Найти в Дзене
КИРИН59 говорит

“Присутствие”: мистическая семейная драма

Оглавление

Кино, как творческая сфера, не лишена и частых творческих экспериментов. А раз уж я позавчера рассказал про “Зону интересов”, отличающуюся постановкой в одном доме с множества камер, то продолжу другим экспериментом, чьё место действие ограничено жилищем.

Сегодня поговорим про “Присутствие” (Presence, 2024) от более известного экспериментатора Стивена Содерберга и более известного автора Дэвида Кеппа в качестве сценариста. Основное отличие их фильма в том, что вся история полностью показана от первого лица – от лица живущего в доме призрака.

Локализованная афиша фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Локализованная афиша фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

О сюжете

Обычная американская семья – Крис (Крис Салливан), Ребекка (Люси Лью) и их дели подростки: сын Тайлер (Эдди Мэдэй) и дочь Хлоя (Каллина Лян) – покупают отреставрированный дом, не зная, что он уже обитаем.

Глазами неведомой сущности мы будем наблюдать за их жизнью, узнавать их характеры и секреты. И могло бы быть совсем скучно, если бы Хлоя не чувствовала в доме чьё-то присутствие.

Больше о сюжете фильма и знать-то не обязательно. Достаточно и того, что весь он снят с точки зрения привидения. Но важно не обмануться, как первые зрители, которые поверили в заявления, что, мол, Содерберг снял первый в карьере хоррор.

Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Семейная драма

Да, “Присутствие” рекламировали именно как хоррор, которым оно совсем не является. И триллером, если уж на то пошло, его можно назвать весьма условно – благодаря ключевому сюжетному повороту в конце.

А вот на остальные 90 % это семейная драма.

Ребекка – настоящая глава семьи, этакая “железная леди”, работает в финансовой сфере. Её муж Крис – мужчина крупный, но мягкий и податливый, при этом постоянно в каких-то заботах. Типичный тихоня. Тайлер – красавец парень, будущий спортсмен. Хрупкая Хлоя – такая же тихоня, меланхоличная и подавленная из-за смерти подруги.

Такими их встречает привидение и зритель. А потом узнаёт, что у Ребекки на работе проблемы, которые грозят уголовным наказанием и что сына она любит гораздо больше, чем дочь. Что тихоня Крис хотел уйти от своей властной жены и что он больше любит дочь, совсем не понимая сына. Что красавец Тайлер на самом деле тот ещё говнюк, который буллит девочек в школе и почти ненавидит сестру. Что Хлоя – бывшая наркоманка (её подруга умерла как раз из-за передозировки), которая от тоски начнёт встречаться с другом брата, таким же неприятным типом.

Внешне презентабельные и счастливые Пэйны на самом деле такими не являются. И подглядывая за ними вместе с привидением не сразу понимаешь, что чувствуешь некий вуайеристский интерес, любовь зрителя к которому подтвердил Альфред Хичкок ещё в “Окне во двор” (1954).

Однако если бы не тот, чьими глазами зритель будет за ними смотреть, то фильм так и остался бы драмой с заведомом трагичным финалом.

Хлоя (Каллина Лян), кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Хлоя (Каллина Лян), кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Мистика и штампы

Форма – съёмка от первого лица призрака – главное (и, вероятно, единственное), чем фильм завлекал. Именно благодаря ей “Присутствию” можно многое простить.

Передвигающиеся предметы, закрывающиеся двери, плавные пролёты через весь дом и выглядывания в окна – кажется, всё это уже где-то было и не один раз. Даже визит медиума окажется закономерным и ожидаемым после того, как Хлоя расскажет родителям, что чувствует в доме чьё-то присутствие.

Просто сценарист Кепп рассказывает очередную мистическую историю, к которым всегда тяготел (“Отзвуки эха”, “Город призраков”, “Тебе стоило уйти”), неприкрыто развешивая ружья и давая ожидаемую шокирующую концовку, раскрывающую личность призрака.

Но благодаря человеку-оркестру Содербергу (он здесь ещё и оператор и монтажёр) чуть устаревший сюжет Кеппа выглядит свежо и даже увлекательно. Вместо обычных склеек в фильме элегантные затемнения, дубли часто длинные и с подвижной камерой. Смотрится аутентично и потому увлекательно, даже если призрак просто подслушивает очередной разговор.

Небольшой факт для кинолюбителей: в “Присутствии” на 80-минутный хронометраж меньше сотни монтажных склеек. Примерно как в “Гравитации” (2013) или “Бёрдмэне” (2014).
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Итог

Премьера “Присутствия” состоялась 19 января 2024 года на главном кинофестивале независимого кино «Сандэнс», а уже через несколько дней картина оказалась в прокате, где не смогла показать каких-либо выдающихся результатов. Производственный бюджет в 2 миллиона, конечно, отбила, но из-за особенностей проката независимых картин, сложно говорить о прибыльности. Вероятно, на пару пачек чипсов и удалось заработать.

Критикам кино скорее понравилось, а вот зрители скорее всего были обмануты маркетингом и понаставили фильму низких оценок.

Как по мне, “Присутствие” очень любопытное кино в плане постановки и ностальгическое в плане сюжета. По итогу не страшное, чуточку меланхоличное и достаточно элегантное. А потому далеко не для массового зрителя.

У Пэйнов дома присутствовал Кирин59.

Смотрите только Хорошее Кино.

Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Оценки фильма на момент написания настоящей статьи:

Зрители

Кинопоиск: 6.0 (46,1 тыс. оценок)

IMDb: 6.2 (15,2 тыс. оценок)

Роттен Томатос, зрители: 52 % (500+ оценок)

Профессиональные обозреватели

Роттен Томатос, критики: 88 % (216 рецензий)

Метакритик: 77 из 100 (52 рецензии)

Рейтинг кинокритиков в России (по данным Кинопоиска): 70 % (10 рецензий)

Соотношение бюджета / к заявленным кассовым сборам (США + мир) в млн. $:

“Присутствие” (2024): 2 / 9,3 (6,9 + 2,4)