Найти в Дзене

Как понимать кино? Главные элементы киноязыка

Все смотрят кино по-разному. Воспринимать происходящее на экране можно как на эмоциональном уровне, так и на уровне анализа. Режиссеры общаются со зрителями на особом кинематографическом языке, используя специальные приемы: визуальные, звуковые, сюжетные. Чтобы развить насмотренность и научиться разбираться в кино, в первую очередь, необходимо уметь сконцентрироваться на фильме/сериале и не отвлекаться на что-то стороннее. Если сцена оказалась непонятной, можно пересмотреть её снова. Кроме того, существует ряд деталей, заметив или узнав которые, вы сможете без труда понимать глубинную суть того или иного кинопроизведения. Важные элементы, которые нельзя обойти стороной при внимательном и скрупулёзном просмотре кинокартины: 1. Название. Это первое, что бросается в глаза, когда мы узнаем о каком-либо фильме или сериале. Уже оно одно способно заставить нас задуматься над тем, о чём пойдет повествование, и каким будет общее настроение. 2. Заставка и титры. Часто тоже задают общий

Все смотрят кино по-разному. Воспринимать происходящее на экране можно как на эмоциональном уровне, так и на уровне анализа.

Режиссеры общаются со зрителями на особом кинематографическом языке, используя специальные приемы: визуальные, звуковые, сюжетные.

Чтобы развить насмотренность и научиться разбираться в кино, в первую очередь, необходимо уметь сконцентрироваться на фильме/сериале и не отвлекаться на что-то стороннее. Если сцена оказалась непонятной, можно пересмотреть её снова.

Кроме того, существует ряд деталей, заметив или узнав которые, вы сможете без труда понимать глубинную суть того или иного кинопроизведения.

Кадр из короткометражного фильма "Человеческий голос", 2020 г.
Кадр из короткометражного фильма "Человеческий голос", 2020 г.

Важные элементы, которые нельзя обойти стороной при внимательном и скрупулёзном просмотре кинокартины:

1. Название. Это первое, что бросается в глаза, когда мы узнаем о каком-либо фильме или сериале. Уже оно одно способно заставить нас задуматься над тем, о чём пойдет повествование, и каким будет общее настроение.

2. Заставка и титры. Часто тоже задают общий эмоциональный фон и могут содержать некоторые пасхалки к дальнейшим событиям.

3. Характеристика персонажей. Объемные, хорошо продуманные персонажи - залог успеха кинокартины. У главных героев смотрим на имя (нередко оно бывает говорящим) и первое впечатление. Сценаристы всегда уделяют внимание тому, как ненавязчиво показать зрителю основные черты персонажа, часто это делается с помощью определенных сцен или визуальных акцентов. Второстепенных героев можно рассматривать не столь тщательно - обращаем внимание на общий портрет и наиболее яркие детали в образе. Внешний облик персонажа - явление непостоянное, он может меняться, подчёркивая трансформации в его эмоциональном, душевном и физическом состоянии. Огромное значение имеют также особенности голоса и речи героев, монологи и диалоги.

Кадр из фильма "Римские каникулы", 1953 г.
Кадр из фильма "Римские каникулы", 1953 г.

4. Пространство и время. Сюжет тесно связан с пространством, происходит внутри него. Действия героев во многом формирует среда. Каждое место действия наполнено определенной энергетикой и передает определенную атмосферу. Важной характеристикой пространства выступают погодные условия и текущее время года. Большое психологическое воздействие оказывают также особенности архитектуры, степень освещенности, объем открытого пространства. Что касается времени, то события киноленты не всегда представлены в хронологическом порядке. Это тоже определенный прием, который стремится сообщить зрителю о чем-то важном и сфокусировать его внимание на конкретных событиях. Время в кино может течь медленно или динамично.

5. Операторская работа. Совместно с режиссерами операторы выбирают те ракурсы, крупности и планы, которые соответствуют задачам картины или определенного кадра. Причем, каждый из них обладает собственным психологическим эффектом.

6. Свет и тень. Могут служить разным целям, но, прежде всего, с их помощью происходит разграничение светлых и темных сторон человеческой души. Также они создают определенную атмосферу и настроение.

Кадр из фильма "Леон", 1994 г.
Кадр из фильма "Леон", 1994 г.

7. Цвет. Каждый цвет обладает определенным психологическим воздействием на человека. Мы считываем его значение на подсознательном уровне. Однако значение одного и того же цвета может отличаться, это зависит от контекста. Смотрите как на цвет целого кадра, так и на цвет отдельных деталей, которые наиболее ярко выделяются на общем фоне.

8. Детали. Хорошо продуманный герой обычно окружён предметами, которые как-то характеризуют его. Интерьерные решения, декорации, костюмы, отдельные реплики персонажей, названия мест и предметов - всё это детали, которые чрезвычайно важны для глубокого понимания той или иной сцены и кинокартины в целом.

9. Звук и музыка. Неотъемлемая часть киноязыка, которая позволяет зрителю ярче прочувствовать увиденное на экране. Зачастую передаёт переживания главного героя, подчеркивает атмосферу и даже обозначает ритм повествования.

Кадр из фильма "Ла-Ла Ленд", 2016 г.
Кадр из фильма "Ла-Ла Ленд", 2016 г.

10. Монтаж. Позволяет мгновенно переноситься в пространстве, манипулировать временем, рассказывать сразу несколько параллельных историй. Сознание зрителя склеивает все кадры воедино и интерпретирует увиденное.

11. Метафоры, аллегории, символизм. Иногда режиссеры намеренно закладывают в свои произведения определенные знаки и символы. Но порой эти вещи рождаются в результате взаимодействия зрителя с фильмом/сериалом - именно он наделяет смыслом тот или иной предмет или явление.

12. Цитаты, омажи, пасхалки. Любая кинокартина опирается на уже существующий культурный базис. Каждый сценарист и режиссер обращается к своему накопленному с годами эстетическому опыту. Таким образом, все кинокартины ведут своеобразный диалог с более ранними произведениями искусства. Цитаты и отсылки встречаются в кино повсеместно. Их поиск для искушённого зрителя становится источником интеллектуального удовольствия. Особенно часто авторы кино ссылаются на мифы и легенды, Библию, художественную литературу, живопись.

Кадр из фильма "Побег из Шоушенка", 1994 г.
Кадр из фильма "Побег из Шоушенка", 1994 г.

13. Контекст. Если в фильме/сериале отображена определенная историческая эпоха или показана конкретная историческая личность - изучите информацию. Также можно обратиться к биографии режиссера и истории создания кинокартины, посмотреть/почитать интервью с этим режиссером.

P.s. Стоит упомянуть и о том, что авторы кино зачастую допускают ляпы, то есть случайные ошибки и неточности. Однако некоторые из них, возникшие в результате, например, актерской игры, режиссеры намеренно оставляют.

Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.
Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.

Моя личная рекомендация:

Если вам хочется лучше понять какую-либо кинокартину, посмотрите её хотя бы дважды. При первом просмотре воспринимайте происходящее исключительно через чувственный опыт, наблюдайте за сюжетом и поведением главных героев. А при повторном - обращайте внимание на более тонкие детали, о которых было сказано выше. Так у вас сложится наиболее полное, всестороннее впечатление и сформируется более глубокое понимание увиденного.