Составляя «Неполный список жителей Старотомниково, Альдии и Воронцовки участвовавших в Первой мировой войне 1914 - 1918.», я обнаружил среди них своего вероятного родственника, о котором ранее и не знал. Это Трофимов Василий Филиппович. Весьма вероятно, что он брат моего прадеда – Трофимова Никифора Филипповича.
Из документов видно, что он был контужен 02.02.1916 года. Место, где он был контужен, в документах обозначено как гора 3027. По таким данным, конечно тяжело понять, где это случилось. Но еще известно, в какой воинской части он служил – Фельдфебель,
5-й Кавказский стрелковый Его Императорского Величества Великого князя Георгия Михайловича полк.
Мне захотелось поподробнее узнать, где и как всё это происходило.
Первое, что я уточнил – это его звание.
Фельдфебель - воинское звание и должность унтер-офицерского состава в армиях России (до 1917 года), помощник ротного командира из нижних чинов, примерно соответствует званию старшина в советских и российских Вооружённых Силах.
Обязанности фельдфебелей (вахмистров) были довольно широкими. Они были обязаны:
- следить за сохранением в роте порядка, за нравственностью и поведением нижних чинов и за точным исполнением обязанностей нижними чинами, дежурным по роте и дневальными.
- отправлять заболевших в приемный покой или лазарет.
- отбирать личный состав в караул и в наряды.
- проводить вечернюю поверку.
-проверять наличие и сохранность амуниции и вооружения.
- присутствовать на приемах пищи и выполнять другие обязанности по жизнедеятельности роты.
Я князь — Григорию и вам,
Фельдфебеля в Вольтеры дам,
Он в три шеренги вас построит
А пикнете, так мигом успокоит.
Цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824).
Далее я узнал подчиненность подразделения, где он служил.
5-й Кавказский стрелковый Его Императорского Величества Великого князя Георгия Михайловича полк
2-я кавказская стрелковая бригада (с 10.1915 – дивизия)
IV Кавказский армейский корпус
Кавказская Армия
И вот тогда я смог узнать не только когда и где мой предок получил ранение, но и многое другое.
К сожалению события и участники Первой мировой войны незаслуженно забыты. Кем мы знаем генерала Николая Николаевича Юденича – белогвардейским генералом, угнетателем, золотопогонником. А ведь он был талантливым полководцем, не потерпевшим за все время Первой мировой ни одного поражения, заслужившим прозвище «мастер импровизации».
Он как раз и командовал Кавказским фронтом, в состав которого входил и 5-й Кавказский стрелковый полк.
В 1915 году Главнокомандующий Кавказской отдельной армией, не будучи в состоянии непосредственно руководить армией, вследствие болезненного состояния своего здоровья, ходатайствовал перед Государем о вручении командования армией генералу Юденичу.
А Главнокомандующим был генерал-адъютант граф Воронцов-Дашков Иван Илларионович, который был владельцем и Старотомниково, и Воронцовки, и Альдии.
Итак, какие же события происходили на Западном фронте в феврале 1916 года.
В январе – феврале 1916 года силами Кавказского фронта была блистательно проведена Эрзерумская кампания.
Эрзерумская операция – это наступательная операция Кавказской армии против 3-й турецкой армии в целях упреждения удара неприятеля и овладения неприступной крепостью Эрзерум в Турции.
Эрзерум (Эрзурум) был важным стратегическим пунктом. Он был главной базой 3-й турецкой армии, транспортным узлом, связывающим весь турецкий фронт. Эрзерумскую крепость нельзя было ни обойти, ни блокировать - город окружали труднопроходимые горы. Расположенная на высоте около 3000 м, хорошо защищенная фортами крепость считалась неприступной.
Лучше всего события тех дней описаны в книге русского генерала - Евгения Васильевича Масловского «Великая война на Кавказском фронте. 1914-1917 гг».
Он был непосредственным участником тех событий, штаб-офицером для поручений при Главнокомандующем войсками Кавказского военного округа.
Я собрал выдержки из этой книге, где упоминается 5-й Кавказский стрелковый полк, но книгу эту стоит прочитать всю.
(*Все выделения в тексте сделаны мной).
Итак.
«Эрзерумская операция.
Азанкейское сражение.
Когда вся подготовительная работа к операции была закончена, командующий Кавказской армией генерал Юденич… выехал экстренным поездом, (22-го или 23-го декабря вечером) в Тифлис, дабы испросить у Главнокомандующего разрешения дать решительное сражение туркам…
Получив разрешение на операцию…командующий армией наметил точное время перехода армии в наступление, которое было назначено: для 2-го Туркестанского корпуса — на 28 декабря, а 1-му Кавказскому корпусу — в ночь на 30 декабря.
… командиру 4-го Кавказского корпуса …в последние дни перед началом наступления было указано о передаче одного полка в 1-й Кавказский корпус с направлением его в Пассинскую долину. По этому приказанию в 1-й Кавказский корпус был передан 5-й Кавказский стр. полк.
В течение почти целого года, с окончания Сарыкамышского сражения… турки направляли все усилия для создания сильной укрепленной позиции в Пассинской долине на кратчайших путях к Эрзеруму.
…В ночь на 30-е декабря решительно атаковали турок части 1-го Кавказского корпуса на всем своем фронте…
…На фронте 1-го Кавказского корпуса напряжение боев достигло высочайшей степени; особенного упорства атаки достигли в Пассинской долине…
..командующий армией генерал Юденич…приказывает в ночь на Новый год перейти в решительное наступление на фронте от оз. Тортумгель до Мергемирского перевала.
Вечером под Новый год пошел сильный снег, сопровождаемый ветром, разыгралась метель, но все же части 2-го Туркестанского и 1-го Кавказского корпусов на всем фронте перешли в дальнейшее наступление; последнее происходило чрезвычайно медленно, так как снег, а местами сильная вьюга затрудняли до крайности наступление.
… страшное напряжение атак и громадные потери заставили турецкое командование поверить, что здесь, на кратчайших и лучших путях в Эрзерум, в центре Пассинской долины, русскими наносится главный удар…
Благодаря этому турецкое командование оставило без должного внимания район Сонамер — Илими — Маслагат — г. Коджут с сильно пересеченной дикой местностью, покрытой глубоким снегом, почти без путей.
В 9 часов утра 1-го января, когда снег перестал, и сразу наступила полная видимость, части левой колонны 4-й Кавказской стр. дивизии и 261-й пех. Ахульгинскии полк под покровительством мощной артиллерии энергично двинулись в атаку; они безудержным движением захватили с. Илими и продолжали наступление по северным склонам г. Джиллигель. К вечеру, после взятия Илими и продвижения вперед, наметился прорыв.
И если 1-го января наметился прорыв, то к вечеру 2-го января он был уже произведен.
Известие о прорыве и появлении русских войск в тылу распространилось быстро по всему фронту 3-й турецкой армии и произвело на турецкие войска, чрезвычайно до того упорно дравшиеся, ошеломляющее впечатление.
…поражение 3-й турецкой армии было сильнейшее. Турки понесли громадные потери убитыми, ранеными и пленными.
Цель, поставленная командующим Кавказской армией генералом Юденичем, при начале Азанкейского сражения — разбить живую силу противника, т.е. ее армию, до подхода к ней сильных подкреплений, — была в полной мере достигнута.
Но генерал Юденич, наблюдая высокий моральный подъем войск и учитывая результаты громадной победы… решил использовать так благоприятно сложившуюся обстановку для овладения оплотом турок в Анатолии — крепостью Эрзерумом.
… но Августейший Главнокомандующий категорически воспретил ему начинать штурм Эрзерума.
…генерал Юденич и его ближайшие помощники, по условиям обстановки, могли лучше проникнуть в духовную сущность происходивших на фронте боевых событий…
После повторной просьбы генерал Юденич получил разрешение, приняв на себя при этом всю ответственность за могущие быть последствия.
Подготовка к штурму Эрзерума.
По свойствам местности крепость Эрзерум нельзя было обложить небольшими силами Кавказской армии.
Всеми военными авторитетами крепость Эрзерум с укреплениями Деве-Бойну считалась неприступной для атаки открытой силой.
Учитывая все эти обстоятельства и приняв в расчет минимальное время, потребное для производства неотложных мер подготовки, командующий Кавказской армией генерал Юденич наметил временем для штурма конец января.
В соответствии с принятым планом штурма генерал Юденич делает следующие распоряжения:
…3) Командиру 4-го Кавказского корпуса приказывает сосредоточенные с началом Азанкейского сражения к правому флангу корпуса 5-й и 6-й Кавказские стр. полки передать в резерв армии.(5-й Кавказский стр. полк был тотчас же передан штабом армии в 1-й Кавказский корпус).
… Передовые позиции в Пассинской долине перед Деве-Бойну заняли: севернее шоссе — четыре дружины 33-й ополченской бригады, а южнее его — 5-й Кавказский стр. полк… к югу от Палантекена был выдвинут отряд генерала Чиковани в составе 2-й Кавказской ополченской бригады, Екатериноградского пех. батальона, четырех сотен и шести орудий.
66-я пех. дивизия и Донская пешая бригада сосредоточились в районе Гасан-калы в армейском резерве, а позади них вся конница.
Атака фортов и укреплений на…пространстве позиции Деве-Войну от форта Далангез …до Палантекенских фортов…с направлением…южнее хребта Палантекен, — была поручена 1-му Кавказскому корпусу… усиленного 5-м Кавказским стр. полком.
Эрзерумская операция: штурм Эрзерума.
К концу января 1916 г. все подготовительные мероприятия к штурму были закончены… Командующий армией назначил временем для начала штурма 8 часов вечера 29-го января 1916 г.
Штурм начался.
Атака поведена была так:
… 5) К югу от 39-й пех. дивизии на центр и правый фланг ДевеБойненской позиции перешли в наступление части 1-го Кавказского тремя колоннами в Пассинской долине и одной — по южную сторону хребта Палантекен. …
Правая колонна, в составе…33-й ополченской бригады, повела атаку на широком фронте между 39-й пех. дивизией и Эрзерумским шоссе, против фортов первой линии Узун-Ахмет-Каракол и Узун-Ахмет № 1; в середине, к югу от шоссе, в направлении фортов Кобурга, Орта-юк и Орта-юк-Илавези, перешел в наступление 5-й Кавказский стр. полк под командой полковника Докучаева; еще южнее — по северным склонам Палантекена, против форта Гяз двинулся 155-й пех. Кубинский полк 39-й пех. дивизии.
… к двум часам дня 30-го января мы владели уже двумя фортами первой линии…
…дружины Государственного ополчения (33-й ополченской бригады) и 5-й Кавказский стр. полк… должны были атаковать в лоб сильнейшую Деве-Бойнинскую позицию, покрытую на этом участке многочисленными фортами и вогнутую здесь в сторону Эрзерума…в течение ночи, сбив передовые части турок, подошли близко к первой линии фортов от Узун-Ахмет-Каракол до Орта-юк-Илавези, но с наступлением дня продвинуться далее не могли, неся громадные потери.
Весь день 31-го января атака укреплений, защищающих Эрзерум, продолжалась по всему фронту.
В Пассинской долине, перед центром Деве-Бойненской позиции, ополченцы, 263-й пех. Гунибский и 5-й Кавказский стр. полки продолжали нести серьезные потери от сильного артиллерийского огня противника и лишь немного продвинулись вперед.
С утра 1-го февраля на всем фронте Кавказской армии атака турецких позиций непрерывно продолжалась…
В Пассинской долине части, атакующие позицию Деве-Бойну, несли серьезные потери от перекрестного артиллерийского огня противника с искусно подготовленной знаменитой позиции, и лишь в немногих местах могли несколько продвинуться вперед. Три полка 39-й пех. дивизии выжидали сигнала для повторения решительного штурма форта Чобан-деде; ополченцы, 263-й пех. Гунибский и 5-й Кавказский стр. полки, на совершенно открытой с турецких позиций местности, по открытому плато, вдающемуся в вогнутую позицию турок, с трудом и очень медленно продвигались вперед, неся большие потери и привлекая на себя перекрестный огонь турок.
Наступило 2-е февраля.
В 4 часа 2-го февраля полки 39-й пех. дивизии начали решительную атаку форта Чобан-деде и прилегающего района, к атакующим присоединились и бакинцы, занимавшие форт Далангез, ими захваченный и удерживавшийся все время.
Одновременно перешли в решительное наступление и все части против центра и правого фланга Деве-Бойненской позиции, а именно: четыре ополченские дружины, 263-й пех. Гунибский и 5-й Кавказский стр. полки, а к югу от хребта Палантекен — части отряда генерала Чиковани.
К вечеру 2-го февраля в Пассинской долине было захвачено частью с боя, частью только что оставленные семь фортов позиции Деве-Бойну: 203-й пех. Гунибский полк захватил форт Узун-Ахмет № 1, ополченцы — Узун-Ахмет-Каракол, 5-й Кавказский стр. полк — Кобургу и оба Ортаюка.
*(в этих тяжелых боях 2-го февраля и был контужен брат моего прадедушки Трофимов Василий Филиппович)
На рассвете 3-го февраля части Кавказской армии начали подходить к самому Эрзеруму.
Рано утром 3-го февраля командующий Кавказской армией генерал Юденич, в сопровождении начальников оперативного и разведывательного отделений полковников Масловского и Драценко и личного адъютанта поручика Лаврентьева, выехал на автомобиле в Эрзерум.
Части Кавказской армии, выйдя в Эрзерумскую долину, продолжали преследование в беспорядке отступавших турок.
…10-го февраля был занят г. Испир. …еще ранее, 9-го февраля, 156-й пех. Елисаветпольский полк занял с. Еникей, а 155-й пех. Кубинский полк ночной атакой овладел с. Ашкалой.
На этой линии командующий армией приказал приостановить преследование.
Операция закончилась.
Казавшееся невозможным было совершено…»
Генерал-майор Е.В. Масловский
ВЕЛИКАЯ ВОЙНА НА КАВКАЗСКОМ ФРОНТЕ. 1914-1917 гг.