Найти в Дзене

Сказка о космосе

13 марта 2025 года исполняется 125 лет со дня рождения Виктора Тихоновича Черноволенко (1900—1972), художника-интуитивиста, участника объединения «Амаравелла» (от санскр. – «ростки бессмертия»). Как и другие члены этой группы, он через творчество развивал идеи русского космизма. Виктора Черноволенко связывала большая дружба с семьёй Митусовых, глава которой – Степан Степанович – был близким другом Н. К. Рериха и двоюродным братом Е. И. Рерих, дочь же Степана Степановича, Людмила Степановна, стала основательницей Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге. Творчество В. Т. Черноволенко ценил Ю. Н. Рерих, близким общением с которым художник очень дорожил. Виктор Тихонович вспоминал: «Оглядываясь назад, могу сказать, что во второй половине [19]20-х годов в моей жизни произошло огромное событие – я познакомился с такими художниками, как Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий, Вера Николаевна Пшесецкая (Руна), Александр Павлович Сардан, Сергей Иванович Шиголев, Пётр Петрович Фатеев. Ме

Виктор Тихонович Черноволенко

В.Т. Черноволенко
В.Т. Черноволенко

13 марта 2025 года исполняется 125 лет со дня рождения Виктора Тихоновича Черноволенко (1900—1972), художника-интуитивиста, участника объединения «Амаравелла» (от санскр. – «ростки бессмертия»). Как и другие члены этой группы, он через творчество развивал идеи русского космизма.

Виктора Черноволенко связывала большая дружба с семьёй Митусовых, глава которой – Степан Степанович – был близким другом Н. К. Рериха и двоюродным братом Е. И. Рерих, дочь же Степана Степановича, Людмила Степановна, стала основательницей Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге. Творчество В. Т. Черноволенко ценил Ю. Н. Рерих, близким общением с которым художник очень дорожил. Виктор Тихонович вспоминал:

«Оглядываясь назад, могу сказать, что во второй половине [19]20-х годов в моей жизни произошло огромное событие – я познакомился с такими художниками, как Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий, Вера Николаевна Пшесецкая (Руна), Александр Павлович Сардан, Сергей Иванович Шиголев, Пётр Петрович Фатеев. Между нами установились дружественные отношения: оказалось, нас всех объединил глубокий интерес к искусству, творчеству Н. К. Рериха. В 1926 году Елена Ивановна, Николай Константинович и Юрий Рерихи по пути на Алтай приехали в Москву, и Б. А. Смирнов-Русецкий встречался с этой семьёй. Позже я, по совету Бориса Алексеевича, прочитал книгу “Община”. Встречаясь, мы обсуждали прочитанное, стараясь многое осмыслить… Нас очень интересовали философия, теософия, особенно древние учения Индии. Разговоры о смысле жизни, о предназначении художника, музицирование, чтение стихов… Содружество наше и личные симпатии создавали особую атмосферу доверительности и взаимопонимания. Так сложилась творческая группа, которой дали название “Амаравелла”. Идеи космизма, освобождения человека от пут земного притяжения, вера в возможность совершенствования человека были главными для “Амаравеллы”».

В фондах музея-института семьи Рерихов хранится коллекция художественных работ В. Т. Черноволенко (рисунки и картины) разных лет, сформировавшаяся из собрания семьи Митусовых и даров музею-институту вдовы художника, М. Ф. Дроздовой-Черноволенко.

Ю. В. Линник, философ, исследователем творчества не только В. Т. Черноволенко, но и других членов «Амаравеллы» отмечал:

«Виктор Тихонович Черноволенко был художником-сказочником. Его картины пленяют именно своим сказочным звучанием, – это их основное и определяющее свойство. Но зритель сразу чувствует: перед ним особая сказка. В ней нет характерной для сказочного жанра стилизации прошлого. Живописные сказки Виктора Черноволенко обращены к будущему. Они не ретроспективны, а скорее прогностичны. Интуиция художника пытается воссоздать образ будущего космоса. Его живопись и сказочна, и космична одновременно. Виктора Черноволенко хочется назвать мастером космической сказки. Такое определение точнее всего выявляет и своеобразие его поисков, и место этих поисков в общем контексте развития космической живописи».