8 августа 1953 года родился Виктор Авилов, актер, чья жизнь была словно преследуема смертью, которая настойчиво призывала его в свои объятия.
Его путь в искусстве был ни таким как у всех, и это подтверждают попытки приукрасить его историю. Есть легенда, будто режиссер Театра студии на Юго-Западе Валерий Белякович, увидев парня с неординарной внешностью, когда хотел поймать попутку, сразу пригласил его в труппу.
Однако сам Авилов, устав от этих рассказов, раскрыл менее романтичную историю:
«Я учился в одном классе с младшим братом Валерия Беляковича — Сергеем. В то время Валерию Романовичу пришла идея создать театр. Будущих актеров он набрал в Востряково, в основном это были одноклассники Сергея. Когда старший Белякович спросил: «А почему Авилов?» — младший ответил: «А он анекдоты здорово рассказывает». Из той команды, которая начала посещать студию, остались только двое: Сергей Белякович и я».
Хотя сам актер вроде и «напустил туману», создав впечатление, что он сразу со школы попал в театр, в действительности к 1974 году, когда он первый раз вышел на сцену, Авилов уже закончил техникум, отслужил в армии и поработал водителем большегруза.
Таким образом, алкоголь, ставший впоследствии его проклятием, появился в его жизни раньше, чем он стал выходить на сцену.
Как-то актер сказал:
«Я столкнулся с пьянством еще до того, как стал актером, когда работал водителем. Я был профессионалом, несколько лет возил песок из Рублева на стройки Москвы. Все мужики на автобазе пили. Быть белой вороной было неудобно. Когда надоедало, я увольнялся, лето проводил на природе, ловил рыбу, а потом снова устраивался на работу, и все начиналось заново».
Попадание в театральную труппу человека, работавшего до этого только шофером проясняет, почему Виктор Авилов не хотел получать профессию актера. К чему все это? Профессиональным актером он стал на сцене, блистательно играя в «Женитьбе».
Театр студия на Юго-Западе стал настоящим домом актера. Впоследствии Виктор именно сюда привел младшую сестренку Ольгу, которая влюбилась в Сергея Беляковича. Вскоре и сам Виктор нашел свою любовь в этой студии — актрису Галину Галкину.
Окончательно Авилов оставил профессию водителя в 1979 году, когда Белякович предложил ему сыграть много интересных ролей.
Гамлет стал вершиной его мастерства. Пресса заговорила о его трактовке, спектакль показали за границей, где он также имел успех.
Авилов впечатлял своей нестандартной внешностью и манерами. В нем чувствовался дух Серебряного века с его мистикой и одновременно угадывалось что-то от европейских аристократов.
Его лицо было просто создано для экрана, но кинематограф пошел по легкому пути, эксплуатируя внешность актера, не замечая его глубину.
Первая знаковая роль Виктора Авилова была в картине «Господин оформитель», где он был великолепен. Впрочем, как и все, кто работал над этой картиной. Фильм рекламировался как «Первый советский фильм ужасов», но, несмотря на интерес зрителей, кассовых сборов он не собрал.
Решив сниматься, Авилов впервые не послушался Беляковича. Он говорил:
«В нашем театре существовал запрет на съемки. До «Господина оформителя» я отклонил много предложений. Сниматься в этом фильме я поехал в свой отпуск, несмотря на запрет. Белякович боролся с популярностью своих актеров».
Если бы Авилов сыграл у Дыховичного вместо графа Монте-Кристо, его карьера сложилась бы по иному. Затем Авилов снялся, опять же у Хилькевич в картине «Мушкетеры двадцать лет спустя», в роли отрицательного персонажа Мордаунта. А «Петербургские тайны» на фоне общего безрыбья смотрелись неплохо.
Актер говорил, что его роль в «Маскараде» осталась незамеченной, зато все помнят Монте-Кристо. Объясняя свои неудачи в кино, он говорил:
«Когда соглашаешься на роль, еще не знаешь, что получится. Даже во время съемок не всегда понятно. Иногда пытаешься играть серьезно, а при монтаже добавляют глупую музыку, и все выглядит нелепо».
Тем не менее, именно благодаря кинематографу Виктор Авилов стал знаменит. Его узнавали прохожие, но он уже тогда понимал, что его время уходит.
В 1990 году умерла его сестра Ольга. Вскоре актер разрушил свою семью, где росли две дочери.
По словам Хилькевича, развод стал возможен из-за загулов Авилова, который не всегда понимал, что с ним происходит. Однажды он пришел на съемки пьяным.
Хилькевич вспоминал:
«Я снимал пьющих актеров, но они никогда не позволяли себе такого. Я отменил съемку и дал Вите три дня на то, чтобы прийти в себя. Мы серьезно поговорили, и до конца съемок он больше не срывался. Но в остальное время его загулы становились все сильнее, и это, вероятно, стало причиной его ухода из семьи».
Театру на Юго-Западе после перестройки стало сложно выживать. Но в 1993 году Авилов получил одну из самых заметных своих ролей — Воланда в «Мастере и Маргарите». Когда он был с театром на гастролях в Германии, у актера случился острый приступ язвенной болезни. Его госпитализировали – дважды врачи фиксировали остановку сердца, но тогда его удалось вытащить с того света.
После этого сразу заговорили, что влезать в образ Воланда, это все равно, что играть со смертью. Почему другим актерам это удавалось без последствий, а Авилову нет, остается загадкой. Но его энергетика действительно была особенной. Многие говорили о его экстрасенсорных способностях, и, возможно, он бы стал отличным ведущим «Битвы экстрасенсов».
В 1999 году смерть снова напомнила о себе. Авилов начал борьбу с туберкулезом, год провел в больнице и получил вторую группу инвалидности. Он ушел из штата театра, но продолжал играть в трех спектаклях по договору. Его талант был востребован, и он даже пережил творческий подъем.
В июне 2004 года у него обнаружили онкология желудка на поздней стадии. В отчаянии он поехал в Новосибирск, к местному целителю Геннадию Маркову, чьи методы впоследствии были признаны мошенническими. Когда актера не стало все обвиняли Маркова, но, как сказала вдова актера:
«Нам никто не давал гарантий, просто согласились помочь в порядке эксперимента».
Смерть победить не удалось, она всегда побеждает, но то, что создано душой, остается навсегда. Виктора Авилова помнят и любят до сих пор.