Михаил Васильевич Нестеров (1862—1942) — выдающийся русский и советский живописец религиозно-патриотического направления. Он полностью сформировался как художник и обрёл поистине всемирную славу задолго до 1917 г. Родом из богатой купеческой семьи, Нестеров обучался последовательно в мужской гимназии Уфы и реальном училище К. П. Воскресенского в Москве, прежде чем поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1877—1881) в классы П. С. Сорокина, И. М. Прянишникова и В. Г. Перова. Проучившись около года в Академии Художеств Российской империи на курсе П. П. Чистякова (1881—1882), Нестеров разочаровался в столичной жизни, вновь перебрался в Москву и завершил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством А. К. Саврасова и В. Е. Маковского.
В 1885 г. Нестеров получил звание свободного художника, в 1886 г. — звание классного художника и Большую серебряную медаль, в 1898 г. — звание академика живописи.
В 1905 г. Нестеров вступил в Союз русского народа — праворадикальную монархическую организацию махровых черносотенцев. Эти ребята с удовольствием убивали евреев и социалистов всех мастей и помогали душить Первую Русскую революцию (09.01.1905—03.07.1907). Понятно, что сам Нестеров никого не убивал и не душил — но это значит официально объявить о своей политической позиции, как если бы вступить в революционно-террористическую партию социалистов-революционеров, или в РСДРП, или в гитлеровскую НСДАП.
Уже сам этот факт, казалось бы, должен был навсегда перечеркнуть для Нестерова возможность жить и работать в Советской России после победы большевиков. Но нет — в конце Гражданской войны, в 1920 г. он переезжает с Северного Кавказа в Москву и ещё более 20 лет продолжает работать, рисуя портреты знаменитых людей, автопортреты, пейзажи, пасторали (фр. pastorale «пастушеский, сельский»), картины русской старины, Христа, святых и своих любимых странников и монахов.
Во время Большого Террора в 1938 г. зять Нестерова юрист Виктор Шретер был расстрелян по обвинению в шпионаже, а дочь художника Ольга Михайловна (его супруга) была отправлена в лагерь в Джамбул. Самого живописца тоже арестовали и он провёл две недели в Бутырской тюрьме.
Вот тут бы любителям поговорить о Кровавом Палаче и Безбожнике Сталине и возликовать — но вышла нестыковочка.
Во-первых, Нестерова... отпустили. Во-вторых, дочь художника в 1941 г. вернули из лагеря (но не будем отрицать — с подорванным здоровьем, тем не менее не забудем и тот факт, что она прожила до 1973 г.). В-третьих, на Нестерова как из Рога Изобилия посыпались сталинские награды:
- Сталинская премия I степени (1941) — за портрет академика И. П. Павлова (1935)
- звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР (01.06.1942)
- орден Трудового Красного Знамени (01.06.1942)
В-четвёртых, в начале 1942 г. были опубликованы воспоминания живописца.
Нестеров продолжал рисовать до самой смерти и умер от инсульта 18.10.1942 на 81-м году жизни.
Из глубоко религиозного черносотенца, убеждённого монархиста купеческого происхождения и знаменитого церковного художника в лауреаты Сталинской премии первой степени — вот так Кровавый Палач Сталин душил дореволюционную русскую живопись...
А как художник Нестеров действительно велик и картины его вошли в золотой фонд русского и мирового искусства и культурной сокровищницы человечества.