Найти в Дзене
Святые места

Модель правильного отношения к Богу. Иерей Константин Корепанов

Четвертый стих 36 Псалма:

«Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего».

То есть услаждайся Господом, и Он исполнит прошение сердца твоего. А чуть ниже, в седьмом стихе:

«Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку, творящему законопреступление».

То есть, с одной стороны, Господь предлагает: насладись Господом, и он даст тебе все то, о чем ты просишь. Но мы все делаем не так, мы думаем не так, а раз думаем не так, то и делаем не так. «Нет, сначала ты мне дай, а когда ты дашь, я тобою наслажусь». Нет, ты же насладишься не Господом, ты насладишься подарком. А ты сначала насладись Господом, а потом получишь в подарок все, что захочешь.

«Так как же? Нет, не такой же порядок вещей — надо получить подарок, и мне будет хорошо». Но не так же все. В нашей повседневной жизни как все работает? Вот есть отец, у него есть семья, дети. Чтобы папа привез то, что нужно по сердцу ребенку, что нужно? Чтобы он аленький цветочек достал, что нужно?

Надо любить папу. Он не станет доставать аленький цветочек человеку, который его не любит, с которым у них нет теплых, нежных отношений. «Ну, привезу тебе какой-нибудь там сухофрукт турецкий, что тоже неплохо для Новгорода. Но расшибаться и искать аленький цветочек ради тебя не буду». Понимаете?

То есть сначала нежные отношения между ребенком и родителем, и тогда родитель в лепешку расшибется, чтобы достать то, что хочет ребенок. Так оно в жизни и по сказкам, и по прозе, и по нашим собственным детям, что мы готовы исполнить любое прошение ребенка, если ребенок нас любит.

Мы испытываем эту любовь, мы понимаем, что само пребывание ребенка рядом с нами для него является утешением, ему ничего от нас не надо. Он просто нам рад. И нам ради этой любви ребенка хочется сделать что-то особенное. Хочется как-то сделать для ребенка важное.

Так же эта модель работает и распространяется на Божьи отношения. Ты сначала усладись Богом, то есть сначала познай Его вне Его подарков, без его подарков, потому что подарки заслонят от тебя Бога. Так с детьми и происходит.

Когда вы приезжаете из командировки, привозите подарки, и ребенок бросается к подаркам, а тебя не видит. Это трогательно, но это не то. Отцу больше нет желания привозить подарки, он понимает, что нужны подарки, а не он.

А если ребенок бросается к отцу, пробегая, переступая, перепрыгивая через подарки, то такой отец еще и больше привезет, понимая, что его здесь ждали. Именно его, а не подарки.

Так вот, чтобы у нас сформировались правильные отношения с Богом, подарки как раз не нужны поначалу. Надо, чтобы мы почувствовали сладость просто от общения с Богом, чтобы мы насладились им, что сам по себе Он и есть жизнь, и есть счастье, есть радость, и «мне ничего от тебя не надо, Ты только никогда от меня не отходи, Ты только меня не бросай, Ты только будь со мной, Ты только держи мою руку в своей руке, только вот бы мне с тобой быть!»

Когда человек чувствует это, не просто говорит, а чувствует, переживает, то есть он усладился Богом, тогда он может попросить.

Но если он пока еще не усладился Богом, то прошения его не исполнятся. Он не сможет ничего получить, потому что, если он начнет получать подарки, он будет обращаться к Богу как старику Хоттабычу. «Дай, дай, дай».

А когда ему скажешь:

«Подожди, а ты сделать должен что-то?» — «Да ладно, сделаю, только дай. Или я сделаю, если ты дашь. Если ты дашь мне хорошую машину, я, так и быть, поеду куда-то и сделаю». И высокий торг: «Раз ты этого не даешь, то я туда и не поеду. Я этого и не сделаю».

Это очень важный принцип.

Когда читаешь «Лествицу», понимаешь, что потому и нужна пустыня, и израильскому народу, и нам, когда человек учится быть послушным Богу, чтобы услаждаться только общением с Ним. И только тогда, когда он научился услаждаться общением с Ним, только тогда он делается способным действительно на то, чтобы войти в землю обетованную и получать те дары, которые там его ждут, которые ему вожделенны, которые ему радостны.

Но пока ты не усладился Богом, у тебя ничего не получится. Ты на очень скользком пути. Ты можешь подменить подарками Бога.

Мне один человек однажды рассказал, он бывший наркоман со стажем. И вот он, слушая некоторые рассказы, говорит:

«Мне кажется, христиане чаще всего похожи на наркоманов, потому что они все время ищут у Бога каких-то радостных переживаний, чтобы почувствовать блаженство. А если Бог не дает блаженства, у них начинается ломка, которую мы называем уныние».

Почему уныние? Потому что «Бог мне давно ничего не давал, переживать ничего не дает». Так это ситуация именно страстной зависимости от услаждения. Не услаждения Богом, а услаждения тем, что Бог может дать. Это может быть хорошее настроение, переживания радости или какие-то вещественные вещи, но мы обязательно должны что-то от Бога получать. Если мы не получаем, то мы впадаем в уныние, в депрессию.

А здесь говорится о том, что мы услаждаемся именно самим Богом, не чувствуя, не получая ничего, но просто от того, что у нас Бог есть. И пусть я сейчас ничего радостного не испытываю, но я верю, что Бог по-прежнему держит меня за руку, и Он меня не выпускает.

Поэтому в жизни каждого человека должен быть вот этот скорбный период, когда он и молится, и постится, и добрые дела делает, и в храм ходит, и исповедуется со слезами, и причащается, но ничего от Бога не получает. Он молится о здоровье, а здоровья нет.

Он молится о сне, а сна нет. Он молится о том, чтобы свести концы с концами, а долги только накапливаются. Он молится о том, чтобы ребенок стал хороший, а ребенок все хуже и хуже. Молится о том, чтобы наконец-то муж у нее за ум взялся, а он не берется никак за ум. Чего не коснись — все плохо, плохо, плохо.

Но человек говорит:

«Ничего, просто Бог. Он рядом. Он велит, чтобы я это терпел. Я буду терпеть».

И вот когда эта ситуация доходит до такого состояния, что и все плохо, объективно вроде плохо, и вроде Бог его не слышит, а он очередной раз со слезами на глазах, изливая свою молитву Господу, тем не менее шепчет:

«Нет, Господи, я все равно никуда от Тебя не уйду, все равно останусь с Тобой. Даже если до конца моих дней останется это, но я все равно никуда от Тебя не иду, потому что Ты единственный, кому я хочу служить и с кем я хочу оставаться, только Ты меня не бросай».

Он не испытывает ничего, и тем не менее знает, что сама мысль о том, что Бог его не бросает даже здесь, даже в этой тьме, даже среди этих неудач, она для него является утешением. Вот такой человек обретает перед Богом дерзновение, он может просить Бога обо всем.

И в какой-то момент это все меняется, все вдруг становится на место: ребенок перестает наркоманить, муж приходит в храм, долги все прощаются, повышается зарплата, меняется работа — человек все получает. Он знает, что это от Бога, но его совсем это не радует. Его радует то, что на самом деле действительно его вера получила овеществление, что он не ошибся в своих предположениях о том, что лучше Бога никого нет.

И больше ему ничего не надо. И даже если снова все это забрать, с ним ничего не произойдет. Он знает, что значит так надо, и не выпустит свою руку из руки Господа.

Вот для того, чтобы действительно иметь дерзновение пред Богом, надо пройти через вот такого рода услаждение. Не то услаждение, которое мы ищем порой от причащения, а подлинное услаждение, которое с человеком случается только тогда, когда он переживает подлинную скорбь, но от Бога своего ни умом, ни сердцем не отходит.

Текст основан на видео с канала «Верить». Читайте ещё: