Интервью с Андреем Рыженковым, директором по логистике Национальной транспортной компании на радио «Коммерсант FM», затронуло актуальные проблемы и тенденции в сфере железнодорожных перевозок. В начале разговора Андрей Рыженков отметил, что операторам железнодорожных перевозок предстоят серьезные вызовы в текущем году в условиях снижения объёма экспорта, особенно угля. Он связывает это с изменениями на внешних рынках, которые непосредственно влияют на внутреннюю логистику.
По его словам, основным фактором, вызывающим уменьшение объёмов экспорта, являются колебания цен на международных рынках, что приводит к необходимости пересмотра подходов к логистике, включая снижение цен на услуги. Он подчеркнул, что, несмотря на уже предпринятые действия со стороны операторов и портов по снижению ставок на перевозки, необходимы меры поддержки со стороны РЖД, особенно при отправке угля на Запад. Это затрудняет загрузку железных дорог, поскольку угольные компании несут убытки. Хотя уход угля с железной дороги не всегда своевременно замещается другими грузами.
На фоне общего спада в сегменте грузоперевозок выделяется рост экспорта минеральных удобрений. Андрей Рыженков объяснил, что рост обусловлен высоким экспортным спросом и выгодными условиями для таких перевозок, позволяющими благодаря близости к морским портам сократить затраты. Однако он добавил, что подобные условия нельзя просто распространить на другие виды грузов из-за их специфики. Возникает парадокс ситуации, когда, несмотря на заявление РЖД о низкой рентабельности угля, компания продолжает субсидировать тарифы на другие грузы, которые по стоимости значительно ниже угля, что создает дополнительные сложности для угольной отрасли.
Что касается тарифов на перевозки, то Андрей Рыженков отметил, что без внешнего вмешательства конкуренция среди операторов зачастую складывается эффективно. Что наглядно демонстрирует период профицита подвижного состава в 2012 и 2018 годах.
Решением может стать поиск новых методов управления и совместных усилий между операторами и РЖД для достижения большего баланса в грузоперевозках. Отрасль в целом ожидает продолжение ситуации с профицитом вагонов на рынке, что может привести к снижению ставок и банкротствам среди мелких компаний, увеличивая долю крупных игроков. При этом, если удастся наладить конструктивный диалог между всеми участниками процесса, это предоставит значительный стимул для российской экономики в условиях сложной логистической обстановки.
Андрей Рыженков также отметил, что текущая ситуация в перевозках и логистике требует от всех участников гибкости и умения адаптироваться к меняющимся условиям. Иначе можно столкнуться с негативными последствиями, такими как увеличение времени доставки.
«Нужно общаться, договариваться о новых правилах. Операторское сообщество и грузоотправители открыты для такого общения, хотя понятно, что оно будет сложным и тяжелым. Пока мы видим, что РЖД не готова принимать от операторов предложения, которые расходятся с их пониманием управления парком», — сообщил Андрей Рыженков.