Найти в Дзене
Елена Шаламонова

Анина клумба

Анна Фёдоровна всю ночь не спала. Вчера позвонила ей дочь из соседнего городка и сообщила плохую новость: сломала ногу. - Да как же так-то? – спрашивала чуть не плача, Анна Фёдоровна дочку, - а как же дети? - Вот и прошу тебя приехать, мама, - слышался расстроенный голос дочери, - чтобы помочь мне с детьми. Виктор постоянно на работе, с утра до ночи. А я с ними на костылях мало что успеваю… - Конечно, конечно, доченька, завтра же выезжаю! – заволновалась Анна Фёдоровна, вскакивая с места. Она положила трубку, а у самой сердце трепетало. Надо было собрать сумку со своими вещами, взять с собой кота в переноске. Васька не выдержит длительное отсутствие хозяйки. И тут женщина остановилась как вкопанная у лоджии. - Боже ты мой… - прошептала она, - а что же с рассадой делать? Анна Фёдоровна не имела дачи, хотя когда-то мечтала о ней. Но выйдя на пенсию стала облагораживать землю под своими окнами во дворе, благо участок оказался довольно приличным, почти сотка. Год за годом Анна улучшала клу

Анна Фёдоровна всю ночь не спала. Вчера позвонила ей дочь из соседнего городка и сообщила плохую новость: сломала ногу.

- Да как же так-то? – спрашивала чуть не плача, Анна Фёдоровна дочку, - а как же дети?

- Вот и прошу тебя приехать, мама, - слышался расстроенный голос дочери, - чтобы помочь мне с детьми. Виктор постоянно на работе, с утра до ночи. А я с ними на костылях мало что успеваю…

- Конечно, конечно, доченька, завтра же выезжаю! – заволновалась Анна Фёдоровна, вскакивая с места. Она положила трубку, а у самой сердце трепетало. Надо было собрать сумку со своими вещами, взять с собой кота в переноске. Васька не выдержит длительное отсутствие хозяйки. И тут женщина остановилась как вкопанная у лоджии.

- Боже ты мой… - прошептала она, - а что же с рассадой делать?

Анна Фёдоровна не имела дачи, хотя когда-то мечтала о ней. Но выйдя на пенсию стала облагораживать землю под своими окнами во дворе, благо участок оказался довольно приличным, почти сотка. Год за годом Анна улучшала клумбы. Да, она не сажала огурцы и зелень, как это делают некоторые, оградив свои палисадники чуть ли не колючей проволокой.

Анна Фёдоровна страстно любила цветы. Начиная с февраля выращивала она на своих подоконниках рассаду петунии, лобелии, астр и многих однолетников, чтобы в мае высадить их под окнами на всеобщее обозрение и радость.

Соседи привыкли к копошащейся в земле пенсионерке. Кто-то останавливался и хвалил её, а кто-то с равнодушным видом шёл мимо. Но женщина не ждала благодарности.

Самым дорогим подарком для неё было пышное цветение под окнами всё лето. Для этого она и старалась. И по утрам, подходя к окошкам и глядя на свою рукотворную красоту, улыбалась и настроение было весь день отличным.

А в этот раз судьба забирала у неё почти месяц, это в лучшем случае, и рассада так хорошо поднявшаяся в ящичках и коробках, была обречена на умирание.

Это было так больно осознавать женщине, что она бессильно опустилась на диван и заплакала. Конечно, не только из-за цветов лились её слёзы. Она, во-первых, жалела дочь, внучат, которым было пять и семь лет, а ещё Анна просто не любила надолго уезжать из дома.

Но, вдохнув глубоко, она пошла в ванную, умыла лицо, и постаралась успокоиться.

А наутро постучалась к соседям. Дверь открыла Алёнка, пятнадцатилетняя школьница, которая жила с мамой Верой. Алёнке и изложила свою проблему Анна Фёдоровна, пригласив девочку к себе на лоджию.

- Глянь, сколько у меня всего… Никто и подумать не мог, что так всё обернётся. Одна надежда у меня ты, Алёна. Претензий не будет, что выживет, то и выживет. Человек важнее цветов, конечно… Но ты же знаешь, что для меня все цветы – живые, - говорила Анна Фёдоровна, поправляя листики саженцев и прыская в ящики из пульверизатора.

- Да не волнуйтесь, Анна Фёдоровна, я все сделаю, как скажете, - успокаивала соседку Алёна, - я ответственная, и у меня по биологии – пять.

Почти полчаса пенсионерка рассказывала и показывала девушке как какие посадки надо поливать, где стоит инвентарь, и как отстаивается в ведре вода, как осторожно надо рыхлить междурядья тонкой палочкой, и не допускать сквозняков.

Алёна всё запомнила и отпустила Анну Фёдоровну к дочери. Не первый раз Алёнка отпускала соседку, когда та навещала дочь и внуков, но в этот раз получилось с таким грузом работ и ответственности…

Анна Фёдоровна уехала в тот же день, отдав продукты соседке и разморозив холодильник.

У дочери она занималась внуками, готовила и прибиралась в квартире. Дочка шла на поправку, нога почти не болела, но гипс должны были снять нескоро.

Анна звонила Алёнке каждую неделю, и была рада услышать, что вся рассада в порядке и дома у неё всё хорошо. Анна улыбалась, вздыхала и благодарила девочку за неоценимую помощь.

По телефону она рассказала Алёне как распикировать два ящичка петуний, и Алёнка всё сделала согласно инструкции. Анна радовалась, когда через пять дней после пикировки Алёнка доложила, что ни один цветочек не погиб. Анна даже прослезилась, и скорее всего не поверила девочке, думая, что та вероятно, не хочет расстраивать её: не говорит всей правды. Но Алёнка радовалась больше хозяйки цветов. Ведь у неё действительно получалось всё как надо!

- Мама, ты представляешь, как приятно ухаживать за цветами! – рассказывала она матери, - и правду говорит баба Аня, что они живые! Пошли покажу!

Девочка вела мать на лоджию и в кухню Анны Фёдоровны, где был широкий подоконник с рассадой и показывала подросшие цветы. Вера улыбалась.

- Жаль, что у нас не свой дом, ты бы там развернулась! – сказала Вера, обнимая дочь, - но я работаю на полторы ставки, чтобы тебя поднимать, не до дачи, не до земли, устаю, пока набегаюсь с корреспонденцией по району…

- А тебе трудиться и не надо. Давай поможем только организовать народ на клумбы бабы Ани, ведь она раньше в это время уже всё перекапывала по бордюрам, где нет у неё многолетников. А в этом году у неё чрезвычайная ситуация, - предложила Алёнка.

- Да, верно. Нет у неё помощников, да и не просила она никогда о помощи, всё сама. А посидеть на скамейках и полюбоваться на цветы мы все любим летом, - согласилась мама, - я у нас на почте напечатаю на принтере объявлений несколько штук, и мы повесим их у двух наших подъездов, в коридоре, и на столбе, где клумба Анина. Авось кто-то и откликнется.

- Правильно, мама, а я похожу по квартирам и лично расскажу что случилось с её дочерью, и почему нет в городе Анны Фёдоровны, - решила Алёнка.

Апрель заканчивался. Рассада цветов на окнах и лоджии была уже сильной и высокой. Словно просилась она в землю. Всё быстрее пересыхали ящики, и Алёнке почти каждый день нужно было поливать цветы, многие из которых уже начинали бутониться.

Анна Фёдоровна сообщала по телефону, что вернётся она к празднику Победы. Дочери обещают снять гипс, и она будет стараться разрабатывать ногу и выходить из дома.

- Не знаю, как внучата будут потом без меня, - рассказывала Анна Фёдоровна, - привыкли к ватрушкам и пирогам, к долгим прогулкам и играм во дворе, к сказкам перед сном. Дочке некогда с ними столько гулять и играть. Но я их летом в гости приглашу, вот только рассажу мои цветочки, так и позову к себе…

Алёнка уже сообщила соседям о субботнике на клумбе. Многие приняли это с пониманием, а кто-то извинился, что уезжает на праздник в гости.

Но, тем не менее, перед праздником, седьмого и восьмого мая, два вечера трудились пять взрослых и Алёнка и две её подружки. Нашлись лопата, грабельки, совки, тяпки и лейка в кладовке бабы Ани. Клумба была тщательно вскопана под руководством Алёнки и её матери. А потом аккуратно высажена рассада цветов по бордюру. Многолетники Алёна с подругами тоже прорыхлила, и полила.

Девочка помнила, как в прошлые года Анна Фёдоровна высаживала цветы, так и в этот раз решено было сделать. Компания была так довольна своим трудом, что после субботника не хотелось расходиться. Уже вечерело, когда во двор въехала машина такси, и остановилась у подъезда с клумбой. Из машины вышла Анна Фёдоровна и едва шагнула два шага к подъезду, как увидела, что на скамейках, что стояли напротив друг друга, сидят её соседи рабочей форме, а рядом стоит её садовый инвентарь: тяпки, лейка и ведёрко.

Анна Фёдоровна даже не успев поздороваться, оглянулась на клумбу и замерла. Соседи, видя её реакцию на идеальный порядок, молчали и улыбались. А Анна Фёдоровна поставила сумку и переноску с котом на землю и начала вытирать слёзы.

Все стали обнимать её, хлопать по плечам, и здороваться.

- Ну, хозяйка двора и сада, принимай работу.

- Ой, мои дорогие… Алёнушка, Вера, все, все… Во-первых, здравствуйте! А во-вторых, вы меня просто в самое сердце поразили так приятно, что и не сказать… Дайте-ка, посмотрю.

Она с Алёнкой пошла обходить клумбы, рассматривая внимательно посадки, и радуясь удачной рассаде и толковой посадке.

- Девочки мои, всё правильно сделали! Вот умницы так умницы, и сказать нечего больше. Как же вы так сообразили? Чтобы все разом и дружно? – поражалась она.

- Это всё Алёна наша. Организовала субботник, а мы и согласились. И не жалеем. Когда все вместе – то и не тяжело, а даже приятно, и весело, - улыбались соседи.

- Я век перед вами в долгу. Но я отблагодарю обязательно, - говорила Анна Фёдоровна, всё ещё рассматривая свои преображённые клумбы, - а я то думала, что неделю буду копать, а потом уж как-нибудь с опозданием высажу. А тут – всё в ажуре! Ну, дела… Позвоню дочке – вот обрадуется. Расскажу, что у нас самый дружный двор.

- Так мы для себя старались, Фёдоровна, за что ты нас собралась благодарить? «Спасибо» сказала, вот и хватит, - смеялись пенсионерки. У нас дачи нет. А те у кого дачи – давно там каждый день. Их тут и нету. А мы теперь будем тебе помогать. Лишь бы здоровье не подводило.

Ещё почти час сидели на скамейках труженики. Анна Фёдоровна рассказывала, как она помогала дочери, как выросли её внуки. А соседи в подробностях пояснили, где и что они высадили под чутким руководством Алёнки. И как девочка умело ко всем нашла подход.

- Быть тебе директором! – заключили соседки.

- Директором чего? – расхохоталась Алёна.

- Да хоть чего, - не стали вдаваться в подробности женщины, - тут важен принцип. А ты всё осилишь. Умеешь добрым словом приласкать и попросить. А это важно.

С тех пор и стали звать Алёнку во дворе Директором. Как ни странно, это прозвище перешло и в школу. Там её выбрали старостой класса, где она показала хорошие организаторские способности не раз.

А клумба во дворе стала теперь не только общим достоянием красоты, но и общей заботой. Каждую весну дружные пенсионерки выращивали разную рассаду, предварительно договорившись между собой, кто что будет сеять. А те, у кого были дачи, делились рассадой цветов с Анной Фёдоровной и впоследствии привезли ей для клумбы саженцы роз и пионов.

Так двор стал ещё краше. Там и до сих пор с весны до осени словно в ботаническом саду.

И начинается цветение к празднику Победы, а для добрых соседей это и праздник их дружбы, весны и красоты…

Из свбодных источников
Из свбодных источников

Спасибо за ЛАЙК, ОТКЛИКИ и ПОДПИСКУ! Это помогает развитию канала. Поделитесь, пожалуйста, ссылкой на рассказ!

ОДИН НА ВСЕХ

ЗИНОЧКА

До новых встреч на канале!