Найти в Дзене

Как один трейдер обанкротил старейший банк Англии

Ник Лисон — человек, который в свое время стал главной причиной краха одного из самых известных банков Великобритании, Barings. На данный момент он работает генеральным директором футбольного клуба Galway United в Ирландии. Не самая выдающаяся должность для человека, который в свои 25 лет начинал зарабатывать десятки миллионов долларов для своего банка. Его отец был штукатуром, но Ник сумел пробиться в мир финансов и быстро почувствовал себя звездой. Его ставки на рынке росли до миллиардов, но однажды он допустил крупный проигрыш и не смог остановиться. Убытки он тщательно скрывал от своего работодателя. Но когда у Barings закончились деньги и охота на Лисона началась по всему миру, он решил отдохнуть в шикарном отеле в Малайзии перед тем, как его, вероятно, ждет тюрьма. 23 февраля 1995 года руководство сингапурского отделения банка Barings получило странный факс от Лисона. Он был коротким: "Извините". Ник сам не отвечал на звонки – словно исчез. Когда руководство банка начало изучать
Оглавление

Ник Лисон — человек, который в свое время стал главной причиной краха одного из самых известных банков Великобритании, Barings. На данный момент он работает генеральным директором футбольного клуба Galway United в Ирландии. Не самая выдающаяся должность для человека, который в свои 25 лет начинал зарабатывать десятки миллионов долларов для своего банка. Его отец был штукатуром, но Ник сумел пробиться в мир финансов и быстро почувствовал себя звездой. Его ставки на рынке росли до миллиардов, но однажды он допустил крупный проигрыш и не смог остановиться. Убытки он тщательно скрывал от своего работодателя. Но когда у Barings закончились деньги и охота на Лисона началась по всему миру, он решил отдохнуть в шикарном отеле в Малайзии перед тем, как его, вероятно, ждет тюрьма.

23 февраля 1995 года руководство сингапурского отделения банка Barings получило странный факс от Лисона. Он был коротким: "Извините". Ник сам не отвечал на звонки – словно исчез. Когда руководство банка начало изучать его последние сделки, они были в шоке: оказалось, что Лисон проводил несанкционированные операции, которые привели к огромным убыткам, превышающим капитал банка.

Из-за разницы во времени в Лондоне новость о потере денег дошла лишь утром 24 февраля. Уже через час собрались экстренно на совещание.

Президент Barings, Питер Бэринг, сразу же позвонил главе Национального банка Англии Эдди Джорджу, который на тот момент отдыхал на швейцарском курорте. К сожалению, его лыжный уикенд прервался, и он первый же рейсом вернулся в Лондон.

К концу дня убытки удвоились. В субботу банк сделал официальное заявление для прессы. Питер Бэринг надеялся на поддержку Национального банка, который когда-то спас банк от краха в 1890 году. Но теперь помощь не пришла.

Вопрос уже стоял о продаже Bank Barings. Питер был готов обсудить любые условия. В шесть вечера пришло предложение от султана Брунея, но вскоре он отказался, когда узнал о масштабах финансовых проблем банка.

Это был конец. В понедельник суд признал Barings банкротом, и так закончилась 233-летняя история банка, разрушенная амбициями одного трейдера. Спустя неделю банк был продан голландской банковской группе ING за символическую сумму в 1 фунт.

Ник Лисон
Ник Лисон

История мальчика, погубившего целый банк

Ник Лисон родился 25 февраля 1967 года в Ватфорде, небольшом городе в Англии. Его отец, Вильям Лисон, был штукатуром и хотел, чтобы сын стал строительным инженером. Но у Ника были другие мечты — он стремился к престижной карьере в финансовом мире, хотя с математикой у него не всегда ладилось.

В школе Ник не раз проваливал контрольные по математике, но его упорство и сообразительность помогли преодолеть эти трудности. В колледже он учился на финансиста и успешно завершил обучение с неплохими оценками. Теперь перед ним стояла задача наладить карьеру.

Первым шагом к успеху стало его трудоустройство в банк Barings в 1989. В течение трех лет Ник изучал сложные процессы банка, работая с биржевыми контрактами.

Ник быстро освоился и стал экспертом в документообороте банка. Его начальство удивлялось его успехам, и в 1992 году его направили в сингапурское отделение для работы со спекуляциями на фондовых рынках Юго-Восточной Азии. Хотя он уехал туда простым маклером, это явно считалось повышением, ведь именно в Азии происходили основные финансовые операции.

В его обязанности входило выполнение заказов клиентов на покупку и продажу акций, а также арбитражные сделки с фьючерсами на фондовых биржах в Осаке и Сингапуре. Их суть заключалась в том, чтобы зарабатывать на разнице цен, возникающей из-за разных часовых поясов этих торговых площадок. Ник покупал фьючерсы в Японии, а затем продавал их в Сингапуре, когда цена поднималась.

Статистика говорила сама за себя: в 1993 году Лисон заработал для банка 8.83 миллионов фунтов, что составило около 10% всей прибыли Barings в Сингапуре за тот год. На следующий год он уже принес 28.53 миллиона фунтов, а только за первые месяцы 1995 года — 18.57 миллионов. Его вознаграждение также росло — вместе с окладом в 200,000 фунтов в год он получал премии, которые в феврале 1995 года достигли 1 миллиона.

Начиная с должности простого маклера в 1992 году, Ник быстро поднялся до главного маклера и управляющего бэк-офисом (службой оформления сделок) сингапурского отделения Bank Barings. Он отчитывался не перед местными начальниками, а напрямую перед лондонским офисом, что подчеркивало его влияние.

Ник стал звездой не только в своем банке, но и среди конкурентов, которые внимательно следили за его сделками, изучая его успешные практики. Всё, казалось, шло прекрасно.

Жизнь на пике успеха

Ник Лисон был дружелюбным и веселым человеком, с которым было легко работать. Его ценили начальство и уважали подчиненные. Он не скупился на премии — по итогам 1993 года его команда получила бонусы в размере годовой зарплаты.

Все, казалось, было хорошо, но были и серьезные скандалы, такие как исключение из местного крикетного клуба за расистские высказывания и драку. Один из брокеров сингапурской биржи позже сказал о Нике: "Он был обычным парнем, и я бы никогда не подумал, что именно он станет причиной краха Barings".

Закат

На самом деле дела у банка Barings шли все хуже, но только Ник Лисон это знал. Он был слишком амбициозен, чтобы довольствоваться небольшими доходами от безопасных сделок и годами накапливать незначительное богатство.

Сразу после перевода в Сингапур Ник попытался провести несколько несанкционированных операций с надеждой заработать большие деньги для банка и получить одобрение начальства. Однако, неожиданно для себя, он понес убытки. Это стало для него концом. Позже Ник вспоминал: “Я чувствовал, что вокруг меня сужаются стены, и все уходит из-под контроля. Меня гнал вперед страх показаться неудачником среди коллег, и этот страх меня подавлял”.

Чтобы найти выход из ситуации, Лисон использовал свое знание финансового учета банка. Он начал скрывать убытки внутри системы учета Barings. Почти три года никто из множества сотрудников и внешней аудиторской компании Deloitte & Touche не замечал, что банк теряет миллионы.

Система, придуманная Ником, основывалась на проведении встречных сделок. По правилам биржи такие сделки допустимы: если маклер получает приказы на покупку и продажу одинакового количества контрактов по одной цене, он может провести взаимозачет. Ник проводил такие сделки, используя счета с различными ценными бумагами и счет 88888, называемый “Невыясненные ошибки”. Чтобы прикрыть свои махинации, Лисон разносил операции по времени и выставлял их неравными суммами. Внешним аудиторам он показывал фальшивые письма от своего начальника Саймона Джонсона, которые подтверждали законность его операций. Но команда аудиторов узнала об этом только после краха банка.

Таким образом, в 1992 году Ник спрятал убытки на сумму 2 миллиона фунтов. В 1993 году эта цифра возросла до 21 миллиона, а в 1994 году достигла 185 миллионов. К сожалению, после каждого проигрыша Лисон надеялся отыграться, и с каждым новым убытком ему приходилось рисковать все больше.

К началу 1995 года Ник достиг пика своей карьеры мошенника. Он накупил фьючерсы на индекс Nikkei-225, пока их стоимость колебалась между 19 000 и 20 000 пунктами. После землетрясения в Кобе 17 января индекс упал, но Ник продолжал покупать контракты, надеясь, что рынок изменится. Почти удалось, но в это время у Barings закончились деньги. Открытая позиция Ника в это время составила 29 миллиардов долларов.

В первые два месяца 1995 года убытки от операций составили 619 миллионов фунтов, что превысило собственный капитал банка. Тем не менее, Ник "нарисовал" прибыль в 18,57 миллионов фунтов, но общий ущерб на тот момент уже превысил 827 миллионов фунтов, или 1,4 миллиарда долларов. Начальство узнало о потерях лишь после прощального факса Ника с записью: “Извините, шеф”.

Время действовать

Поняв, что все кончено, Лисон не пытался скрыться. Вечером он разослал друзьям факсы с извинениями, что не сможет отпраздновать свой день рождения. Затем спокойно уехал на такси в аэропорт вместе с женой, которая перед этим заплатила 350 долларов служанке за последний месяц.Под своей настоящей фамилией он вылетел в Куала-Лумпур, где поселился в роскошном отеле Regent, расплатившись за номер картой Barings. Там он провел свою последнюю неделю на свободе, отмечая 25 февраля свой день рождения. 2 марта он прилетел в Франкфурт, где сдался властям.

-3

В декабре 1995 года суд в Сингапуре приговорил Лисона к шести с половиной годам тюрьмы, признав, что он неумышленно нанес ущерб банку и его акционерам. В тюрьме у Ника обнаружили рак толстой кишки, и его прооперировали. Благодаря хорошему поведению его освободили через три с половиной года.

Жизнь Ника Лисона после тюрьмы

После выхода на свободу Ник Лисон не вернулся в Англию, а переехал в Ирландию. Там он не испытывает финансовых трудностей и даже наслаждается новой карьерой. Лисона часто приглашают выступать на различных конференциях, и за свои выступления он требует не менее 100 000 долларов.

Ник неоднократно делился своим опытом не только с корпоративной аудиторией, но и с университетскими студентами, включая Оксфорд, Тринити-колледж в Дублине и колледж университета в Корке. Он также проводил лекции в других странах, таких как Голландия, Новая Зеландия и Южноафриканская Республика.

Ник Лисон сейчас
Ник Лисон сейчас

Его откровенные рассказы о жизненном опыте привлекают внимание слушателей, вызывая у них любопытство, серьезный интерес и порой искреннее сочувствие. Гибель банка Barings и его роль в этом событии остаются одной из самых увлекательных историй в современной финансовой истории.

К тому же, недавно утратило силу соглашение, требующее, чтобы Лисон передавал часть своих доходов ликвидаторам Barings. В настоящее время он также продолжает заниматься торговлей финансовыми инструментами, но теперь исключительно за собственный счет.