Продолжаем тему транспорта президентов Франции, начатую в статьях: "Citroën 15/6 H: Franay и Chapron - две главные модели 4-й республики" и "Президентские автомобили Франции: от де Голля до Макрона"...
Новый большой Renault был представлен на Парижском автосалоне в 1983 году. В отличие от своего предшественника Renault 30, у которого был более дешёвый аналог под названием Renault 20 - новый автомобиль включал в себя как более простые 2-литровые варианты, так и дизельные модели, а также роскошные с моторами V6. В итоге такая обширная гамма стала одним из основных факторов его успеха.
Действительно, если объединить Renault 20 и 30 в одну модель (которой по сути они и являются), то объёмы их производства почти идентичны объёмам производства Renault 25, которого с 1983 по 1992 год было выпущено 780 976 экземпляров.
Стоит также упомянуть, что в 1985 году 25-ый занял второе место в рейтинге «Европейский автомобиль года». Однако, данный рассказ о его удлинённой версии.
В конце 1983 года, когда новая модель уже готовилась к презентации, президент Франции Миттеран посетил завод Heuliez на западе страны. Поводом для визита стала завершавшаяся работа над длиннобазной версией Renault 25. Похоже, Миттерану, который в то время всегда ездил на «Рено-30», понравилось то, что он увидел, и вскоре Heuliez получил заказ на бронированную версию для управления делами президента.
Тут стоит отметить, что с 1950-х годов компания Citroën практически единолично правила бал в гараже Елисейского дворца, начав с моделей на базе 15-Six H. И лишь в конце 1970-х президент Жискар д’Эстен начал разрушать эту монополию "двух шевронов", отдав предпочтение Peugeot 604: как стандартной модели, так и удлиненному бронированному седану, который производила компания Heuliez.
Однако настоящий разрыв с прошлым произошёл при Миттеране: первом президенте-социалисте. Интересно, что выбор Renault отразился в журналистском фольклоре: высокопоставленные члены Социалистической партии и придворные были названы в прессе как «банда R25».
Что ж, вернёмся к самой машине. Заказывать у Heuliez производство лимузинов R25 имело смысл: к 1980-м годам они были последним производителем кузовов, который ещё работал, в то время как Chapron (который, например, производил президентские SM) вот-вот должен был обанкротиться.
Стоит упомянуть, что за несколько лет до этого и компания Peugeot выбрала Heuliez для производства своих удлиненных 604-х. Хотя в отличие от Peugeot 604, лимузин R25 собирался производителем кузовов от начала до конца.
Итак, начнём с самого главного - с кузова. Колёсную базу автомобиля увеличили на 227 мм (с 2725 до 2952 мм), что привело к увеличению длины кузова до 4925 мм, а также к росту снаряжённой массы на 50 - 60 кг, в зависимости от модификации. Бронированная версия, конечно же, имела более драматичный прирост массы кузова.
Лимузин дебютировал с тремя вариантами двигателей.
Наиболее популярный и доступный, дизельный Limousine Turbo DX имел под капотом мотор объёмом 2068 куб.см. выдававший 85 л.с. при 4250 об/мин и 181 Нм при 2000 об/мин, что в купе с 5-ступенчатой "механикой" позволяло набирать "максималку" в 172 км/ч, при старте до "сотни" за 13,5 секунд.
Бензиновый Limousine V6 Injection оснащался V-образной "шестёркой" объёмом 2664 куб.см., которая имела 144 л.с. при 5500 об/мин и 215 Нм при 3000 об/мин. К этому двигателю, кроме стандартной "механики", опционально предлагался 3-ступенчатый "автомат". Динамика с этим мотор была более солидная 201 (196) км/ч и 9,7 (12,5) секунды до 100 км/ч.
На вершине линейки располагалась турбо-версия Limousine V6 Turbo, предлагавшаяся лишь с механической коробкой передач. Силовой агрегат объёмом 2458 куб.см. выдавал 182 л.с. при 5500 об/мин и 280 Нм при 3000 об/мин. Такая производительность позволяла достигать 225 км/ч и 8,5 секунд до "сотни". Кстати, снаряжённая масса топовой модификации составляла 1381 кг, что выглядит на сегодняшний день весьма скромно.
Уровень оснащения был крайне высоким на то время и устанавливал новые стандарты для французских автомобилей. Среди прочего, были: кондиционер, ABS, стеклоподъёмники с функцией быстрого подъёма и опускания, система голосового оповещения (о таких моментах, как: неплотно закрытые двери/капот/багажник, давление масла, температура двигателя и проч.), а также один из первых в мире пультов дистанционного управления стереосистемой, расположенный справа от рулевой колонки. Речевой синтезатор тогда часто называли на американский манер Bitchin’ Betty (Стервозная Бетти или Сучка Бетти) за нервозные, капризные нотки в голосе...
Автомобиль предлагался в двух комплектациях: стандартной, в которой имел трёхместное заднее сиденье, и в версии Executive, где было два отдельных сиденья с электрической регулировкой.
Футуристический интерьер был выполнен итальянским дизайнером Марчелло Гандини и вызвал своим дизайном неоднозначную реакцию.
Кстати, при эксплуатации, в президентском дворце выяснился один конструктивный просчёт, касаемый кузова. Франсуа Миттеран был среднего роста, примерно 173-175 см, и даже такие пассажиры, при определённой посадке едва не касались головой потолка. А его преемник, Жак Ширак ростом 189 см, из-за тесноты для головы вообще перестал пользоваться Renault 25 Limousine, пересев на старенький Citroën CX Prestige, где он мог поместиться более комфортно.
Другой проблемой R25 Limousine было то, что он был крайне дорогим для своего класса. В комплектации Turbo V6 он стоил в четыре раза дороже базового 2-литрового R25, и всё это ради дополнительных 23 см пространства для ног. Рынок дорогих автомобилей ожидал за такие деньги чуть больше эксклюзивности.
Введение в модельный ряд дизельной версии поначалу показалось нелепым решением, но со временем как оказалось - оправдало себя, поскольку именно эти версии и сделали, как ни странно, основные продажи модели.
Вообще, в Renault с энтузиазмом ожидали, что Heuliez сможет производить по 10 таких автомобилей в день. Однако сразу стало ясно, что рынок не впечатлён новым лимузином. С президентским покровительством или без него, эта модель просто не пользовалась ожидаемым спросом, и Renault убрала её из линейки в конце 1986 модельного года, а последние экземпляры были проданы в начале 1987 года.
Во одних источниках утверждается, что было выпущено 832 автомобиля, в другом указано 806 единиц - в любом случае, это полный провал. Слишком дорогой, слишком амбициозный, со спорной вместительностью лимузин Renault 25 не смог воссоздать дух представительских моделей 1930-х годов. Из-за внешне скромного кузова, набора моторов и салона без настоящей роскоши эта модель Renault не смогла сойти за настоящий эксклюзив для богатых, и больше походила на транспорт для чиновников, которых директивно пересадили на него...
Что ещё почитать:
"Peugeot 505 V6 - флагман поневоле"
"Первый Mercedes 600 в гараже Ватикана"
"Autech Stelvio AZ-1 - Nissan Leopard в алюминиевой обёртке"