Найти в Дзене

Церковь в селе Мягкое: исчезнувший монастырь и чудотворная икона Параскевы Пятницы

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Мягкое Серебряно-Прудского района была построена в 1907 году на месте деревянного храма того же посвящения. В версте от села Мягкого в старину находился Всеволож Успенский монастырь. Издавна в этих краях почиталась Параскева Пятница, которой посвящен находящийся неподалеку от храма святой источник. Всеволож Богородичный монастырь был небольшой обителью, упраздненной после указа Екатерины II в 1764 году. Однако попытки закрыть так называемые "малобратские" монастыри предпринимались задолго до "екатерининской секуляризации". В Духовном регламенте Петра I предписывалось объединять небольшие монастыри в обители с числом братии не меньше 30 иноков. В 1722 году вышел ряд определений Синода, ограничивавших рост числа монастырей. Например, запрещалось создавать новые скиты и монастыри, а инокам собирать пожертвования на их строительство. 23 февраля 1764 года все монастырские вотчины и крестьяне были отняты в пользу государственной Коллегии экономии.

Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Мягкое Серебряно-Прудского района была построена в 1907 году на месте деревянного храма того же посвящения. В версте от села Мягкого в старину находился Всеволож Успенский монастырь. Издавна в этих краях почиталась Параскева Пятница, которой посвящен находящийся неподалеку от храма святой источник.

Всеволож Богородичный монастырь был небольшой обителью, упраздненной после указа Екатерины II в 1764 году. Однако попытки закрыть так называемые "малобратские" монастыри предпринимались задолго до "екатерининской секуляризации". В Духовном регламенте Петра I предписывалось объединять небольшие монастыри в обители с числом братии не меньше 30 иноков. В 1722 году вышел ряд определений Синода, ограничивавших рост числа монастырей. Например, запрещалось создавать новые скиты и монастыри, а инокам собирать пожертвования на их строительство.

-2

23 февраля 1764 года все монастырские вотчины и крестьяне были отняты в пользу государственной Коллегии экономии. Монастыри были поделены на три штата. Около половины из них оказались заштатными, то есть были обращены в приходские церкви либо вовсе ликвидированы. По-видимому, такая судьба ждажа Всеволож монастырь недалеко от деревни Мягкое.

Этот монастырь оказался на долгие годы забыт. В известной дореволюционной книге П. И. Малицкого об истории Тульской епархии, к которой тогда относились Серебряные Пруды, не упоминался Всеволжский монастырь. Малицкий лишь писал, что на тот момент деревянная Успенская церковь с приделом Параскевы Пятницы была построена "неизвестно когда и кем".

-3

В писцовых книгах за 1578 год в Растовском стане Каширского уезда значился некий "монастырь Всеволож Пречистой Богородицы", вотчинами которого были соседние деревни Житковка, Мягкое и пустоши при речке Березне. Вторым свидетельством о Всеволожском монастыре было краткое упоминание в "Списках иерархов и настоятелей монастырей" П. М. Строева трех его настоятелей второй половины XVII века:

Каширского-Всеволожского монастыря игумены: Сергий 1653-1662 год, Феодор 1662-1663 год и Сергий 1664-1667 год.

Растовский стан находился на территории Веневского уезда Тульской губернии рядом с Каширским уездом. Казенное село Мягкое относилось до революции к Узуновской волости, а вероятным местом расположения бывшей обители было Успенское-Дудино. Первая часть названия и указывала на исчезнувшую обитель Успения Пречистой Богородицы.

-4

В писцовой книге 1578 года в Растовском стане значилось четыре монастыря: Всеволожский монастырь, Соколова и Саввина пустынь, Троицкий Белопесоцкий монастырь. Саввина пустынь находилась вблизи Игумнова на территории современного Веневского района Тульской области. Соколова Пустынь и Белопесоцкий монастырь находились в Ступинском районе. Единственный из этих четырех монастырей, который существует до сих пор - Белопесоцкий.

Монастырь вблизи села Мягкое в XVI веке описывался так:

Монастырь Всеволож Пречистыя Богородицы, а церковь Пречистыя Богородицы древена, клецки стоит от монастыря четверть версты, а около ее ограды и келий нет, одна сторожня; а в церкви образов: деисус стоячей, на празелени, а в нем 7 икон, 4 пядниц, да образ местной Пречистыя Богородицы, на золоте, в киоте, 3 пядниц, да образ чудотворный Успение Пречистыя…да на монастыре же церковь Никола Чудотворец, а в церкви образов: Пречистая за престолом… да образ местный Николая Чудотворца, с деянием…да образ Троицы Живоначальныя… Пятница на золоте…А на монастыре келий 7 (в одной игумен Еустат, в прочих старцы), да 2 кельи пусты.
Часовня и источник
Часовня и источник

Примечательно, что в этом свидетельстве XVI столетия говорилось о чудотворной Успенской иконе и об иконе великомученицы Параскевы. Святая Параскева почиталась жителями села Мягкое с давних времен. При строительстве теплого Пятницкого придела деревянной церкви в 1875 году прихожане села Мягкое писали епархиальным властям, что имеют особое почитание к иконе великомученицы Параскевы, находившейся в их храме. В 10 пятницу после Пасхи в Мягком икона Параскевы выносилось из храма, с молебнами ставилась в домах жителей села, а на богослужение приходили со всей округи.

По преданию, икона Параскевы Пятницы была найдена местным крестьянином за сельским кладбищем на житовом лугу. Он принес образ в храм, но икона вернулась на место обретения. Трижды икону переносили в храм, и трижды она сама возвращалась на луг за кладбище. С этого времени на месте обретения святыни забил источник, который назвали Пятницким. Около источника до революции стояла часовня. В советские годы она была разрушена, а почитаемая икона – утрачена. В 2005 году в приходе Успенского храма села Мягкое восстановилось почитание образа – храму был пожертвован новый список иконы великомученицы Параскевы. В 2018 году была поставлена новая часовня с купальней. Возобновилась традиция крестных ходов к святому колодцу в 10 пятницу после Пасхи.