Дон (1958)
«Травой зарастают могилы, - давностью зарастает боль. Ветер зализал следы ушедших, - время залижет и кровяную боль, и память тех, кто не дождался родимых и не дождется, потому что коротка человеческая жизнь и не много всем нам суждено истоптать травы...»
Михаил Александрович Шолохов. Тихий Дон
В главных ролях: Пётр Глебов, Элина Быстрицкая, Зинаида Кириенко, Анастасия Филиппова, Даниил Ильченко, Людмила Хитяева, Николай Смирнов
Еще один роман-эпопея и одно из самых значимых произведений русской литературы XX века. Всего существует четыре экранизации, красноречиво рассказывающие о трагедии донского казачества, из них достойные две - сериал, который снял Урсуляк в 2015 году и вариант Герасимова, который я все же считаю лучшим по множеству причин. Здесь все сошлось – и место съемок, и проживание ролей, и отношение к тексту. Эпохальный, очень живой фильм, чего уж тут еще комментировать.
Спасибо, что дочитали, друзья, старалась покороче, но получилось все равно много.