Найти в Дзене

Психология в картинках: Что важно знать о развитии психики

Развитие происходит через кризисы. Кризис — это время перехода из одного качественного состояния в другое. В старом — уже невыносимо тесно, для нового — ещё не хватает сил, ресурсов, знаний и навыков. Мы рождаемся с несовершенной психикой, и всё детство и подростковый возраст она непрерывно формируется. В этой статье я коротко расскажу про сенситивные периоды (периоды благоприятного развития для каких-то новых навыков и качеств) и отмечу кризисы развития на их стыке. Главный осваиваемый навык: Эмоциональное общение с мамой. ✅ Формируется базовое доверие к миру и ощущение, что я хороший, и жить хорошо.
✅ Создаётся запас энергии, радости, любопытства и жизнелюбия; способность создавать глубокую эмоциональную связь с другим человеком. ❌ Когда задачи этапа не решены, ребёнок, а затем и взрослый: неуверенный в себе, недоверчивый, тревожный, ощущает, что мир враждебный, а он плохой и нелюбимый. ⚡️ Кризис 1 года Манипулирование предметами и саморегуляция. ✅ Формируется самостоятельность и авт
Оглавление

Развитие происходит через кризисы.

Кризис — это время перехода из одного качественного состояния в другое. В старом — уже невыносимо тесно, для нового — ещё не хватает сил, ресурсов, знаний и навыков.

Мы рождаемся с несовершенной психикой, и всё детство и подростковый возраст она непрерывно формируется. В этой статье я коротко расскажу про сенситивные периоды (периоды благоприятного развития для каких-то новых навыков и качеств) и отмечу кризисы развития на их стыке.

Ребёнок до года:

Главный осваиваемый навык: Эмоциональное общение с мамой.

✅ Формируется базовое доверие к миру и ощущение, что я хороший, и жить хорошо.
✅ Создаётся запас энергии, радости, любопытства и жизнелюбия; способность создавать глубокую эмоциональную связь с другим человеком.

❌ Когда задачи этапа не решены, ребёнок, а затем и взрослый: неуверенный в себе, недоверчивый, тревожный, ощущает, что мир враждебный, а он плохой и нелюбимый.

⚡️ Кризис 1 года

От 1 года до 3х лет

Манипулирование предметами и саморегуляция.

✅ Формируется самостоятельность и автономность.
✅ Приобретается независимость, решительность, смелость, активная жизненная позиция, ощущение себя автором своей жизни.

❌ Зависимость, беспомощность, бесконечные сомнения, отказ от ответственности — при плохом исходе.

⚡️ Кризис 3х лет

От 3 до 7 лет

Игровая деятельность.

✅ Формируется инициативность, креативность.
✅ Приобретается целеустремленность, увлеченность, желание творить, преобразовывать, действовать, толерантность к неудачам.

❌ Пассивность, инертность, отказ от инициативны, чувство стыда и вины.

⚡️ Кризис 7ми лет

От 7 до 12 лет

Учебная деятельность.

✅ Формируется компетентность.
✅ Ребёнок овладевает навыками, накапливает знания и умения, привыкает усваивать и систематизировать информацию.

❌ Ощущение неполноценности, недостаточности, слабости своих возможностей; другие видятся в лучшем свете, я проигрываю конкуренцию сразу, даже в неё не вступив.

⚡️ Подростковый кризис

От 12 до 17 лет

Общение и отношения.

✅ Формируется идентичность и самоопределение.
✅ Поиск ответа на вопрос: «Кто я и какой?». Появляются верность и преданность тому, что мне важно: люди, занятия, ценности, идеи.
Принадлежность к «своим».

❌ Непризнание другими. Потерянность, дезориентация, ощущение себя изгоем, не нашедшим места в жизни.

⚡️ Вторая волна подросткового кризиса

17+ лет

Учебно-профессиональная деятельность.

✅ Сотрудничество, близость, любовь, самореализация.

❌ Изоляция.

Кризис будет тем сильнее, чем меньше и хуже решены задачи текущего периода.

С этими не решёнными задачами человек всё равно перейдёт на следующий этап, но новый кризис будет сильнее за счёт накопленных проблем предыдущего этапа.

Безынициативные взрослые, ждущие, что их жизнь должен наладить кто-то другой — те самые «дети», не прошедшие кризис 3х лет.

А вечные сомневающиеся в своих силах, боящиеся ошибиться, привыкшие себя принижать и обесценивать — те, кто «застрял» на задачах 7-12ти летнего возраста.

Бывает и так, что всё это ещё и дополнительно зиждется на ощущении опасного и враждебного мира.

Теперь о том, что со всеми этими знаниями делать?

Решать задачи развития можно в любом возрасте. Но, как в детстве, так и во взрослой жизни, легче, быстрее и эффективнее делать это с поддержкой окружения.

  • В детстве, до 7ми лет — это родители.
  • С 7 до 12 лет — возрастает роль учителей и других родственников.
  • Позже — это сверстники, друзья, партнёры и возлюбленные.
  • И в любом возрасте — это может быть психолог: на индивидуальных встречах или в терапевтической группе.

Лиана Ланда, семейный психолог, супервизор, гештальт-терапевт

Записаться на консультацию:
+7 903 570 80 98 (Telegram, WhatsApp, sms).
Или по этой ссылке