Чуть больше ста лет назад первые автомобили, похожие на кареты с двигателями, пугали обычных людей. Сегодня мы опять стоим на стыке технических эпох. Привычными становятся даже электрокары или автомобили на альтернативном топливе. А вот летающий автомобиль до сих пор остается экзотикой!
Первые летающие «автомобили»
Первая попытка создать летающий авто была предпринята в 1917 году. Autoplane («автомобиль-самолет») – так назывался первый официально подтвержденный летающий автомобиль. Его создателем выступил американский авиаконструктор Гленн Кёртис.
Алюминиевая кабина этого потрясающего аппарата могла вмещать пилота и двух пассажиров. Бензиновый двигатель мощностью в 100 л.с. через ременную передачу вращал пропеллер, придавая движение этому уникальному летательному средству.
Но вот беда – запаса мощности не хватало для настоящего полета. Autoplane был способен лишь на небольшие подскоки, что, безусловно, вызывало восторг, но не удовлетворяло амбициозных ожиданий создателей. Можно было лишь мечтать о бескрайних просторах неба.
К сожалению, мечты о развитии этой инновационной модели были прерваны, когда США вступили в Первую Мировую войну. Проект был закрыт, оставив после себя лишь воспоминания о смелых идеях и надеждах на будущее. Однако, в мире изобретений всегда будет место для ярких идей, которые когда-нибудь смогут осуществиться!
И такие яркие идеи естественно появились после окончания Второй мировой Войны.
Уже в 1946 году компания Convair представила прототип Convair Model 118, рассчитанный на двух пассажиров. Концепция была такова – по земле вы приезжаете на аэродром, прицепляете «летательную часть», прилетаете в другой аэропорт и далее двигаетесь в режиме обычного автомобиля. На тот момент идея была интересная, но слишком дорогая – аппарат стоил, как приличный американский дом (минимальная цена на Model 118 заявлялась в размере от 4500 долларов, а небольшой домишко стоил в среднем 2900 долларов).
Вера в светлую даль, как стимул изобретений
Но пытливый читатель скажет – зачем американцам вообще понадобились летающие автомобили прямо после Второй Мировой войны? Дело в том, что на тот момент правительство США начало формировать так называемую «американскую мечту» – «веру в светлую даль», говоря по-русски. Поэтому различные, даже фантастические, изобретения ярко освещались официальными газетами, журналами и теле-, радиостанциями. Фактически, каждый изобретатель мог получить совершенно бесплатную рекламную кампанию за счет государства.
И вот уже в 1948 году авиаконструктор Молтон Тейлор представил американской публике более доступный вариант – Aerocar («Аэроавтомобиль»).
Конструктор создал двухместный четырёхколёсный автомобиль со складными крыльями и хвостовым оперением, которые за пять минут можно было сложить в компактный прицеп. Обратные действия по подготовке к полету занимало всего 10-15 минут! Интересно, что прицеп можно было оставить в гараже, и Aerocar мгновенно «превращался» в обычный автомобиль.
Оригинальным решением был привод на передние колеса через механическую трехступенчатую коробку передач от оппозитного авиадвигателя (143 л.с.), который устанавливался позади сидений. В режиме полета двигатель переключался на вращение воздушного винта.
Как истинный авиатор, для облегчения веса Молтон использовал стеклопластик (то, что сегодня мы называем «композитные материалы») для конструкции самоходного модуля, который по всем характеристикам соответствовал обычному автомобилю.
В базовой комплектации аэромобиль был оборудован пружинной подвеской и гидравлическими тормозами. Электрогенератор, аккумулятор, бензобак на 89 литров бензина и электрические стеклоочистители – все, как на обычном авто. Но было и дополнительное оборудование – высотомер, к примеру – ведь автомобиль был летающим!
Aerocar имел неплохие технические характеристики. На дороге Аэромобиль развивал скорость до 105 км/ч (с прицепом – до 80км/ч), а в воздухе скорость доходила до 178 км/ч. Для сравнения напомним, что у самолета АН-2 с народным названием «кукурузник» крейсерская скорость составляет 185 км/ч, а мощность двигателя – целых 1000 л.с.!
В 1949 году Aerocar получил сертификацию, и начались первые полеты не во сне, а наяву. Однако, массового распространения проект не получил – в США начался бум «больших машин», и покупать даже летающий автомобиль по двадцати простых автомобилей никто не торопился.
Было построено всего пять экземпляров, но один из них до сих пор совершает полеты. Этот экземпляр был продан на аукционе за 600 тыс. фунтов стерлингов.
В небесах, на земле и на море – аэромобиль СССР
Не осталась в стороне от летающих автомобилей и наша необъятная Родина. В 1960 году в СССР на Горьковском автозаводе началась своя разработка летающего автомобиля – ГАЗ-16.
Честно говоря, это был не совсем летающий автомобиль! Концептуально транспорт должен был совместить в себе качества обычного автомобиля и судна на воздушной подушке.
Здесь использовался восьмицилиндровый двигатель от ГАЗ-13 «Чайка» (195 л.с.), подвеска была такая же, как на ГАЗ-21. На обычной дороге автомобиль мог разогнаться до 170 км/ч. А вот на бездорожье колеса складывались внутрь кузова гидравлическим приводом, и автомобиль мог двигаться дальше на воздушной подушке, которую обеспечивали два управляемых нагнетателя. Собственно, сама высота «полета» составляла не более 15 см над поверхностью.
Однако нагнетатели, встроенные в кузов, показали невысокие показатели – максимальная скорость на воздушной подушке составляла всего 40 км/ч. Поэтому была создана новая модификация – ГАЗ-16А, где нагнетатели заменили двумя внешними винтами, каждый из которых приводился в действие отдельным двигателем мощностью 28 л.с. каждый.
Третья модель, ГАЗ-16Б, была оснащена уже газотурбинным двигателем ГТД-350 (294 л.с.).
Хотя испытания всех моделей дали положительный результат, в серию автомобиль запускать не стали. Одна из причин – сложность изготовления и конструкции. Также отмечалась нерациональное использование двигателей для создания воздушной подушки. Зато этот эксперимент лег в основу создания современных судов на воздушной подушке – сегодня по периметру всего судна используют гибкие ограждения.
К сожалению, не осталось ни одного целого экземпляра из экспериментальных моделей. Но чертежи никуда не делись, будем надеяться, что и сегодня найдутся энтузиасты, чтобы создать четвертую модель советского аэромобиля!
Взлетят или не взлетят
Как бы то ни было, главная проблема аэромобилей XX века скрывалась в примитивных технологиях, отсутствие электроники и в несовершенных материалах. К тому же для взлета, зачастую, требовалась хоть и небольшая, но взлетная полоса. А люди ждали настоящую фантастику – взлетать у дома и приземляться, где захочешь!
Все изменилось в XXI веке – появление мощных электрических и гибридных двигателей вместе развитием композитных материалов для корпуса дало второе дыхание развитию аэромобилей.
Первый, кто полетел
Множество энтузиастов-конструкторов пытались (и пытаются) создать гибрид автомобиля и самолета. Но не каждый проект доходит до выпуска серийного аэромобиля. Но у нас «их есть» – отличная пара проектов, которые перешагнули уровень «прототип» и вышли на серийной производство.
Автожир «PAL-V Liberty»
Голландская компания PAL-V подняла в небо прототипы своего аэромобиля уже в 2012 году. Концептуально это был автожир (небольшой вертолет). За счет складывающихся винтов аэромобиль мог двигаться в общем транспортном потоке на обычных дорогах.
С 2020 года компания PAL-V приступила к серийному выпуску своего аэромобиля, и автожир «PAL-V Liberty» стал доступен для покупки.
Аппарат оснащен двойной двигательной установкой. При движении по дороге мощность составляет 100 л.с., а максимальная скорость близка к 160 км/ч. Все меняется при движении в воздухе – мощность уже 200 л.с., скорость – 180 км/ч. Причем дальность полета составляет от 400 до 500 км, в зависимости от нагрузки.
По мнению европейских автомобилистов, у автожира «PAL-V Liberty» есть два главных недостатка – взлет и посадку можно осуществлять только с аэродромов. И, кроме водительского удостоверения, требуется лицензия пилота.
Мы взлетим другим путем!
Очередной прорыв свершился в феврале 2025 года!
Американская компания Alef Aeronautics представила рабочий летающий автомобиль. Model A – полноценный электрокар, передвигающийся как по обычным дорогам, так и по воздуху, облетая пробки.
По земле электрокар едет на четырех электрических мотор-колесах. А движение по воздуху обеспечивают 8 пропеллеров, установленных по четыре спереди (вместо капота) и сзади (вместо багажного отделения. Винты закрыты защитными экранами из композитных материалов.
Model A вмещает двух взрослых людей средней комплекции. Заявленная дальность хода по дороге составляет 322 км, по воздуху – 177 км. Воздушная скорость составляет до 170 км/ч. Для движения по дорогам у электрокара есть ограничение в скорости – до 55 км/ч.
Стоимость Model A на сегодня составляет 300 тысяч долларов, но производители сообщают, что хотят снизить цену до 30 тысяч, и сделать автомобиль массовым.
…В общем, работы над летающими автомобилями идут полным ходом. Сегодня мы пока скептически разглядываем фотографии и ролики с прототипами. Но завтра, скорей всего, будем проклинать воздушные «пробки» и скандалить с полицейским на высоте пару километров над землей.
Интересно, какие изменения появятся в «Правилах дорожного движения» с массовым появлением аэромобилях? Напишите в комментариях – будем готовиться к будущему уже сегодня!
На этих колесах можно ехать даже по гвоздям!
Автобусы Екатеринбурга - в 2025 году 100 лет автобусному движению