- — Как так случилось, что сообщества стали частью твоей жизни и работы?
- — А можешь пояснить: чем сообщество отличается от тех же ТГ-каналов, например? Они тоже, вроде как, “клубов по интересам”.
- — Мы заметили, что в IT формат сообществ прижился и очень популярен. Тот же Хабр и DTF развились до крупных медиаплатформ и собирают тысячи специалистов! Люди пишут, комментируют. Это действительно так полезно?
В мире, где технологии развиваются стремительно, непрерывное обучение становится ключом к успешной карьере. Возможностей для роста множество: онлайн- и офлайн-курсы, книги, статьи, конференции, митапы. Но самостоятельно развиваться и учиться новому (да еще и на постоянной основе) бывает непросто — не хватает мотивации, дисциплины, поддержки. Именно поэтому всё больше специалистов обращаются к профессиональным сообществам, которые помогают им расти через обмен знаниями, совместное обучение и нетворкинг.
Недавно в рамках митапа нашего корпоративного сообщества Right line выступал Даниил Холопцев, менеджер продукта в Россельхозбанке и со-основатель сообщества «Немного продакт». Он рассказал про то, как формируются сообщества.
Сегодня мы попросили его поделиться с нами, как профессиональные и «тематические» сообщества способствуют профессиональному росту и как ими правильно пользоваться для достижения целей.
— Как так случилось, что сообщества стали частью твоей жизни и работы?
Вот уже порядка 8 лет я работаю в IT и занимаюсь развитием продуктов на позиции Product Manager. У меня за плечами работа в Samsung и Мегафон. Сейчас я в Россельхозбанке и работаю над разработкой сайта банка и РСХБ ID.
На протяжении всего моего карьерного пути мне было интересно не только расширять сеть деловых контактов, но и получать ценный опыт коллег и просто обсуждать работу с теми, кто разделяет мои интересы и “боли”. Так, я вступил в несколько закрытых продуктовых сообществ, в которых состою по сей день (одно из таких – Product Lifestyle).
Кстати, сообщества у меня не только профессиональные :) Еще есть мои «Квизоманы». Каждую неделю мы вместе участвуем в интеллектуальных битвах команд.
— А можешь пояснить: чем сообщество отличается от тех же ТГ-каналов, например? Они тоже, вроде как, “клубов по интересам”.
Не совсем.
Сообщество — это группа людей, установивших друг с другом социальные связи и совместно создающая через коллаборацию, кооперацию, конкуренцию и конфликты общие идеи, опыт и структуру.
Некоторые путают сообщества с пабликами в ВК или ТГ-каналами. Конечно, на основе этих площадок могут сформироваться сообщества, но сами они таковыми не являются.
Главные отличительные критерии сообществ:
1. там от 3-х и более участников;
2. участники имеют что-то общее: идеи, ценности, принципы, интересы и т.д., — то, что их свело и объединило;
3. участники знакомы друг с другом или хотят познакомится;
4. осознают свою причастность к сообществу;
5. имеют писанные или неписанные правила;
6. в сообществе всегда есть роли.
В отличие от большинства пабликов и каналов, у сообщества не всегда есть цель стать больше и заметнее. В сообществе может состоять всего 3 человека. Главное, чтобы участники ценили свое пребывание в сообществе и «переопыляли» друг друга как пчёлки.
Коммуникативная и кооперативная составляющая очень важны!
— Мы заметили, что в IT формат сообществ прижился и очень популярен. Тот же Хабр и DTF развились до крупных медиаплатформ и собирают тысячи специалистов! Люди пишут, комментируют. Это действительно так полезно?
Вне зависимости от момента с истории, людям хочется объединяться, чтобы делать общее дело. Раньше это были племена для охоты и собирательства, а теперь это созвоны в Zoom со всех концов земного шара. Если добавить к этому сложность IT-индустрии, то кажется, что сообщество тут лучшее решение.
Упомянутые площадки действительно стали важными элементами для роста. Специалисты из IT обмениваются опытом через статьи и заметки, вместе обсуждают вопросы в комментариях, получают обратную связь от коллег.
Но такие платформы полезны, если человек не просто пассивно читает, а активно участвует: пишет, задает вопросы, делится инсайтами.
— Но есть же, допустим, интроверты. Или те, кто не любит активную коммуникацию. Получается, формат сообществ им не очень подходит?
У комьюнити-менеджеров есть правило одного процента. Оно утверждает, что со временем сообщество делиться на участников активных (1%), вовлеченных (9%) и пассивных (90%). Этот 1% поддерживает огонь в сообществе и не дает ему угаснуть, а у лидера сообщества/комьюнити-менеджера задача работать с пассивными, чтобы планомерно активностями повышать их уровень интереса к сообществу.
Так что интроверты могут спокойно себя чувствовать в сообществе. Особенно, если оно реализовано в онлайн-формате. Делиться мнением в комментариях или оставлять свои истории — в этих случаях не нужно вступать в активную коммуникацию :)
— Если сообщества могут принимать разные формы и форматы, то как выбрать для себя подходящее?
Мой совет: идите в поле и общайтесь с таким же спецами. Они поделятся знаниями и контактами. Далее за месяц–два можно понять, что ты действительно хочешь от сообщества и какое сообщество нужно именно тебе.
По началу все сообщества работают в открытую, так как в них мало участников для совершения больших действий. Так что вступить в них гораздо проще, чем кажется на первый взгляд.
Однако со временем некоторые, набрав аудиторию, стремятся ее не потерять и становятся закрытыми. Как правило, там больше профессионалов и это своего рода VIP-сообщества. Специалисты попадают туда через знакомых и инфлюенсеров.
P.S. Стоит помнить, что настоящие сообщества живут от года до трех и дальше дробятся или изживают себя. Поэтому не рассчитывайте на lifelong participation, а концентрируйтесь на решении своих задач “здесь и сейчас” (если мы говорим про обучение и развитие).
— А есть совет, как не нарваться на неподходящее сообщество?
Ты никогда не поймешь качество сообщества (именно для себя) пока не вступишь в него. Живой отзыв может только описать тебе правила и атмосферу, но на него не стоит делать всю ставку.
Если внутри вашей компании есть сообщества, попробуйте начать с них. Помимо того, что оно состоит из людей, которых вы уже знаете и с которыми общаетесь минимум 5 дней в неделю, оно строится непосредственно вокруг вашей профессиональной зоны интереса.
— Действительно ли сообщества могут помочь с профессиональным ростом? Особенно времена, когда любой вопрос может закрыть нейронка.
Во-первых, поиск через нейросети или условный Яндекс.Браузер переоценены. Обычно у тебя есть конкретная проблема, имеющая кучу вводных, и только человек со схожим опытом может действительно качественно подсказать решение или дать пищу для размышлений.
Во-вторых, сообщества для специалиста — это нетворкинг. Ты можешь качественно ответить на ряд вопросов сообщества и тихий CPO в чате пригласит тебя в ответ на собес. You never know.
— А могут ли они — сообщества — заменить классический вариант с обучением: курсами в онлайн-школах, работу с ментором?
Это очень индивидуальная история. Нужно оценить, на каком уровне вы заходите в сообщество и цели. Ведь профессиональный рост тоже может быть разным.
Давайте лучше сперва взвесим плюсы и минусы участия в сообществе на период вашего обучения.
Плюсы: Широта мнений. 10 человек точно знают больше, чем один. И вместе они могут не только полезным мнением поделиться, но и прийти к консенсусу по заданному вопросу.
Кстати, такой феномен называется "Мудрость толпы". Суть в том, что коллективное мнение группы людей часто оказывается точнее, чем мнение отдельного эксперта.
В компаниях это частое явление во время брейн-штормов или, например, митапов. Корпоративные сообщества нередко выстраиваются сперва вокруг потребности сотрудников закрывать специфические вопросы, но при помощи “мудрой толпы”.
Минусы: Обычно в сообществах нет нормальной модерации и системности. Надо потреблять огромное количество ненужной информации, но такова цена знаний.
— А если мы говорим не про обучение и рост в плане навыков, а как эксперта — внутри компании или на рынке. Сообщества тут тоже помогут?
Конечно. В данном случае вы можете быть:
а) рядовым участником сообщества
Но вам тогда надо чаще отвечать на вопросы, тем самым зарабатывая авторитет. Постепенно вы будете приближаться к “ядру” сообщества – тем, кто непосредственно создает настроение внутри и задает адженду.
В рамках корпоративного сообщества Right line нередко участники (a.k.a сотрудники и спецы компании) становятся лекторами и ведущими митапов. Это не только возможность представить свою работу, но и показать уровень экспертности и заинтересованности в вопросе.
Плюсы таких закрытых корпоративных митапов — участники чувствуют себя комфортно в кругу коллег и могут позволить себе презентации с юмором и легкий диалог.
Во внешних сообщества нередко есть шанс выйти на нужных ЛПРов (лиц принимающих решения) и монетизировать свои знания через консалтинг.
б) инициатором сообщества
В этом случае можно нанять толковых джунов или других специалистов, которые будут тем самым ядром сообщества и менеджерить процессы.
Вы уже сами сможете инициировать оффлайн-лекции, митапы и прочие ивентов. Вариантов монетизации своих знаний тут больше.
— Дай совет всем владельцам и комьюнити-менеджерам: как сообществу не скатиться в “вопрос-ответ”?
Нужны активности, которые активизируют участников. Они дадут толчок к тому, чтобы человек оставил след, а дальше зародится правильная культура, которая будет вести сообщество.
Изучайте свою аудиторию. Исследуйте.
— Лучшая, на твой взгляд, активность или формат в рамках сообщества, чтобы помочь участника профессионально расти?
Тут будут полезны воркшопы, где он/она своими руками сможет попробовать для себя что-то новое и закреплять эти знания. А эксперты сообщества будут направлять и подсказывать.
— И последний вопрос: корпоративные сообщества: норм или стрем? :)
Норм!
Они реально могут помочь сотрудникам обмениваться знаниями, обсуждать новые технологии, находить среди коллег наставников и даже продвигаться по карьерной лестнице.
Кроме того, что вы кругозор расширите и, вероятнее всего, вырастите как специалист, так еще и коллективом станете крепче.
ТГ-канал компании Right line: https://t.me/right_line
ТГ-канал сообщества «Немного продакт»: https://t.me/nemnogoproduct