Найти в Дзене
Andrey Vink

Про церковных мышей, стартапы и летальные ошибки

Так уж вышло, все 15 лет моего трудового стажа постоянно находился рядом с ЛПР или сам таковым являлся в почти паре десятков бизнесов. Эвент агентство, архитектурное бюро, оценка недвижимости, проектирование дорог, 3 разных it студии, аутстафф из рф в сша (самое удачное из моих личных детищ, жаль не пережил кризис 22-ого года), магазин чая и кофе (не пережил ковидные локдауны), установка слаботочки, сольный it стартап (кстати удачно продал), субподрядчик по устройству коммуникаций в зданиях, большой зарубежный стартап (самый долгосрочный проект, в котором удалось участвовать), программирование микроконтроллеров и автоматизация процессов производств. Вроде все вспомнил. Еще 4 десятка организаций у меня покупали консультации по it сфере с разной степенью погружения в их процессы. Недавно сидел в очереди в больнице и, чтобы убить время, решил описать свое понимание этапов развития классического бизнеса (постить в канал же что-то нужно, а то как ушел в трендс и Х, тут все померло), что на
Оглавление

Так уж вышло, все 15 лет моего трудового стажа постоянно находился рядом с ЛПР или сам таковым являлся в почти паре десятков бизнесов.

Эвент агентство, архитектурное бюро, оценка недвижимости, проектирование дорог, 3 разных it студии, аутстафф из рф в сша (самое удачное из моих личных детищ, жаль не пережил кризис 22-ого года), магазин чая и кофе (не пережил ковидные локдауны), установка слаботочки, сольный it стартап (кстати удачно продал), субподрядчик по устройству коммуникаций в зданиях, большой зарубежный стартап (самый долгосрочный проект, в котором удалось участвовать), программирование микроконтроллеров и автоматизация процессов производств.

Вроде все вспомнил. Еще 4 десятка организаций у меня покупали консультации по it сфере с разной степенью погружения в их процессы.

Недавно сидел в очереди в больнице и, чтобы убить время, решил описать свое понимание этапов развития классического бизнеса (постить в канал же что-то нужно, а то как ушел в трендс и Х, тут все померло), что на каждом этапе имеет значение, а на что не надо тратить время и деньги.

Давайте сразу к результату моих мысленных потуг:

Самое начало.

Основатели бедные как церковные мыши, идея для бизнеса и название организации кажутся максимально важными. Зачем-то на бОльшую часть запасенных денег снимаются офисы и покупается «презентабельная» мебель с мощной техникой. Заказываются дорогие визитки, модные сайты и корпоративный мерч. Это приводит к закрытию 85% всех начинающих бизнесов. По-настоящему важно тут только одно - продать что-то, получить аванс и за него выполнить свои обязательства (создать товар или оказать услугу). Именно в таком порядке. Сначала продажа, потом создание продукта/услуги (неплохо заранее понимать как это будешь делать, но не обязательно). Точка. Больше ничего не имеет значения.

Стартап.

Тут происходит активная стадия проб и ошибок. Выстраиваем два алгоритма: продажи и производство. Работа идет 24/7, ошибок критически много, из-за этого маржа сильно падает, заказы приходят нестабильно, кассовые разрывы поджидают каждый месяц, прибыли еле хватает на жизнь и то не всегда. Появляется первый человек в найме (иногда даже 2-3) по причине «иначе я один сдохну». Тут крайне важно не отвлекаться от создания конвейеров получения заказов и выполнения обязательств. Жизненно необходимо выявить рабочие схемы и пристрелить нерабочие. По пути желательно не проспать юридические и бухгалтерские вопросы, но так как обороты мизерные, не критично. Тут к летальному исходу приводят вредные советы с прошлого этапа (офис, дорогая «упаковка», раздувание штата).

Стабилизация.

По наблюдениям наступает при достижении 1 млн месячной выручки. Стало понятно как работает ниша. Алгоритмы выстроены. Теперь надо наращивать оборотку. Нанимаются люди, которым делегируются процессы из конвейеров продаж и производства, штат выходит в зону 10-20 человек. Надо серьезно заняться юридической и бухгалтерской зонами. Тут имеет смысл наконец-то потратить время на бизнес модель и разведать как живут конкуренты с годовым оборотом больше 100млн, чтобы понять куда и как надо двигаться, поставить цели на основе анализа. На этом этапе приходится вкладываться в хорошую упаковку, иначе поднять цену в уровень рынка не получится, на офисе продолжаем максимально экономить.

Малый бизнес.

3-5 млн месячный оборот.

Наконец-то можно себя ассоциировать с предпринимательством. Базовые процессы выстроены, люди обеспечивают работу ключевых алгоритмов, у собственника появляется свободное время (тобишь вместо работы по 16 часов без выходных можно работать всего 10 ч только по будням). Неплохо, если к этому моменту жена не уехала к маме, прихватив детей, а квартиру не забирают приставы за просрочку кредитов. Начинаем максимально копировать более удачливых конкурентов, которых изучили на прошлом этапе. Ключевая цель - выстроить систему, которая не развалится, если уехать на месяц в отпуск. Начинается оптимизация процессов, прибыль должна быть минимум 20% от оборота (для РФ), в идеальном мире стабильные 40%, но такого в реальности не видел. Сотрудники ведут базовые процессы, собственник занимается развитием. Наконец-то можно вложиться в приличный офис. Главная ошибка, которая здесь губит бизнес, - зазнавшийся собственник, у которого резко повышается самомнение и начинается мажорство. Типичная летальная ситуация: вынуть бабки из оборота, купить дорогую тачку, словить кассовый разрыв, закрыть бизнес, погасить долги этой же машиной, уйти работать в найм.

Малый стабильный бизнес.

Доросли до 100мл годовой оборотки.

Система выстроена. Дивидендный доход наконец-то позволяет собственнику купить дорогую тачку не вынимая денег из оборота, возить семью на дорогие курорты и мажорствовать без последствий для бизнеса. На этом этапе важно внутри компании сформировать резервный фонд хотя бы на пол года существования (неплохо бы раньше, но деньги для этого появляются только сейчас). Как правило тут бизнес сталкивается с первым финансовым кризисом, который проверит стабильность выстроенной системы. Очень важно пройти его без сокращения штата, иначе компания сразу откатится на прошлый этап. Точками роста становится найм опытных талантливых сотрудников на топовые позиции, автоматизация всего что только можно и внедрение kpi (да-да, до этого момента трата ресурсов на этот процесс больше, чем польза). Типичные летальные ошибки на этом этапе: оптимизация через сокращение штата, собственник продолжает ручное управление в режиме «я тут царь», вместо передачи управления топ менеджерам (надо наблюдать и корректировать, но не вмешиваться своими руками). Два исключения, когда «глава» должен войти в процесс: найм топ менеджеров и «внезапный финансовый кризис».

Средний бизнес.

700млн оборота.

С этой точки у меня уже нет ни опыта, ни насмотренности. Единственное, что знаю, - точками роста становится нетворк с большими ребятами (это которые больше 2 млрд оборотки) и GR (способность решать вопросы и продвигать свои интересы в гос структурах).

Вот такая сформировалась «картина развития бизнеса».

Знаю, что меня читают много управленцев и предпринимателей, буду крайне рад дополнениям и исправлениям от вас.

P.S. Про форматы стартапа на инвестициях с наращиванием капитализации и сольные инди проекты на over автоматизации тоже планирую написать, там интереснее, чем в классическим бизнесе.