Найти в Дзене
Журнал Авито Авто

Автомобиль, которого боялись все: история Porsche 917

Оглавление

Porsche 917. Фото: Porsche AG
Porsche 917. Фото: Porsche AG

Гоночных автомобилей много. Легендарных среди них значительно меньше, а таких машин, как Porsche 917 — больше нет. Достаточно сказать, что из-за 917-й однажды пришлось отменить целый гоночный чемпионат.

Машину специально создавали для победы в Ле-Мане

Для Porsche 24 часа Ле-Мана — особая гонка. Именно здесь в 1950-м состоялся гоночный дебют заводского команды из Цуффенхаузена. Проект гоночной версии модели 356 стал одной из последних работ Фердинанда Порше. Он умер даже раньше, чем смог закончить работу. При этом, уже в дебюте 356-е одержали победу в своем классе (машины с рабочим объемом 1,1 л), подтвердив репутацию фирмы.

Porsche 356 SL дебют в Ле-Мане. Фото: Porsche AG
Porsche 356 SL дебют в Ле-Мане. Фото: Porsche AG

После успехи в Ле-Мане стали для Porsche привычным делом. Только немецкие машины громили конкурентов в своих классах, а вот на победу в абсолютном зачете немцы замахнулись лишь в конце 60-х.

917-й стоил как десять новых 911-х, а в конструкции использовали березу

По сути, Porsche 917 — это модифицированный Porsche 908 с более мощным 4,5-литровым 12-цилиндровым мотором. Руководителем проекта был Фердинанд Пьех — племянник Фердинанда Порше — и в будущем директор концерна Volkswagen AG.

13 марта 1969 г. новый гоночный автомобиль представили посетителям женевского автосалона. Как сообщалось в пресс-материалах, Porsche 917 стоил 140 тысяч дойчмарок — примерно 10 новеньких 911-х.

Porsche 917 на Женевском автосалоне 1969 года. Фото: Porsche AG
Porsche 917 на Женевском автосалоне 1969 года. Фото: Porsche AG

В основе 917-го пространственная рама — прочная и, при этом, очень легкая. Ее общий вес лишь немного превышал 40 килограмм. Оппозитный 12-цилиндровый двигатель располагался в базе перед задними колесами. Для лучшей развесовки рабочее место пилота сместили вперед. В конструкции широко применили экзотические титан, магний и другие легкие сплавы. Ради снижения массы шли даже на такие ухищрения, как набалдашник рычага КП, сделанный из… березы.

Porsche 917. Фото: Porsche AG
Porsche 917. Фото: Porsche AG

917-й развивал свыше 500 сил. Более поздние версии будут мощнее вдвое и даже втрое!

Несмотря на проблемы, 917-й справился с главной задачей

Сочетание 12-цилиндрового двигателя и шасси от гораздо менее мощной модели сказалось на управляемости Porsche 917. С ней были проблемы, особенно на максимальных скоростях. Доходило до того, что опытные пилоты отказывались гонять на 917-м после первых тестов.

Porsche 917K на «24 часах Ле-Мана». Фото: Porsche AG
Porsche 917K на «24 часах Ле-Мана». Фото: Porsche AG

Поэтому в течение сезона 1969 г. инженеры Porsche дорабатывали машину. Главные изменения коснулись аэродинамики. В итоге обновленная версия 917K стала более покладистой, а в 1970-м Ганс Херманн и Ричард Этвуд добились поставленной цели и выиграли 24 часа Ле-Мана в абсолютном зачете. Ближайший из Ferrari отстал на 30 кругов!

Немцы растоптали соперников за океаном

Успехами в Ле-Мане карьера Porsche не ограничилась. Могучие немцы побеждали на американских гонках в Себринге и Дайтоне, благодаря чему Porsche заработал 2 титула чемпиона мира по гонкам спорткаров.

Porsche 917/30, построенный для чемпионата Can-Am 1973 года. Фото: Porsche AG
Porsche 917/30, построенный для чемпионата Can-Am 1973 года. Фото: Porsche AG

Но самое удивительное достижение Porsche связано с американским чемпионатом Can-Am. В 1973-м Porsche 917/30 с улучшенным 16-цилиндровым турбомотором, который выдавал под 1500 сил, просто уничтожил все живое. Пилоты на Porsche выиграли все 8 этапов серии, не оставив соперникам шансов. В итоге зрительский интерес к чемпионату CanAM упал — кому интересно смотреть на игры в одни ворота — и через год серию решили закрыть.

Porsche на Авито Авто

Текст: Михаил Медведев