Эпиграф – делай добро и бросай его в воду
армянская пословица
Хорошо бродить по свету с карамелькой за щекою… Друзья, недавно получил сообщение на бусти и так оно меня порадовало, что не могу не поделиться с вами. Я люблю приключения и на своем опыте знаю, что сделать плавсредство своими руками и отправится на нем в путешествие это незабываемое ПРИКЛЮЧЕНИЕ. И это большое везение найти друзей, которые разделят твой энтузиазм и составят компанию в таком приключении. Я завидую Андрею, который прислал мне такое сообщение и сейчас делюсь своей завистью с вами. Возможно, прочитав этот текст вы тоже сподобитесь на свое приключение…
Приключение по мотивам видео: https://dzen.ru/video/watch/62dd2ffe9dd6b7359b761965 и https://dzen.ru/video/watch/62dd491dfd26fa623a3b0fb7
Здравствуйте, давно хотел поведать вам об одном сплаве на лодках из стрейч-пленки.
Немного предыстории. Был тогда 2021 год, наша группа — студенты крайнего курса одного из ВУЗов города Казань. Своего рода ― энтузиасты. По зову сердца, и уверен, других не менее интересных частей тела, уже четвёртый год состояли в местном аэроклубе (фото), который лично тащил один человек — основатель и руководитель. Аэроклуб располагался на первом этаже общежития, там была и своя мастерская, где мы проводили много времени.
Грешным делом он подсадил нас на водный туризм. Ходил с нами на сплавы, всё организовывал, доставал оборудование и байдарки. Так продолжалось несколько лет, но потихоньку пути воспитанников клуба расходились. Возникали различные неурядицы, и отношения с руководителем, к сожалению, испортились.
С другой стороны, желание пойти на сплав и жажда приключений не улетучились никуда. Очень хотелось самим сплавиться, без надзора и руководства. Доказать себе и своим товарищам, что мы тоже что-то можем. Только была одна маленькая проблемка. Как большинство уважающих себя студентов, мы были бедны как церковные мыши. Денег с трудом хватало на жизнь. Купить себе хорошие байдарки мы не могли. В аренду взять тоже не получалось. Авито предлагал уж совсем какие-то сомнительные плавсредства за наш бюджет. Долго искали и уже хотели было отказаться от этой идеи, но однажды я наткнулся на видео Адвоката Егорова по лодке из стрейч-пленки. Сгорая от нетерпения, показал этот видеоролик своим товарищам. В процессе просмотра молчаливая договорённость созрела сама внутри наших голов. В распоряжении была мастерская, горы и горы строительного хлама, а также «Леруа». Тем более все мы — будущие конструктора или пилоты. Руками и головой работать умеем! (фото)
Ввиду того, что общага и родной универ, нам ветровальных деревьев не предоставили, обходились чем было. Не получилось сделать каркас из природных материалов. Решили делать следующим образом. Стрингера были выполнены из стекловолоконной арматуры диаметром 6 мм, шпангоуты — из полипропиленовых труб для воды диаметром 25 мм. Замыкалась лодка спереди и сзади «концевыми шайбами». Т.е. парой мини-шпангоутов из фанеры 10 мм с отверстиями под стрингеры. Отверстия в каждой «концевой шайбе» были смещены на пару мм радиально, по центру была шпилька М10. В процессе стяжки шайб шпилькой арматура изгибалась и заклинивала. Так конструкция замыкалась в единый силовой контур. (фото) Шпангоуты делались с помощью строительного фена гибкими. Для них был изготовлен шаблон (фото), который гордо именовался «теоретический контур», и «контурок» поменьше — для носового и хвостового шпангоутов. Соединяли мы это с помощью изготовленных собственноручно «хомутателей» из одноименного видео всё того же Адвоката Егорова. Процесс хомутания тут же был обозначен не иначе как «Аадвокатить». Так и прилип этот термин! Забегая вперёд, «Аадвокатить» пришлось очень много, но это того стоило.
Первый образец был оперативно собран из подручных материалов. Что не лезло, подпиливали вручную, растачивали на мини-токарном станке, печатали втулки для весла на 3D-принтере. Работа кипела. Всем хотелось поскорее испытать лодку. Ранним утром на крыше «девятки» мы привезли лодку на берег Казанки. Все были максимально собраны и не очень верили в успех. Лодка из стрейча! Дикость! Но, собрав всю решимость, я первым уселся в лодку, плавно оттолкнулся от берега… и без проблем поплыл. Радости не было предела. Сплаву — быть! С берега кричали ребята, и я причалил. Тут проявилась первая «детская болезнь»: в местах соединения хомутов металлические части протирали стрейч, и герметичность нарушалась. Не сильно, но идти так было нельзя. Чтобы было понятнее, немного расскажу о маршруте и погодных условиях.
В Казанских окрестностях у туристов-водников есть традиционный маршрут на майские праздники. Исходный пункт маршрута — н.п. Суслонгер на реке Юшут, конечный пункт — Красногорский мост на реке Илеть (карту прилагаю). Всего около 45 км по воде. Простой маршрут для сплава выходного дня. Однако есть некоторые нюансы. Речка Юшут — маленькая, весной набирает силу и становится пригодной для сплава. И вместе с водой прибывает различный мусор; падают деревья, перекрывая реку. Отовсюду торчат острые ветки. Ничего страшного, но нужно быть начеку. Там даже на традиционной лодке порваться очень легко, особенно это чувствуется в начале, когда речка очень мелка и извилиста.
Но вернёмся к лодкам. Во время второго испытательного «вылета» обнаружилась вода на дне. Нужно было что-то решать. Нужно было чем-то закрыть внешнюю часть шпангоутов с хомутами, причём так, чтобы это что-то не сползло при намотке стрейча. Задача оказалась непростой. Не знаю, как бы мы её решили, но тут помог случай. Однажды вечером двое наших товарищей возвращались домой на той самой «девятке». И вышло так, что из впереди ехавшего грузовика то ли вывалился, то ли оторвался кусок резинового полотна (!). Машина с ребятами увернулась и затормозила. Водитель пропажу не заметил и быстро исчез из виду. Переведя дух и обсуждая ситуацию, они стали осознавать, что решение с «прокладкой» для шпангоутов лежит прямо перед ними…
Так и вышло. Материал прихватили с собой и разрезали на четыре — по количеству лодок. Ввиду прочности и его предназначения прозвали его коротко — «броня». С учетом всех обстоятельств и того, что представляла река, конструкция шкуры лодки была доработана. Теперь она представляла собой трёхслойный пирог (фото). Первый слой — тонкий «герметичный». Стрейч в пару мотков с нахлёстом вполвину. По краям — скреплён скотчем. Второй слой — «броня». Третий — плотно намотанный стрейч, который прижимает броню к герметичному слою и предотвращает трение металлических хомутов, а также соединяет конструкцию в единое целое. Крайний слой — из черного стрейча для красоты.
Вообще лодка получилась очень крепкой, хоть и тяжеловатой. Сломать стрингер или шпангоут на ней практически нереально. Наконец, конструкция была «утверждена». Дело за малым, таких нужно ещё три. Решили собрать каркасы заранее, а на берегу реи только накинуть стрейч.
На сплав четыре лодки повезли на крыше многострадальной «девятки» (фото). Прибыв на место, стали разгружаться. В тот день мы были в центре внимания. Не скажу, что мы на это не рассчитывали. Среди нестройных рядов «Тайменей», «Хатанг» и катамаранов наше самодельное чудо было в новинку. Многие походили, смотрели, спросили. Кто-то хвалил, кто-то смеялся, кто-то бил пяткой в грудь, что мы кильнёмся за первым поворотом, кто-то спорил на шашлык. Однако мы в это время были заняты и максимально сконцентрированы на сборке лодок. На всё про всё ушло часов пять, но мы были очень горды тем, что получилось (фото).
Собрав все пожитки в гермомешки (тоже самодельные) из плёнки для теплиц, мы двинулись в путь. Сначала было немного непривычно. Лодка получилась очень юркая, но потом мы вошли в азарт и начали бойко проходить препятствия, вызывая удивление и, может быть, даже восторг у других сплавляющихся. Так прошёл час, пока на пути не встретилась «расческа». Вся компания успешно преодолела препятствие, но я зацепился веслом, меня развернуло, и судно начало заворачиваться с возрастающим креном. Пришлось аварийно покидать. Но, слава богу, всё обошлось. Высушились, отогрелись, поели, переночевали и двинули вперёд. Дальше всё было без приключений, и дошли мы спокойно, вызывая у всех неизменный интерес. Под конец маршрута с берега даже услышали что-то вроде: «что мы совсем отбитые и в жизни нам чего-то не хватает, в отличие от нормальных людей». Но, что и говорить, наверное, это даже неплохо. Потому как все самые яркие эмоции и впечатления обычно располагаются за воротами тёплого, уютного и обжитого жилища, к которому так привыкли все нормальные люди.
После (фото) лодки были разобраны и хранились в гараже до мая 2024, когда мы снова их собрали и прошли всё тот же маршрут. Правда, самодельных лодок в нашей компании поубавилось. Я за это время купил себе одноместный «Викинг». Но так же лодки снова успешно преодолели маршрут. Сейчас снова лежат в гараже и дожидаются своего часа.
Вот такая история про славные эти дела. От себя и от команды, говорим большое спасибо! Вы вдохновили нас сделать, то, что мы будем вспоминать всю жизнь. Да и вообще каждый раз когда садишься в такую лодку, начинаешь испытывать восторг. Сделана практически из того что было под ногами, но задачи решает там где и обычной лодке порваться не стыдно. Удивительно!
Желаем Вам творческих и жизненных успехов! Ждем и смотрим каждое видео. Подача и контент просто не имеют аналогов. Уверен, что как будет время, обязательно попробую сделать ваш ЖЖЖЖбан), но тут как выйдет. Только собраться с силами и описать наши приключения вышло почти четыре года спустя.