Найти в Дзене
Македонская

Взрывая историю: забытое кладбище Сергиев Посада, которому более 400 лет

Оглавление

Благосклонному и любознательному читателю привет!

Приветствие из одной очень интересной книги издания года 1891). Захотелось мне вот Вас приветствовать языком красивым русским))). Если подпишитесь, сможете заметить статью и первыми прочитать новые публикации.

Поблагодарить автора за статью можно здесь

Итак...

Горожане в основном знают три кладбища из прошлого Сергиев Посада и его слобод. Но все они в основном 18-19 век. Это база:

  • Кукуевское (Кокуевское) или Всехсвятское. Оно состояло из трёх частей: «Монастырское кладбище». Находилось в ограде церкви, здесь хоронили знатных горожан, монахов и священнослужителей. «Мирское кладбище». Здесь погребали рядовых жителей города и уроженцев других мест. «Безымянное кладбище». На нём хоронили приезжих, в основном паломников, которые скончались в благотворительных заведениях монастыря.

В советские годы его закрыли, памятники уничтожили, а на его месте возникла Берёзовая роща (район между Гражданкой и Новоуглечским шоссе ко двору ЖК).

  • Вознесенское. Погост закрыли в 1935 году, его полностью снесли и застроили.
  • Никольское. Старейшее кладбище города (первая половина XII века), основано во времена Смуты, когда поляки осаждали Троице-Сергиевскую лавру. Сами понимаете - нужно было много места. Его закрыли в 1952 году. В народе Никольское кладбище ещё называли воинским. В его земле покоятся останки защитников Отечества, в том числе погибших и в 1812 году, затем во время Первой и Великой Отечественной войн (современный район Клементьевского посёлка).
  • Но есть и ещё одно старое кладбище, о котором почему-то все молчат. Сегодня это часть современной ул. Карла Маркса и ул. Овражная.

Сегодня поговорим о нём подробнее - кладбище в историческом центре Сергиев Посада при храме Рождества Христова.

Фото некрополя со схожей судьбой из Николо-Пешношский монастыря — мужской монастырь Московской областной епархии Русской православной церкви, расположенный в Дмитровском районе Московской области в посёлке Луговом. Основан в 1361 году Мефодием Пешношским, учеником Сергия Радонежского. Его некрополь был уничтожен в 1928 году. Смотрите - как аккуратно без оград с дурацкими калитками и какой порядок...
Фото некрополя со схожей судьбой из Николо-Пешношский монастыря — мужской монастырь Московской областной епархии Русской православной церкви, расположенный в Дмитровском районе Московской области в посёлке Луговом. Основан в 1361 году Мефодием Пешношским, учеником Сергия Радонежского. Его некрополь был уничтожен в 1928 году. Смотрите - как аккуратно без оград с дурацкими калитками и какой порядок...

Помню из пионерского детства "Никто не забыт - ничто не забыто!" И это правда! Без великой истории нет великого государства. В условиях сегодняшней реальности - и вообще, и в связи - с 80-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне это звучит особенно актуально. Вот мы и будем знать, помнить и не забудем.

Искала об этом кладбище информацию много и долго. Разговаривала с краеведами. Информации практически нет. Стёрлось. Но кое-что удалось всё же найти.

Книга, приветствие из которой я нагло позаимствовала - в том числе, и о нашем родном городе Сергиев Посад. Интересно что за источник?

Это исторический труд - коллег из прошлого (они провели серьезную исследовательскую работу, уж поверьте) - "Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских при Московском Университете" (изд. 1891 г. Москва). Вот, собственно, обложка издания.

Фото из архива общего пользования Национальной библиотеки
Фото из архива общего пользования Национальной библиотеки

Забытое кладбище Сергиев Посада, которому более 400 лет

Раньше я уже писала об этом. Но тогда исследования мои только начались - почитать можно тут. По разным документам, я думаю, кладбище не было рекультивировано и перенесено - ни тогда в 1931 году, ни в советский период, ни сейчас - по крайней мере, такой информации нет.

Всё, что точно знаем - в 1933 году на субботнике комсомольцы Трикотажной фабрики во главе с директором Гилиновым разгромили надгробия в той части церковного погоста, что выходила к улице Карла Маркса, и срыли грунт примерно на глубину одного метра. И всё. Мы же с Вами понимаем, что это не то, что должны сделать при полноценной рекультивации. Просто убрали надгробия, выровняли землю и посадили десяток деревьев.

Но есть но!

Как памятник истории этот некрополь на сайте Москультуры в проекте "Объекты культурного наследия и области" считается выявленным объектом и таки внесен в реестр (приказ Комитета по культуре Администрации Московской области от 09.09.1999 № 217)

Археологические раскопки на месте храма и кладбища при нём никогда не велись. Жаль... Многие загорчане-посадцы и не знают, что кладбище там остается до сих пор. Просто оно застроено. . Может, когда нибудь...

Фотоколлаж автора
Фотоколлаж автора
Вот сегодня вид с Красногорской площади. Вдалеке видно бывший храм. Красное здание за торговыми рядами.
Вот сегодня вид с Красногорской площади. Вдалеке видно бывший храм. Красное здание за торговыми рядами.

А между тем, это одно из первых и самых важных кладбищ нашего города, начиная примерно от 1608 года (!). То есть кладбищу более 400 лет!

Тогда это район - Служняя слобода, Александровская, Рождественские улицы. Сегодня - ул. Овражная и ул. Карла Маркса - центр современного Сергиев-Посада. Со стороны ул. Карла Маркса, как и положено, - аллея из десятка деревьев. Со стороны ул. Овражной (в недавнем прошлом тоже ул. Карла Маркса, кстати сказать) кладбище обросло городской застройкой и даже (!) на нём стоит гостиница.

Кладбище находилось на территории церкви (а в разное время Собора) Рождества Христова. Об этой церкви я тоже немного рассказываю тут.

Закладка водопровода 1 августа 1915 года Сергиев Посад, Московской губ., Дмитровского уезда
Закладка водопровода 1 августа 1915 года Сергиев Посад, Московской губ., Дмитровского уезда

Территория занимала ни много, ни мало - 1,6 Га.

Можете себе представить масштаб - в небольшом Посаде вокруг монастыря в начале 17 века (сам монастырь основан в 14-м, в 1342 г.), где число душ по метрическим книгам прихожан не превышало 1500 человек мужского пола, включая монахов Троицкого монастыря?

Конечно! Тогда там находился храм, его приделы, столовая, хозяйственные и служилые постройки. Но и кладбище тоже при храме было. И было оно большое. Обычное дело - погост при храме. И сегодня таких много. Храм и все постройки были деревянными и небольшими.

Позднее, после того, как выгорели слобода и троицкий монастырь во время пожара 17 (28) мая 1746 года, храм Рождества Христова отстроили заново с каменными стенами.

Тогда Храм Рождества Христова считался одним из самых крупных в Сергиевом Посаде и первым после храмов Троице-Сергиевого монастыря. Это был центр духовной и культурной жизни посадцев. Ведь монастырь есть монастырь. Тут всё строго. А в обычном храме простому люду свободнее что ли.

Отсюда шли крестные ходы в Служнюю слободу по праздникам. Тут велись метрические книги прихожан Служних слобод (их позднее станет две: Верхняя и Нижняя) - кто родился, венчался, умер, уехал, продали или пропал где-то. И поначалу считали, кстати, исключительно мужское население душ.

Соответственно, некрополь при храме был одним из почитаемых и почетных мест захоронения. Есть упоминания, что там хоронили исключительно "равных среди первых". Тех, кого невозможно разместить на погосте монастыря, но тоже значимых и важных людей. Фактически, это кладбище уровня как если сегодня Ваганьковское или Троекуровское кладбища в Москве. Прихожан попроще - хоронили на Никольском.

Сегодня храм Рождества Христова - единственный храм, который по тем или иным причинам не был возвращен верующим после революции 1917 года. Троице-Сергиева Лавра его тоже почему-то забыла...

Части основания храма и его придела и сегодня хорошо узнаваемы. Фотоколлаж автора.
Части основания храма и его придела и сегодня хорошо узнаваемы. Фотоколлаж автора.

Кого хоронили на кладбище при храме Рождества Христова?

Конечная точка истории жизни многих известных дворянских фамилий и священнослужителей. Некоторые - очень известные. Там же - почетно хоронили защитников земли русской, Сергиева монастыря и воинов, ратно сражавшихся в разных битвах разного периода с особой доблестью.

Кладбище при церкви Рождества Христова в центре Сергиева Посада - земля героев и учёных.

В разное время на этом кладбище были захоронены, как бы сейчас сказали, самые интеллигентные грамотные люди -"белое духовенство". Тех, кого сан не позволял хоронить непосредственно на территории монастыря, но человека считали заслуженным и уважаемым. Многим из них лично дал образование и подготовил к служению прп. арх. Дионисий.

Упоминаемый в писцовой книге 1624 года св. Феодор (рсп.Лавр.библ. №247), а по сказанию келаря Симона Адарьина - "свойственник" прп. арх. Дионисия и первый настоятель храма.

Также - во вкладной книге ризницы, гл. 641, записано: "141(1633) году июня 1 день преставился Служней слободы священник Феодор Федоров, Иван Полев (происходивший от князей Смоленских), вдова Ивановская, жена Охлябинина Феодосья (Охлябинины из рода князей Ярославских), оружейные мастера Кузьма Мордвинов, Никита Сафонов и Василий самопальник"

В переписной книге князя Ивана Михайловича Долгорукого и подъячего Дмитрия Молчанова 7154 (1646 г) сказано: "Слобода Служняя, а в ней церковь Рождество Христово"

Эти книги важны для гениалогии дворян многих известных родов. Например, упоминаются Байковы (или Корниловы), Наумовы, Тургеневы, Лопухины, Милютины и еще более 60 дворянских родов. Перечислять долго - вдруг дочитаете только это))).

Страница книги Чтения в императорском обществе истории и древностей Российский при Московском Университете изд 1891 г Москва
Страница книги Чтения в императорском обществе истории и древностей Российский при Московском Университете изд 1891 г Москва

История Сергиев Посад

Коротко по датам истории Российской, которые важны в контексте нашего рассказа и Сергиев Посада, непосредственно в истории храма Рождества Христова и его некрополя (чтобы лучше понимать масштаб важности):

  • идёт Смутное время и Троицкая осада монастыря. Она продолжалась без малого 15 месяцев. Монах и посадцы оборонялись в тяжелейших условиях от осады войском Лжедмитрия II. После победы героев хоронили в том числе и на кладбище при храме Рождества Христова.
  • 1623 г. (первое подробное описание церкви Рождества Христова). С мая по июль происходят набеги татар на рязанские окраины (Сапожок и верхоценская волость). Противниками были Крымское ханство, Османская империя (азовские татары) и Ногайская орда. Тут тоже воины из Троицкого монастыря и из его посадских слобод принимают участие.
  • 1682 год в Троицком монастыре укрывается царевна Софья Алексеевна, родная сестра Петра, а в 1689 - уже сам Петр I. Царя предупредили о заговоре, и он проскакал всю дорогу от Москвы до Троицы верхом. Из Троицкого монастыря стал собирать верные ему войска. Сестрицу Софью в Троицу не пустили, вернули в Москву с дороги (затем отправили в Новодевичий монастырь). Стало понятно, что победа будет за Петром.
  • 1714 г. Реформа Петра I о единонаследии. Это когда запрещалось дробление дворянских имений. Наследником выступет только старший сын, что оставляет всех остальных детей без наследства. Дочерей выдавали замуж, а младшие сыновья вынуждены были поступать на военную или гражданскую службу, чтобы содержать себя. Из Сергиева Посада в армию попали многие и некоторые тоже окончили свой путь на этом кладбище при храме Рождества Христова.
  • 1744 год монастырь получает от императрицы Елизаветы Петровны статус Лавры (то есть крупный мужской монастырь, который подчиняется напрямую только Патриарху). В этом же году в Троицком монастыре открыта духовная семинария. Позднее сюда переведена и Московская духовная академия - на тот момент самое крупное образовательное учреждение в России. Это оказало влияние на развитие образования и распространение бОльшего числа грамотных людей в Служней слободе Сергиева Посада. Были открыты курсы и при храме Рождества Христова.

Фотоколлаж автора
Фотоколлаж автора

Выводы

Никто не забыт - ничто не забыто! И хоть невозможно провести рекультивацию и археологические раскопки - мы помним.

Мы помним, потому что и сегодня многие наши родные Мужчины Сергиевопосадцы отстаивают ценой жизни интересы России-Матушки на бранном поле, в труде или науке! Наши с Вами интересы и мирную жизнь.

Не имеет значения, сколько времени прошло. Это происходит сейчас, 80, или 400 лет назад. Это были живые настоящие люди - со своей историей, чувствами, семьями, мечтой.

Когда-нибудь кто-нибудь поставит на этом месте в центре Сергиев Посада не гостиницу, а памятник - большой и красивый, посвященный героям и защитникам земли Радонежской.

Например, как памятник тысячелетию России в Новгороде - со сквером из разноцветных растений, ландшафтных дорожек и деревьев! Чтобы была у нас в городе ещё одна туристическая точка памяти земляков! Такие дела)

Смысла нет, но Вы держитесь)

Все свои на связи - туть!) - в комментариях. Пишите, что думаете по этому поводу. Если подпишитесь, сможете заметить и первыми прочитать новые публикации.

P.S. Если кому нужны ссылки на это непростое чтиво - дам!

Узнаем вместе Сергиев Посад наизнанку. И всем расскажем!

Будьте в Дзене, Друзья, и оставайтесь на позитиве в любой ситуации!)

Ваша МАКЕДОНСКАЯ