Найти в Дзене
Терская область

Причины скотокрадства в стан. Червленной.

Казачья неделя. 1907, № 8 (2 марта) Причины скотокрадства в стан. Червленной. Во время Кавказской войны чеченцы и кумыки переправлялись партиями чрез реку Терек, на левую её сторону в червленскую степь, откуда угоняли в свои родные горы много казачьего скота. Казаки в свою очередь делали организованные набеги въ чеченские и кумыкские наделы и отбирали у них скот в возмещение захваченного. По покорении Кавказа и замирении Чечни, набеги со стороны чеченцев и кумыков прекратились, а равно и со стороны казаков, и как чеченцы и кумыки, так казаки стали друг с другом жить мирно и покуначились. После куначества чеченцы и кумыки стали приходить и приезжать к своим знакомым казакам, для найма рабочих на время жатвы проса сенокошения, для обмена своих произведений, по коммерческим делам и проч., казаки для покупки бурок, башлыков, колес и проч., приискания работы и иногда для обмена своих произведений. Казалось бы, что такое посещение как с одной, так и с другой стороны желательно и даже необход

Казачья неделя. 1907, № 8 (2 марта)

Причины скотокрадства в стан. Червленной.

Во время Кавказской войны чеченцы и кумыки переправлялись партиями чрез реку Терек, на левую её сторону в червленскую степь, откуда угоняли в свои родные горы много казачьего скота. Казаки в свою очередь делали организованные набеги въ чеченские и кумыкские наделы и отбирали у них скот в возмещение захваченного. По покорении Кавказа и замирении Чечни, набеги со стороны чеченцев и кумыков прекратились, а равно и со стороны казаков, и как чеченцы и кумыки, так казаки стали друг с другом жить мирно и покуначились. После куначества чеченцы и кумыки стали приходить и приезжать к своим знакомым казакам, для найма рабочих на время жатвы проса сенокошения, для обмена своих произведений, по коммерческим делам и проч., казаки для покупки бурок, башлыков, колес и проч., приискания работы и иногда для обмена своих произведений. Казалось бы, что такое посещение как с одной, так и с другой стороны желательно и даже необходимо, между тем после таких куначеских посещений чеченцами и кумыками нашей станицы и ночлегов у нас, на смену открытых грабежей появились кражи скота. Это объясняется тем, что чеченцы и кумыки сомнительной благонадежности, под предлогом своих хозяйственных надобностей, заходят в нашу станицу, в особенности в летнее время, когда в ней остается старый да малый, высматривают заборы да запоры, расспрашивая, кто находится в доме, а ночью мирно, по-куначески, выгоняют со двора казака скот и переправляют его ночью на правую сторону реки Терека, а иногда привязывают и в лесной чаще нашего надела на дневку, откуда в следующую ночь переправляют через Терекъ во свояси.
  Некоторые казаки низкой нравственности, благодаря куначескому общению с туземцами скотокрадами, привили к себе привычки легкой наживы и стали отчасти помогать туземцам, несомненно за плату, в краже скота у казаков, путем указания дворов, из которых можно легко и с успехом выгонять скот и отчасти сами воровать и передавать краденное туземцам. Вследствие такого пособничества казаков, воровство в нашей станице до такой степени развилось, что наводило на жителей ужас; говорю ужас потому, что воры, бывали случаи, беспощадно убивали владельцев скота при обнаружении их, воров. Общество наше замеченных казаков в подобных и других кражах исключило из своей среды путем высылки административным порядком в Сибирь и другие губернии России на постоянное жительство. После такой высылки по несколько человек, оставшиеся воры временно бросили свое гнусное ремесло, а затем снова к нему возвращались, когда общество после затишья воровства переставало следить за их поступками. Таких случаев высылки порочных лиц сразу по несколько человек у нас было не мало. Последний случай был в прошлом году в бытность атаманом
урядника П. Е. Рогожина. Теперь, говорят червленцы у нас в станице наступила тишина, в смысле отсутствия краж скота, за что жители нашей станицы благодарят г. Рогожина.
  Чтобы положить вообще конец скотокрадству, подрывающему в корне благосостояние червленца, обществу нашему необходимо теперь же установить строгий надзор за подозрительными казаками, а равно и за прибывающими в нашу станицу туземцами, вменив в обязанность каждому станичнику сообщать в станичное правление о прибытии к нему туземца, для проверки его вида на отлучку из селения и наблюдения за ним во время нахождения его в станице. Вот таким путем, при добросовестном отношении каждаго станичника, можно отучить туземцев и казаков скотокрадов от воровства у нас скота и пресечь заразу, распространяемую этими скотокрадами на окружающую их среду.

Георгий Малайченков.