Найти в Дзене
Greg

Трудные тропы к "большому" урану. Как искали уран в Забайкалье

В начале 40-х годов, во время войны, Советское правительство приступило к созданию своего ядерного оружия. Как известно , уже в 1942 году был создан так называемый "Урановый проект", руководителем которого был назначен И.В. Курчатов. Начались работы по созданию первого ядерного реактора в стране. Для этого требовался уран. Много урана. Какое-то количество уранового концентрата в стране имелось - добытый в Ферганской долине, да еще несколько бочек, которые хранились в Перми во время гражданской войны. Они были вывезены туда из Архангельска по указанию Ленина. Интересен факт- бочки эти были захвачены Колчаком, но были отбиты красными. Не удалось Колчаку вывезти их за границу. Да и самому ему тоже не удалось свалить. Итак, стране требовался уран. В этой связи в 1943 году вышло постановление Госкомитета обороны (ГКО) - организовать отдел радиоактивных элементов при Комитете по делам геологии СНК СССР. А в 1945 году, в октябре месяце, было организовано Первое Главное геологоразведо

В начале 40-х годов, во время войны, Советское правительство приступило к созданию своего ядерного оружия. Как известно , уже в 1942 году был создан так называемый "Урановый проект", руководителем которого был назначен И.В. Курчатов. Начались работы по созданию первого ядерного реактора в стране. Для этого требовался уран. Много урана. Какое-то количество уранового концентрата в стране имелось - добытый в Ферганской долине, да еще несколько бочек, которые хранились в Перми во время гражданской войны. Они были вывезены туда из Архангельска по указанию Ленина. Интересен факт- бочки эти были захвачены Колчаком, но были отбиты красными. Не удалось Колчаку вывезти их за границу. Да и самому ему тоже не удалось свалить.

Итак, стране требовался уран. В этой связи в 1943 году вышло постановление Госкомитета обороны (ГКО) - организовать отдел радиоактивных элементов при Комитете по делам геологии СНК СССР.

Урановая слюдка - минерал торбернит.
Урановая слюдка - минерал торбернит.

А в 1945 году, в октябре месяце, было организовано Первое Главное геологоразведочное управление (Первый главк) которому предписывалось заниматься исключительно вопросами поисков и разведки месторождений урана в стране. Возглавил его С.В. Горюнов. А еще в это же врем к урановой проблеме была подключена и наука. В научных институтах ВИМС (Всесоюзный институт минерального сырья), ВСЕГЕИ, ИГЕМ и других. Головным институтом был назначен ВИМС. Основными руководителями научными исследованиями в то время были: В.Г. Мелков, Р,В. Нифонтов, И.Н Зубров, Р.Ф. Данковцев, А.К. Прусс.

С выше упомянутой целью к апрелю 1946 года было создано 270 геологических партий, однако за два полевых сезона значимых результатов получено не было. Для проведения более целенаправленных поисковых работ на уран в ноябре-декабре 1947 года на основе Территориальных ГУ были созданы специализированные экспедиции : Сосновская (г. Иркутск), Невская (г. Ленинград). Кольцовская (г. Ессентуки), Волковская (г.Алма Ата), Березовская (г. Новосибирск), Шабровская (позднее Зеленогорская в г. Свердловске), Горная (Тува). Позднее было создано еще несколько экспедиций в Узбекистане, Казахстане и на востоке страны.

К тому времени в Советском Союзе было известно несколько мелких месторождений урана , расположенных в Узбекистане и Таджикистане. Это были по существу крохи, необходимо было выявить крупные урановые объекты с запасами в десятки- сотни тысяч тонн, поскольку для создания первого реактора требовалось ни много ни мало 200 тонн металлического урана.

Отвлекусь , чтобы понятнее было читателю- поясню, что собой представляет урановая руда. Разные по типу руды встречаются в природе - в осадочных породах (песчаниковый тип), в вулканических образованиях (уран-молибденовый тип), в гранитах, в метаморфических породах (тип несогласия). В рудах уран представлен несколькими основными минералами: настураном ( урановая смолка), уранинитом, урановыми чернями, коффинитом и минералами зон окисления - урановыми слюдками (см. фото №1). Но средние промышленные содержания урана в рудах чаще всего составляют 0,05 -1% (именно средние!), хотя могут достигать 5-10 и более процентов (как например в месторождениях типа несогласия). С учетом того , что урановые руды содержат преимущественно изотоп урана с атомным номером 238 (примерно 99, 4%), а изотоп Уран-235 , который собственно и требуется промышленности, содержится в руда в количестве всего 0,5% , становится понятным, сколько нужно добывать урановых руд для атомного оружия и АЭС.

Итак, созданные в 1947 году спецэкспедиции Первого главка, приступили к интенсивным поискам урана по всей территории страны . Уже в 1948 было выявлено несколько небольших месторождений с высококонтрастными рудами, которые отрабатывались чаще старательским способом (Мраморное на Кодаре в северной части Читинской области), Бутыгычаг на Северо-Востоке. А на Украине были открыты Желтореченское и Первомайское месторождения , средние по запасам.

Но стране требовался "большой уран" - крупные месторождения с хорошо обогатимыми, технологическими рудами. Не буду описывать , какими путями шли различные экспедиции к своим открытиям, перейду к описанию драматических событий, приведших к открытию большого урана в Восточном Забайкалье, территория которого входила в сферу деятельности Сосновской экспедиции. Почему именно ее, а потому что этот вопрос мне хорошо известен, поскольку проработал я в "Сосновке" (так мы, ветераны, ее называем до сих пор) около тридцати лет, в должности геолога, старшего геолога и начальника участков.

Основным положительным фактором при поисках урана в тот период в Сосновской экспедиции (да и в других) , явилось появление в арсенале поисковых методов аэрорадиометрической съемки. На самолетах ПО-2 устанавливалась радиометрическая аппаратура . Самолет летит на высоте 60-70 метров над землей, а радиометр регистрирует радиоактивное излучение и оператор ведет запись маршрута самописцем на бумажной ленте, где указывается интенсивность излучения и привязка маршрута. В зависимости от масштаба поисков, расстояние между профилями залетов составляло от 100 до 250, или 500 метров, при более мелком масштабе -до 2 километров (масштаб 1:200.000). Такой метод позволял за короткий период провести опоискование огромных территорий. Выявляемые аномалии радиоактивности проверялись на земле отрядами наземной заверки.

В 1947 году в составе Сосновской экспедиции была создана аэропоисковая партия №25 (позднее №325) во главе с начальником партии В.Ф. Токиным и главным геологом О.Н.Шанюшкиным. И в 1948 году аэропоисками было открыто первое месторождения урана Мраморное на севере Забайкалья. А в середине 50х годов-крупное месторождение Оловское и группа более мелких Могочинских месторождений. Аэропоиски велись в основном в северных частях Забайкалья, в Северо-Байкальской горной области, в Якутии.

Но главная интрига развернулась на юге Забайкалья, в Даурских степях. В 1948 местный охотник из поселка Кличка, А. Стрельцов охотившийся на сурков (местное название тарбаганы), в выкидах из сурчиной норы нашел куски фиолетового флюорита. Флюорит- минерал, применяемый в качестве флюса при плавке стали, нередко встречается в забайкальских степях. Он подал заявку в Читинское геологическое управление. Заявку приняли, оформили как положено. А проверку заявки провели геологи Читинского ГУ в 1954-55 г.г. (И.П. Березовиков, А.Н. Строганов, В.И. Суханов) . В прокопанном шурфе была обнаружена флюоритовая жила.. А в жиле была отмечена повышенная радиоактивность. Анализ показал высокие содержания урана в жиле. Была также пробурена и скважина №21А , в керне которой содержание урана составило 0,24%. Отмечу, что промышленными содержания урана в те времена считались начиная с 0,05%. Такова предыстория. Все это было указано в отчете читинских геологов за 1955 год. А еще в 1954 году этот шурф был обследован старшим геологом партии №109 Сосновской экспедиции Л.П. Ищуковой, которая дала отрицательное заключение о перспективах на уран.

Схема, показывающая территорию деятельности Сосновской экспедиции ("Сосновгеология). Красные кружочки- месторождения урана.
Схема, показывающая территорию деятельности Сосновской экспедиции ("Сосновгеология). Красные кружочки- месторождения урана.

В этом же году Сосновская экспедиция проводила аэропоиски в указанных местах. Работами руководили В.П. Зенченко и В.П. Приймак. Были выявлены аэроаномалии , совпадающие с аномалиями читинцев, и ряд других аномалий, в частности перспективные аномалии №4 и №29. Стало ясно, что площадь представляет определенный интерес для поисков урановых месторождений. Аэропоиски проводились на большой площади, в которую входила вулканическая структура - Стрельцовская кальдера, где и находились урановые аномалии читинских геологов. В наземном маршруте геолог Владимир Петрович Зенченко вышел на скалу красного цвета- это были риолиты юрского возраста. Радиоактивность по замерам радиометром этих кислых вулканитов составляла 70-100 микрорентген в час ( при нормальном радиационном фоне 17-18 микрорентген в час.) Это уже был признак руды! А дальше начинается геологический детектив.

В.П. Приймак и В.П. Зенченко решили поделиться своими находками с коллегами из партии №109, работавшими в 50 км от стрельцовских аномалий. Приймак с ходу обратился к коллегам с просьбой поехать посмотреть, помочь советом. Но те встретили их довольно холодно и неприветливо. Старший геолог партии №109 Л.П. Ищукова заявила, что она давно видела этот шурф, и написала свое заключение - отрицательное. "Навряд ли там можно ожидать что-либо путного. Аномальная радиоактивность связана с налетами гидроокислов марганца в трещинах пород"- это слова опытной геологини , не первый год работавшей по урановой проблеме. Огорошенные таким приемом Приймак и Зенченко укатили, не солоно хлебавши.

Тем не менее, по прибытию в свой табор, ими было составлено свое заключение : "1. Рекомендуется для предварительной разведки Тулукуевская аэроаномалия (рудопроявление) №4). 2. Благоприятная геолого-структурная обстановка в районе аэроаномалии №4 при наличии высокой радиоактивности пород и многочисленных аномальных значений гамма-поля дает основание к постановке поисковых работ масштаба 1:50000 и 1:10000 на площади Стрельцовского прогиба." Все эти рекомендации есть в отчете партии №125 за 1955 год, хранящемся и поныне в Фондах Урангео (бывшая Сосновгеология" и Росгеолфонде (г.Москва).

Для чего я так все детально расписываю? Да потому что в сети и СМИ везде пестрят статьи, что Стрельцовские месторождения впервые были открыты геологом Л.П. Ищуковой в 1963 году. На самом же деле все было несколько иначе. Не умаляя заслуг Лидии Петровны Ищуковой в деле последующих открытий и разведки месторождений урана Стрельцовского рудного поля, хочу все-таки отметить что к открытию были причастны и другие люди.

Но пойдем дальше. Казалось бы, по рекомендациям Приймака и Зенченко нужно было форсировать поисковые и разведочные работы на уран в пределах Стрельцовской кальдеры. Однако , в 1956 году партия №325 (уже под номером 326) вместе со всем составом была отправлена на Север . Начальником партии 326 был назначен. В.Зенченко. Известный прием- убирать исполнителя, сделавшего перспективную находку. А в партию №325 прибыл новый начальник с чудной фамилией Махно со своим пополнением.

А на Стрельцовку была отправлена проводить поисковые работы партия №102 со старшим геологом Т.Н. Михайловой. И каков был результат. Да отрицательный. Геологи и геофизики партии "закрестили" эти аномалии и рудопроявление. Неперспективными объявили. А работы продолжили к северо-востоку от Стрельцовки. Ушли от руды. Странно все это. Такие рокировки , меняли одну партию на другую, меняли исполнителей. Как будто сознательно уходили от руды.

На защите отчета партии №102 возникли бурные обсуждения, многие специалисты (Г.Н.Ляшонок, А.М. Бильтаев,И.Ф. Гладких и др.) высказали мнение, что партия №102 задачу поисков не выполнила- не учли данных аэроработ. Но тут снова сказала свое "вещее слово" Л.Н. Ищукова: мол партия с задачей справилась и нечего заниматься оценкой "пустых" аномалий- это ее слова. И работы на Стрельцовке с 1957 года были прекращены.

В 1961 году, в декабре месяце, была создана партия №324, начальником которой был назначен В.П. Зенченко, а главным геологом, кто бы вы подумали? Да Л.П. Ищукова. Чудны дела твои , господи! Два специалиста совершенно психологически несовместимые отправлены работать вместе. Но работы в 1962 году в Южном Приаргунье все же были начаты, правда пока не на Стрельцовке. Но в сентябре 1962 В.П. Зенченко и главный инженер партии Н.С Анохин все же решил пробурить скважины на аномалии №4, решили вопреки мнению Ищуковой. И пробурили скважину под номером 170. И получили результат-0,14% урана на мощность 0,8 м. Это были кондиционные руды. И тут приехала отсутствующая на участке Ищукова. Зенченко доложил Ищуковой о полученных положительных результатах, однако Лидия Петровна холодно оборвала его и заявила: "Делайте, что хотите, недолго Вам осталось командовать", и тут же уехала, не попрощавшись. А Зенченко задал еще три скважины, которые тоже вскрыли руду. Как по заявке черта, В.П. Зенченко с 1 октября был назначен начальником новой партии №97, на Севере, где планировалась разведка Торгойского месторождения урана. Такая, вот, опять рокировка в длинную сторону. Странно, но после отъезда В.П. Зенченко проходка буровых скважин была остановлена по указанию Л.П. Ищуковой. Н.С. Анохин в ответ на вопрос, почему это сделано было получил следующее: " Вы главный инженер вот и занимайтесь своими делами, а в геологию не лезьте", хотя он был по образованию геолог. Плюнув на все, Анохин перевелся в другую партию. Как он рассказал мне много лет спустя: "Работать с этой дамой было совершенно невозможно".

А далее еще удивительнее. В отчете работ партии №324 за 1962 год не было упоминаний о результатах бурения на аномалии №4. Исчезли из отчета и графические материалы по участку. Прямо детектив какой-то! Но не тот человек был Владимир Зенченко. Вместе с геологом Н.Н. Прутским он отправился к главному геологу экспедиции О.Шанюшкину. Было доложено о
этой непростой ситуации. Шанюшкин заявил, что о работах 1962 года ему неизвестно. И он решительно заявил: - Теперь это дело под моим контролем. И назначил место новой скважины , №175 в "затылок " скважине 170. Устанавливали эту скважину геофизик Борис Мельник и техник-геолог Ю.Копылевич. И через неделю Ю.Б. Копылевич уже держал керн с урановой рудой с содержанием урана в первые проценты. Так был открыт "большой уран" Стрельцовской кальдеры.

Такая вот, история. А теперь зададимся вопросом, кто же все-таки открывал большой уран Стрельцовской кальдеры. Все приписывают это Л.П. Ищуковой. Лично я полагаю что это были геологи Читинского управления , фамилии которых указаны выше, и Владимир Зенченко. Стрельцовская кальдера названа так по фамилии охотника Стрельцова. В последующие годы в кальдере было открыто 18 месторождений урана с общим потенциалом более 300 тысяч тонн. Аналогов таких в Мире нет. Это уникальный объект. Ни Стрельцов, ни Копылевич, ни Мельник никаких премий не получили, и первооткрывателями признаны не были. Ну, а Л.П. Ищукова впоследствии успешно руководила поисками и разведкой месторождений урана, да , она потом открыла многие объекты, стала доктором наук, Лауреатом всевозможных премий. Но это все было потом, после 1963 года.

А в результате ее "усилий" открытие Стрельцовки было задержано как минимум на 7 лет. Почему не было принято решение о бурении в 1956 году? Ответ- амбиции, нежелание прислушаться к мнению других. Да и нежелание провести оценку рудных зон сразу же после работ читинских геологов. Нужно было протянуть время, чтобы потом получить лавры первооткрывателя. И еще вопрос- почему тогдашнее руководство Сосновской экспедиции не начало работы по заверке аномалий 1948 года? То есть , открытие запоздало на 12-14 лет. Странно все это. И подтасовка результатов, и отрицание очевидных перспектив- загадки, на которые мы не получим ответа. Большинство участников тех событий ушло в мир иной. Честь им и хвала за настойчивость и стремление к поиску. Не всем, конечно.

Теперь на месте те рудных зон стоит в Забайкалье город Краснокаменск. , где работает до сих по Приаргунский горно-химический комбинат, дающий уран стране. Кстати , имя городу дал все тот же В.П. Зенченко- несгибаемый "урановый человек" А что же Сосновка. Позже она стала ПГО "Сосновгеология", затем БФ "Сосновгеология" в составе концерна "Урангеологоразведка", теперь она именуется "Урангео" -последний оплот уранщиков России. По существу, это даже не экспедиция, а крупная партия, ведущая разведку урана на Витимском плато базальтов в Бурятии. Специалистов мало, большая текучка кадров, денег на работы выделяется немного.

А ведь уран потребуется и в дальнейшем. Восточное Забайкалье - огромная и уникальная урановая провинция, и свой потенциал далеко не исчерпала. Там возможно выявление новых типов месторождений урана, в частности "порфирового" типа. Предпосылки этому имеются. В 1984-85 годах я руководил отрядом поисковых работ в Борщовочном хребте, в состав которого входили старший геолог Ю.А. Федин, геологи П.В. Ломыга и С.В. Гурьянов и техники: Е.Г. Павлушкова и Л.В. Жилина. Там в гранитах было обнаружено два рудопроявления урана с вкрапленными рудами. Уранинит присутствовал в калиевых гранитах в виде зерен размером до 1 мм. Такой тип известен в Намибии- месторождение Россинг, которое отрабатывалось карьером. Это месторождение с содержанием урана всего 0,035%, но запасы были огромные, около 60 тыс. тонн. Как знать, вполне вероятно в будущем новые геологи откроют новый Россинг в Борщовочном хребте. И возможно вспомнят эти имена.