Найти в Дзене
Трудовая Самара

Сергей Смертин: «Жигулевск стоит на грани техногенной катастрофы»

В г. о. Жигулевск объявлен конкурс на замещение должности главы города. Впервые за всю историю проведения конкурсов на пост главы г. о. Жигулевск претендует представитель КПРФ. На вакантную должность выдвинут секретарь местного отделения КПРФ, член Общественной палаты города, председатель Общественного Совета по развитию садоводства г. о. Жигулевск Смертин Сергей Валерьевич. В интервью газете «Трудовая Самара» он рассказал о своем видении решения накопившихся городских проблем. – Сергей Валерьевич, расскажите, почему решили принять участие в конкурсе? – Жигулевск – мой родной город, в котором я родился, живу и планирую свое будущее. Здесь живут мои дети. Соответственно, его судьба, его будущее мне небезразличны. Моя активная жизненная позиция не позволяет мне оставаться равнодушным. У меня есть программа развития города Жигулевска, а накопленный опыт в общественно-политической жизни поможет реализовать намеченный план. – На протяжении последних 7 лет в г. о. Жигулевск сменилось 6 глав.

В г. о. Жигулевск объявлен конкурс на замещение должности главы города. Впервые за всю историю проведения конкурсов на пост главы г. о. Жигулевск претендует представитель КПРФ. На вакантную должность выдвинут секретарь местного отделения КПРФ, член Общественной палаты города, председатель Общественного Совета по развитию садоводства г. о. Жигулевск Смертин Сергей Валерьевич. В интервью газете «Трудовая Самара» он рассказал о своем видении решения накопившихся городских проблем.

– Сергей Валерьевич, расскажите, почему решили принять участие в конкурсе?

– Жигулевск – мой родной город, в котором я родился, живу и планирую свое будущее. Здесь живут мои дети. Соответственно, его судьба, его будущее мне небезразличны. Моя активная жизненная позиция не позволяет мне оставаться равнодушным. У меня есть программа развития города Жигулевска, а накопленный опыт в общественно-политической жизни поможет реализовать намеченный план.

– На протяжении последних 7 лет в г. о. Жигулевск сменилось 6 глав. Все они были выходцами из бюрократического аппарата, однако надолго не задерживались. Год-два – и уходят на повышение, так и не успев ничего сделать. Последуете ли вы их примеру?

– Наверное, с точки зрения самой государственно-муниципальной системы управления нет ничего плохого в том, что перспективные кадры на посту главы города получали определенный опыт и впоследствии по административной лестнице шли наверх. Но я не человек системы. Я не вижу себя в амплуа управляющего каким-то другим городом, и высокие должности в государственном аппарате мне неинтересны. Моя цель – решить многолетние проблемы, которые стали неотъемлемой частью жизни нашего города, и вывести его на качественно новый уровень развития. В принципе, я это уже делаю, только с меньшими рычагами влияния и меньшими полномочиями. Я получаю поддержку не только от своих товарищей по партии, но и от жителей города, которые задолго до того, как я решился на участие в конкурсе, при встрече со мной удивлялись, что я все еще не попытался стать главой.

– Как вы считаете, предыдущие градоначальники верным курсом шли? Или допустили какие-то ошибки, что-то сделали неправильно?

– Я бы хотел обратить внимание не на ошибки, а на возможности главы г. о. Жигулевск. С укреплением вертикали власти, которая продолжается до сих пор, главы городов заняли свое место в определенно жесткой иерархической структуре. Все решения согласовываются с вышестоящим руководством. Поэтому действия глав городов отличаются малой степенью самостоятельности. При этом Жигулевск – дотационный город. Официальные цифры говорят о стагнации, а не о его развитии. Главы Жигулевска, несмотря на предпринимаемые действия, не смогли добиться качественных изменений. На мой взгляд, решение многих вопросов требует больше политической воли, самостоятельности, решительности и иных качеств, которые бывшие главы не проявили. Поэтому один из пунктов моей программы – возврат прямых выборов мэра. Считаю, что избранный на народном голосовании глава города будет более самостоятелен в своих действиях. Он будет в первую очередь подотчетен своим избирателям – жителям города, чью волю он должен исполнять.

– Вы отметили, что Жигулевск – дотационный город. Почему бюджет не наполняется? Не собираются налоги?

– Налоги собираются. Просто централизация налоговой системы привела к перераспределению налоговых сборов в пользу регионального и федерального бюджетов. Большинство жигулевцев еще помнят, как город получал предостаточно средств за счет налоговых поступлений от крупных промышленных предприятий. Более того, наличие Жигулевской ГЭС позволяло городу получать «водный налог» с каждого киловатта. Но после налоговой реформы город лишился значительной части своих доходов. Теперь в бюджете города остались лишь две статьи, по которым идет его наполнение: земельный налог и налог на доходы физических лиц. Разумеется, этого недостаточно. Теперь город вынужден инициировать всевозможные прошения, чтобы получать дотации. Поэтому, как и многие другие города, Жигулевск оказался в зависимости от регионального и федерального центров.

– Как же вы в таких условиях планируете воплощать программу по развитию города? Неужели предыдущие главы «плохо просили»?

– Дело не в том, что плохо просили. Дело в том, что больше выпросить уже крайне сложно. Жигулевск должен работать над увеличением собственных доходов, необходимо создать условия для увеличения городской казны. В первую очередь за счет земельного налога. В границах г. о. Жигулевск остается очень много неосвоенной земли, у которой нет хозяев. Это комплексная проблема, которую необходимо решать за счет повышения эффективности работы органов местного самоуправления. Потенциал у местного аппарата управления есть, и этим необходимо заниматься.

Например, у нас на протяжении нескольких лет недостаточно эффективно используется механизм т. н. «дачной амнистии». В настоящее время садоводческие участки составляют не менее 20% территории г. о. Жигулевск, однако значительная часть земель не оформлена. Что такое «дачная амнистия»? Это упрощенная процедура по передаче муниципальной земли в собственность садоводов. Данный механизм позволяет, по сути, у ничьей земли появиться собственнику, который будет за ней ухаживать, сооружать постройки и платить за нее налоги. Однако на практике, несмотря на то, что процедура упрощена, существует административный барьер. Практика показала, что бюрократическое бездушие сможет свести на нет даже такую замечательную инициативу, как «дачная амнистия». По моему мнению, полноценная «дачная амнистия» создаст серьезный задел для пополнения бюджета г. о. Жигулевск.

– Какие еще меры по наполнению бюджета вы могли бы предложить?

– Считаю, что в городе нужно восстановить муниципальную автотранспортную колонну для осуществления пассажирских перевозок. Анализ деятельности коммерческого перевозчика показывает, что пассажирские перевозки – прибыльный бизнес. Так почему бы не создать муниципального перевозчика, который бы приносил доходы в бюджет? Есть и другие механизмы, которые помогут бюджету города приблизиться к точке безубыточности. Или муниципализация рынка в сфере коммунальных услуг. Перспективным видится рынок ритуальных услуг.

– Каким направлениям вы будете уделять приоритетное внимание?

– Планирую сконцентрироваться на социальном блоке и на сфере ЖКХ. Это то, с чем жители города сталкиваются ежедневно. Посмотрим на состояние ЖКХ. Жигулевск унаследовал коммунальную инфраструктуру, которая была создана в период его строительства в 50–60-х гг. Износ фонда ЖКХ, по разным оценкам, составляет от 90 до 100%. Город стоит на грани техногенной катастрофы. Наибольшие проблемы наблюдаются в теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении. В последние годы было реконструировано всего 3 котельных из 20, и то благодаря участию в федеральном проекте, который, кстати, не предусматривает реконструкцию остальных. Ремонт и реконструкция остальных коммуникаций даже и не планируется, несмотря на такой критический износ. Количество аварий на теплосетях каждый год растет. Весь город усыпан провалами и напоминает лунный пейзаж.

В 2015 г. с АО «СамРЭК» было заключено концессионное соглашение, которое предусматривало передачу городских теплосетей, систем водоснабжения и водоотведения в пользование частной компании. «СамРЭК» обязался инвестировать значительную сумму в модернизацию коммунального хозяйства. Срок концессионного соглашения истек в январе текущего года. Однако город инвестиций так и не увидел. Дошло до того, что обеспечивающие город магистральные трубы большого сечения с огромным давлением в случае аварии не менялись. На них просто крепились хомуты, чтобы устранить течь. Одним из способов профилактики порыва на трубах 50-летней давности стало снижение давления.

Перед городом стоит вопрос, заключать ли новый концессионный договор. Очевидно, что в малый город серьезный инвестор не пойдет. Задача частного инвестора – не решение коммунальных проблем, а извлечение прибыли. Никакие инвестиции в практически «убитую» коммуналку в обозримом будущем прибыль не принесут. Администрация издала постановление о продлении обслуживания коммунальных сетей компанией «СамРЭК». А дальше что? Никто не хочет этот вопрос обсуждать и никакого решения не предлагается. Но так долго продолжаться не может. Считаю, что муниципальная власть должна привлечь внимание региональной власти к существующей проблеме. Признание проблемы, ее публичное обсуждение с жителями, с местной думой, с региональными властями уже будет большим шагом на пути ее решения.

– Какова ситуация в социальной сфере?

– Непростая ситуация в системе здравоохранения. В Жигулевске закрылся последний родильный дом. Раньше из Тольятти приезжали роженицы, потому что знали, что будут обласканы квалифицированной медицинской помощью и доброжелательным персоналом, что для этой категории благополучателей немаловажно. Но потом роддом закрыли под предлогом проведения ремонта, после чего он так и не открылся. Из уст капиталистов звучали циничные слова о том, что рожениц якобы стало мало, поэтому роддом «нерентабелен». Теперь жительницы Жигулевска ездят рожать в Тольятти. Недавно городская больница осталась без неврологического отделения. «Капитализация» системы здравоохранения привела в упадок всю медицинскую помощь. В городе острая нехватка врачей в бюджетной сфере. Условия, которые создаются для выпускников медицинских вузов, явно недостаточны для того, чтобы те шли трудоустраиваться в бюджетные медучреждения. На первый взгляд, муниципалитет ничего не может сделать, чтобы хоть как-то исправить ситуацию. Данными вопросами занимается министерство здравоохранения Самарской области. Но есть определенные стимулирующие механизмы по привлечению кадров. И в этом вопросе город не должен оставаться безучастным!

– Какие еще проблемы города можете отметить?

– Демографическую проблему, но она является следствием социальных условий жизни в городе. Статистика фиксирует катастрофическую убыль населения. Люди в поисках благоприятных условий покидают город. Растет смертность, в том числе среди лиц трудоспособного возраста. Количество жителей ежегодно сокращается на 1000 человек. Для города численностью 50 тыс. человек – это катастрофический показатель.

– Есть в Жигулевске потенциал для его дальнейшего роста и развития?

– Безусловно, такой потенциал у Жигулевска есть. В городе базируется несколько крупных предприятий, которые развиваются и создают новые рабочие места. Большой потенциал у туристического направления. Данный вид индустрии уже много лет пытается получить развитие, но то, как это делают, не выдерживает никакой критики.

– Какую политику вы будете реализовывать на посту главы города?

– Первое – повышение ответственности органов местного самоуправления перед жителями. Второе – вынесение критически важных городских проблем на региональный и федеральный уровень. Третье – создание максимально комфортных условий для жизни в городе. Решение вопросов ЖКХ и социальной сферы, с которыми сталкивается каждый житель города в своей повседневной жизни.