Найти в Дзене
Вкус жизни

Пищевое грехопадение. Почему религиозный пост может быть вреден для психологического и телесного благополучия обычного городского жителя.

Только один раз в своей жизни я видел человека, которого мог бы отнести к истинно верующим. Дело было так. Мою дачу ремонтировала небольшая бригада, народ подобрался разношерстный, но один паренек разительно отличался от всех остальных. Не матерился, не выпивал после работы. И даже не ел почти! Так, пожует кусок хлеба и запьет чаем. «Ты ноги протянешь», - пытался я его вразумить. «Ничего страшного, это я пост держу. Меня Иисус питает и сил дает», - он мне отвечал. Должен признать, работал парень шустрее остальных, легко таскал мешки с цементом и тяжелые балки. Казалось, и правда, какая-то невидимая манна небесная незаметно для нас, безбожников, насыщала его. При том я знал, что церковный пост только что закончился, и верующие снова выпивали и закусывали, ни в чем себе не отказывая. «А я свой личный пост теперь держу», - ответствовал паренек. Предписанного всем воздержания ему было недостаточно. На перекурах он выполнял роль живого радио: рассказывал мужикам религиозные притчи и что-то

Только один раз в своей жизни я видел человека, которого мог бы отнести к истинно верующим. Дело было так. Мою дачу ремонтировала небольшая бригада, народ подобрался разношерстный, но один паренек разительно отличался от всех остальных. Не матерился, не выпивал после работы. И даже не ел почти! Так, пожует кусок хлеба и запьет чаем. «Ты ноги протянешь», - пытался я его вразумить. «Ничего страшного, это я пост держу. Меня Иисус питает и сил дает», - он мне отвечал. Должен признать, работал парень шустрее остальных, легко таскал мешки с цементом и тяжелые балки. Казалось, и правда, какая-то невидимая манна небесная незаметно для нас, безбожников, насыщала его.

При том я знал, что церковный пост только что закончился, и верующие снова выпивали и закусывали, ни в чем себе не отказывая. «А я свой личный пост теперь держу», - ответствовал паренек. Предписанного всем воздержания ему было недостаточно. На перекурах он выполнял роль живого радио: рассказывал мужикам религиозные притчи и что-то из библии. От него в наш адрес, атеистов и прагматиков, невозможно было услышать ни единого слова критики или призыва исправиться, типа, идти в церковь. Он только улыбался и желал нам всех благодатей, какие знал.

От этого паренька исходила какая-то особенная миролюбивая сила. Думаю, и вера у него была не такая, как у всех. Ведь чего уж там, грешат божьи люди и надменностью, и критиканством, и грандиозным самомнением о своей избранности, неземной мудрости и праве всех поучать.

Признаюсь, этот необычный строитель стал мне очень симпатичен, и было жалко расставаться с ним, когда ремонт закончился…

А что же пост? Для меня, как психолога, нет сомнений в том, что религиозные посты — это система послушания, способ контроля через самонаказание и самоотречение (почти невыполнимое для большинства). При этом коварство такой системы в том, что, даже если человек не в силах соответствовать очень жестким требованиям церковной традиции и массово срывается, это даже выгодно системе. Примерно, как с той бабушкой из анекдота, которая просит священника отпустить ей грех, поскольку она «опять поела колбаски».

Идея фатального греха человечества и вины за него, которую можно искупить только приобщившись к религии – это одна из главных движущих сил тысячелетнего процветания церкви.

Но было бы полумерой взвалить всю тяжесть содеянного, так сказать, на древних прародителей. Надо как-то нагрузить чувством вины современников. Чтобы потом предложить им «решить вопрос» через религиозные ритуалы, послушания и прочее. Для этого отлично годится многодневный пост. Сорвался? Грешен! Не попадешь в царствие небесное, не спасешь душу бессмертную! Иди, молись, бей покаянные поклоны, а мы, церковь, тебя, так и быть, простим…

Схема рабочая, и с каждым постом, особенно великим, происходит повторение примерно одного и того же. Чувство вины с годами у верующего становится только сильнее. Но психика готова защищать своего «клиента», вытесняет это разрушающее и болезненное переживание в бессознательное. А на его месте воцаряется компенсация. Такой механизм защиты в психологии называется нарциссическим. Человек прячет ощущение своей ничтожности (греховности, виноватости), а на его место водружается грандиозная иллюзия: про избранность и уникальность, прямое общение с богом, снисходительное или даже агрессивное отношение к тем, кто не разделяет твои взгляды… Менталитет не очень осознанного религиозного человека не так уж безобиден, к слову. Все, кто в теме, знают инциденты, когда врачи подавали в суд на не в меру религиозных родителей, лечивших своих детей самостоятельно молитвами да святой водой.

Вот один реальный пример: «В суде Рязани приговорили к ограничению свободы родителей, которые отказались от лечения ребенка традиционной медициной и отдали предпочтение молитвам. У супружеской пары родился ребенок с врожденным заболеванием. Врачами было назначено лечение. Но родители решили лечить его молитвами. В итоге - ухудшение состояния ребенка с последующим наступлением смерти».

Такой вот печальный итог может сознать грандиозное Эго, которое воцарилось на месте здравого смысла, вытесненного вместе с чувством вины за всевозможные внушенные грехи.

А теперь о том, как за прегрешения люди заставляют почему-то расплачиваться свое ни в чем не повинное тело.

В любой церкви вы найдете хоть одного очень располневшего священника. И он отнюдь, скорее всего, не грешник чревоугодник. Это его не совсем подходящая к профессии физиология сыграла с ним злую шутку - соблюдение постов как раз и привело к нарушению обменных процессов в организме. Вот начался пост, и священник натощак идет служить, нередко даже пообедать не успевает. А вечером дома, он, скорее всего, наедается за весь день, пусть и постной, пищей. Пустых углеводных калорий в таком ужине много, и с ними приходит «постная» полнота.

С обычными прихожанами происходит нечто подобное. Врачи-диетологи недоумевают: почему в пост некоторые стараются буквально истязать себя голоданием, тогда как в другие дни у них на столах мясо, колбасы, копчености, жирные сливки? Мгновенно перестроиться организм не в состоянии, отсюда – сбой, нередко и гормональный, нарушение обмена веществ и как следствие – неконтролируемое увеличение веса.

А что происходит после окончания поста? Правильно, карнавал неслыханной кулинарной щедрости! Организм опять в стрессе, поджелудочной наносится сильнейший удар, пищеварительная система, привыкнув к обезжиренным продуктам, плохо усваивает жирную пищу – нередко это заканчивается больничной палатой.

Кстати, сами священнослужители также не в восторге от такой ретивости прихожан. Так, священник храма Рождества Христова из Обнинска Владимир Войтов рассказывал в прессе о прихожанах, которые в первые дни поста вообще ничего не едят, «ходят зеленые», «психика у них на нуле», через 5-6 дней их «ветром шатает». Когда священник спрашивает, к чему такой аскетизм, суть ответа сводится к одному: «Я не как все!». А это гордыня, то, с чем, казалось бы, борются и с помощью поста в том числе.

О вреде длительных изнурительных постов говорили еще великий русский ученый Михаил Ломоносов и академик Иван Павлов. По мнению первого, «религиозные обряды, связанные с переменным употреблением питья и пищи ведут не только к возникновению заболеваний, но нередко и к смертности верующих. Если уж без постов не обойтись совсем, то надо хотя бы сократить их сроки», – предлагал Михаил Ломоносов. Эту точку зрения он обосновывал тем, что религиозные посты в Россию были перенесены из Греции механически, без учета разницы в климате и обилии растительности.

Иван Павлов смотрел на эту проблему с медицинской точки зрения: «При долговременности того или другого пищевого режима вырабатываются определенные и стойкие характеры желез, и быстро изменить их нельзя. Вот почему при резких переходах с одной еды на другую так часто встречаются пищеварительные расстройства».

Эксперты Российского союза нутрициологов, диетологов и специалистов пищевой индустрии полностью разделяют эту точку зрения. По их мнению, запрещенные в пост продукты, содержащие белок и жиры, вынуждают организм пополнять энергозатраты за счет углеводов. А это все, что можно есть в пост: хлеб, крупы, сладкое, овощи. Таким образом, организм садится на углеводно-овощную диету, которая оборачивается лишними килограммами у женщин – на боках, бедрах, ягодицах, у мужчин – жировыми складками в области живота (вот откуда столько полных священников с большим животом). Но «испорченный» внешний вид – не самая большая беда. Избыток углеводов неблагоприятно влияет на обмен веществ – в результате повышается выработка холестерина. Поджелудочная железа начинает работать «в бешеном темпе», стараясь произвести как можно больше ферментов для расщепления нахлынувших углеводов, и часто просто надрывается. Количество холестерина в организме растет, а вместе с ним возрастает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Конкретно для женщин отсутствие сбалансированного питания грозит ослаблением иммунитета, ухудшением состояния волос, ногтей и кожи.

Соблюдение поста может оказать негативное влияние на зубы и здоровье полости рта, предупреждает стоматолог Сабит Алиев в газете «Взгляд». По словам Алиева, исключение из рациона на время поста мяса и молочных продуктов может привести к дефициту белка, железа и кальция, что в свою очередь грозит разрушением эмали и развитием кариеса. При этом из-за нехватки витаминов С, D и группы В ослабляется костная ткань и могут начаться проблемы с деснами. Также стоматолог отметил, что зачастую люди начинают пост с дефицитом витаминов и накопившейся за зиму усталостью. В этом случае, по его словам, резкое изменение рациона в совокупности с избытком углеводов может вызвать воспаление десен. «Кроме того, несбалансированное питание без достаточного количества белка и микроэлементов может привести к ослаблению иммунитета. И как следствие — к стоматиту (воспалению слизистой оболочки) и другим заболеваниям полости рта».

…Я начал эти заметки с примера человека необычного, всего себя посвятившего вере. Ему пост был по силам. Чего не скажешь о заурядных городских жителях наших дней. Мало того, что для поста - необходимо иметь крепкое здоровье и сильный иммунитет, иначе - только хуже станет. Так еще и ментальные «болячки» прилипнут. С психологической точки зрения любая осознанная депривация (аскеза) - помогает концентрироваться на главном, прислушаться к себе. Это важно, хотя в современном мире именно посты очень трудно применимы. Ведь городские ритмы не дают времени и условий для такого испытания. Наверное, для постов нужно быть наедине с собой, с природой, как бы вы ее ни называли – богом, космосом, мировой душой...

В статье частично использованы материалы Rambler.ru, Lenta.ru.